Основным источником знаний и средством обучения является школьный учебник. Требуется, чтобы в нем раскрывались основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. В дидактике утвердилось такое определение школьного учебника: это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей.
Учебник истории выполняет следующие функции: координирующую (ядро обучения); информативную (источник информации); систематизирующую (дает систему знаний по предмету); интегрирующую (интеграция знаний и умений школьников); контролирующую (проверка знаний и умений); трансформационную (носитель содержания программного материала); самообразования (средство самостоятельного изучения истории): воспитательную (средство эффективного воздействия на формирование и развитие личности).
Учебник истории имеет определенную структуру. Содержание учебника можно условно представить в двух компонентах: текстовом и внетекстовом. Весь текст учебника по своему объему и назначению делят на основной, дополнительный и пояснительный текст. Основной текст можно охарактеризовать как вводный, информационный и заключительный. Информационный текст, составляющий большую часть основного, по приемам изложения делится на описательный, повествовательный, объяснительный и проблемный. Дополнительный текст представлен в учебниках документами и отрывками из научно-популярной и художественной литературы. Пояснительный текст необходим для объяснения непонятных школьникам слов, употребляемых в основном тексте, для комментариев к иллюстрациям. Наиболее эффективно потенциал пояснительного текста используется тогда, когда он состоит из сведений о названии и авторе изображения, месте его создания или находки, характере, сюжете, идее изображения. Важной для изучения истории является информация о представленных в учебнике документах и их авторах.
|
|
Среди внетекстовых компонентов первыми притягивают внимание иллюстративные материалы. Страницы по истории оживают в рисунках современных авторов, созданных на сюжеты параграфов, в репродукциях художественных произведений на исторические темы, в документальных изображениях. Условно-графическая наглядность в виде карт, схем, планов, чертежей, таблиц и т.д. помогает школьникам проникнуть в суть изучаемых фактов, осознать теоретические выводы.
Текст и иллюстрации занимают по отношению друг к другу неодинаковое положение. Дополнительные иллюстрации используются только в сочетании с работой над текстом. Независимые иллюстрации не связаны с текстом, поэтому самоценны и их можно использовать для работы и описания автономно. В таких иллюстрациях, как правило, есть какая-то загадка, проблема. В отличие от дополнительных иллюстраций равноправные не могут существовать без текста, поэтому работа с ними может идти только параллельно. Дополнительные же иллюстрации можно использовать, а можно не использовать.
|
|
Школьные учебники истории невозможно представить без методического аппарата. Основную его часть составляют вопросы и задания. Они по характеру предполагаемой деятельности делятся на воспроизводящие, преобразующие, творческие образные и проблемные. Помимо вопросов и заданий в методический аппарат учебника входят текстовые таблицы, опорные схемы, плана-схемы, памятки-алгоритмы, тесты самоконтроля и т.п.
Аппарат ориентировки обеспечивает четкую и слаженную работу всех элементов учебника. Оглавление учебника знакомит с содержанием курса, помогает быстро найти нужные параграфы и материалы. Ускоряют ориентировку рубрикации и тематические символы. Колонтитулы облегчают поиск интересующих тем, а шмуцтитулы подсказывают ученику, что он переходит к изучению нового периода исторического прошлого. Разные шрифты усиливают эмоциональность и выразительность текста, дифференцируют учебную информацию. Превращению школьного учебника из книги в практическое пособие содействуют различные справочные службы: указатели дат, понятий, имен, словари, индексы, глоссарии, списки рекомендуемой литературы и другие полезные сведения.
К учебникам истории нового поколения относятся книги, изданные под влиянием реформы образования в 90-е гг. и соответствующие современным требования исторического образования. Наряду с позитивными изменениями многие проблемы школьного учебника остаются не решенными. Среди них проблемы: создания учебных комплексов по истории на единой методологической основе, теоретически и концептуально непротиворечивых, совместимых по вертикали обучения; снижения воспитательного потенциала курсов истории; определения допустимости границы свободы авторских высказываний в школьных учебниках; создания гуманистического учебника; изменения приемов работы с учебником истории; соотношения теоретического и фактического материала в учебнике; перегруженности учебника второстепенными фактами и т.д.