Формальные и содержательные аспекты высшего психологического образования
Формирование профессионального мышления психолога
Учебный план подготовки и квалификационные требования к выпускнику
Тема 7. Отечественный и зарубежный опыт подготовки психологов.
Вхождение человека в профессиональную деятельность в роли специалиста предполагает прохождение им определенных этапов профессионального образования. Основу профессионального образования психологических кадров составляет систематическое обучение в учебных заведениях различного типа. Профессиональное образование рассматривается как система образовательных технологий, ориентированных на формирование у человека необходимых для данной профессии знаний, умений и качеств.
Для реализации целей образования в стране функционирует система образования, представляющая собой совокупность:
- системы образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
|
|
- сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;
- системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.
Так, в США, например, высшее образование включает несколько самостоятельных циклов обучения, каждый из которых завершается получением соответствующей степени и рассматривается как одна из трех ступеней высшей школы, дающая определенные права при продолжении обучения и при устройстве на работу. Первая ступень представлена двухгодичными колледжами, осуществляющими подготовку кадров среднего звена (как правило, вспомогательный или технический персонал, принимающий участие в психологическом обслуживании под наблюдением квалифицированного специалиста). Выпускникам двухгодичного колледжа присуждается степень младшего специалиста. К высшим учебным заведениям II ступени относятся четырехгодичные колледжи, самостоятельные или входящие в состав университета. Выпускникам четырехгодичного колледжа присуждается степень бакалавра. Высшими учебными заведениями III ступени, ориентированными на подготовку специалистов высокого класса и дающими право на получение степени магистра и доктора наук, являются в основном университеты. В рамках одного университета, как правило, функционируют и исследовательские школы, готовящие научных работников и осуществляющие фундаментальные исследования, и профессиональные школы, ведущие подготовку специалистов-практиков.
Системообразущим фактором, определяющим в конечном итоге содержание, организационные формы и методику обучения, являются цели образования. Основным нормативным документом, определяющим целевые ориентиры подготовки специалистов, являются требования Государственного образовательного стандарта.
|
|
Стандарт - это интегрированная междисциплинарная категория, призванная закрепить представления о целевой модели такого сложного многопрофильного, многоуровневого объекта, как образовательная система. Государственный образовательный стандарт - нормативный документ, который:
- учитывает состояние социокультурной среды, потребностей и возможностей заинтересованных сторон;
- ориентируется на оптимальный конечный результат образования;
- соблюдает преемственность стандартов по ступеням образования;
- учитывает национально-региональные особенности в развитии образования и личностей учащихся;
- соответствует интересам государства, отдельно взятого региона и типа учебного заведения, требованиям воспитания и развития личности обучаемого;
- нормализует учебную нагрузку обучаемых, приводит ее в соответствие с требованиями разноуровневой подготовки в различных типах учебных заведений с учетом преемственности в обучении.
Установленные стандарты принимаются за эталон при оценке качества образования и подготовки специалиста. Цели профессионального обучения определяются исходя из представлений о будущей профессиональной и общественной деятельности специалиста. Такая деятельностная модель должна быть прогностической, учитывать перспективы, тенденции развития научно-технического прогресса в профессиональной сфере деятельности. В современных экономических условиях в качестве значимого критерия эффективности функционирования образовательной системы предлагается рассматривать “конкурентоспособность” специалиста как его готовность к успешной деятельности на рынке труда.
Таким образом, для реализации целей образования и включения его содержания в контекст образовательного учреждения необходимо иметь в виду три составляющие, которые должны определять специфику подготовки будущего психолога:
- “знаниевая” составляющая, т.е. научные психологические знания об объектах и процессах окружающего мира, способные послужить основой для их привлечения в профессиональной деятельности и жизнедеятельности будущего специалиста;
- профессиональная составляющая, т.е. нормативные представления об основных видах деятельности выпускника;
- образовательная составляющая, т.е. совокупность методических средств и организационных форм взаимодействия обучаемого и преподавателей.
Совокупность названных векторов образует так называемое дидактическое пространство, организационной единицей которого является учебное занятие, а логико-дидактической – учебная дисциплина. В их рамках обеспечивается целесообразный синтез научного знания, элементов будущей профессиональной деятельности и методических средств в интересах формирования профессиональной компетентности будущего специалиста.
В качестве непосредственных выразителей параметров дидактического пространства определенного вуза выступают:
а) квалификационная характеристика как выражение деятельностной составляющей обучения;
б) учебные планы и программы как научная сторона обучения;
в) учебные материалы как выражение методической стороны обучения.
Содержание этих нормативных документов четко регламентирует состав и строение учебного процесса.
“Деятельностная модель” специалиста отражена в специальном нормативном документе – квалификационных требованиях, т.е. требованиях к уровню профессиональной подготовки выпускника вуза. При этом квалификационные требования (квалификационные характеристики) разрабатываются на специальность (специализацию) комиссиями в составе представителей учреждений, предприятий и организаций, для которых ведется подготовка специалистов данного профиля, и представителей соответствующего вуза. Квалификационные требования согласовываются с заинтересованными сторонами, утверждаются руководителями вузов и доводятся до всех участников учебного процесса.
|
|
Учебные планы и учебные программы разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов, профессиональных образовательных программ и квалификационных требований к выпускникам вуза по соответствующим специальностям.
Учебный план - документ учебного планирования, содержащий названия учебных дисциплин, время, отводимое на их изучение, распределение их по семестрам. Учебный план разрабатывается на каждую специальность.
Учебная программа - документ, разрабатываемый по каждой дисциплине учебного плана и определяющий научное содержание, методическое построение учебной дисциплины, наименования и основные вопросы разделов и тем, распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий.
Тематический план изучения дисциплины разрабатывается на период действия учебного плана и программ и является основным рабочим документом кафедры и преподавателя. Он конкретизирует содержание и организацию изучения дисциплины, содержит перечень учебных вопросов, организационно-методические указания по проведению и материально-техническому обеспечению каждого учебного занятия. Тематический план разрабатывается кафедрой, подписывается заведующим кафедрой и утверждается руководителем вуза (ректором). В тематический план оперативно вносятся все необходимые изменения, касающиеся содержания, организации и методики преподавания дисциплины. Изменения утверждаются лицом, утвердившим тематический план.
Еще один вид содержания образования - учебный материал. Учебный материал, в отличие от учебной дисциплины, - это всегда некоторые “овнешненные”, материализованные формы, в которых помимо дидактических характеристик учебного знания находят свое выражение и личностные характеристики субъектов педагогического взаимодействия. Ими могут быть учебные тексты, наглядные материалы (схемы, таблицы и т.п.), всевозможный раздаточный материал для самостоятельной работы обучаемого и т.п.
|
|
Основной результат процесса обучения состоит в формировании у обучаемого целостной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и ценностного отношения к действительности. В этом состоит основное предназначение любой дидактической системы, и именно по этим показателям оценивается степень ее эффективности. Для выпускника высшего учебного заведения это означает овладение профессионально значимыми знаниями и способами деятельности, которые бы гарантировали ему успешность трудовой деятельности по полученной специальности.