Классификация учебных проектов

Общие положения

Учебный проект – одна из личностных ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.

На современном этапе обучения в условиях сосуществования разных программ акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирования и обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способы ведения образовательной деятельности. Этим обусловлены введения в образовательный контекст учебных заведений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Технология проектной деятельности

2.1. В основе организации проектной деятельности обучающихся лежит метод учебного проекта – одна из личностно ориентированных технология, способ организации самостоятельной деятельности студентов, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

2.2. Учебный проект, с точки зрения обучающегося, - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально использовать свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

2.3. Учебный проект, с точки зрения преподавателя, - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности студентов:

· анализ проблемного поля, выделение проблем, формулировка ведущий проблемы, постановка задач;

· целеполагание и планирование деятельности;

· самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта);

· презентация (самопредъявление, формирование имиджа) деятельности и ее результатов;

·  подготовка материалов для проведения презентации в наглядной форме с использованием для этого специально подготовленного продукта проектирования;

· поиск необходимой информации, ее систематизация и структуризация (вычленение и усвоение необходимого знания информационного поля);

· применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;

· выбор, освоение и использование технологии, адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;

· проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).

Основные требования, предъявляемые к учебным проектам

Учебные проекты должны удовлетворять следующим требованиям:

3.1. Наличие в рамках проекта значимых задач (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения.

3.2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предлагаемых результатов проекта.

3.3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов в рамках проекта.

3.4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

3.5. Использование исследовательских методов при выполнении проекта.

Классификация учебных проектов

Учебные проекты, существующие в образовательной практике, делятся на несколько групп по следующим признакам.

4.1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:

· исследовательский проект, включающий обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.;

· информационный проект, направленный на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Итогом такого проекта часто являются публикация в СМИ, в том числе и в Интернете;

· творческий проект, предполагающий максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов, в качестве которых могут выступать альманахи, театрализации, произведения изобразительно или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;

· ролевой (игровой) проект, участвуя в котором проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого его окончания (чем завершится судебное заседание? будет ли разрешен конфликт и заключен договор?);

· практико-ориентированный проект, нацеленный на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика, результат которого заранее определен и может быть использован для нужд группы, курса, колледжа, микрорайона, города, государства.

4.2. По предметно-содержательной области:

· монопроект, выполняемый в рамках одной области знаний;

· межпредметный проект, реализуемый на стыке различный областей.

4.3. По характеру координации проекта:

· с непосредственной (жесткой или гибкой) координацией;

· со скрытой координацией (координатор неявный, имитирующий участника проекта, что часто характерно для телекоммуникационных проектов).

4.4. По характеру контактов (среди участников одной группы, курса, образовательной организации, города, региона, страны, разных стран мира).

4.5. По количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый).

4.6. По продолжительности проекта: мини-проект (на одно учебное занятие), краткосрочный (4-6 занятий), длительный (месяц, семестр, учебный год и т.п.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: