Лекция 13. Школьный учебник и его компоненты

Основным источником знаний и средством обучения является школьный учебник. Требуется, чтобы в нем раскрывались основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. В дидактике утвердилось такое определение школьного учебника: это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей.

Учебник истории выполняет следующие функции: координирующую (ядро обучения); информативную (источник информации); систематизирующую (дает систему знаний по предмету); интегрирующую (интеграция знаний и умений школьников); контро­лирующую (проверка знаний и умений); трансформационную (носитель содержания про­граммного материала); самообразования (средство самостоятельного изучения истории): воспитательную (средство эффективного воздействия на формирование и развитие лично­сти).

Учебник истории имеет определенную структуру. Содержание учебника можно ус­ловно представить в двух компонентах: текстовом и внетекстовом. Весь текст учебника по своему объему и назначению делят на основной, дополнительный и пояснительный текст. Основной текст можно охарактеризовать как вводный, информационный и заключитель­ный. Информационный текст, составляющий большую часть основного, по приемам изложе­ния делится на описательный, повествовательный, объяснительный и проблемный. Допол­нительный текст представлен в учебниках документами и отрывками из научно-популярной и художественной литературы. Пояснительный текст необходим для объясне­ния непонятных школьникам слов, употребляемых в основном тексте, для комментариев к иллюстрациям. Наиболее эффективно потенциал пояснительного текста используется тогда, когда он состоит из сведений о названии и авторе изображения, месте его создания или на­ходки, характере, сюжете, идее изображения. Важной для изучения истории является ин­формация о представленных в учебнике документах и их авторах.

Среди внетекстовых компонентов первыми притягивают внимание иллюстративные материалы. Страницы по истории оживают в рисунках современных авторов, созданных на сюжеты параграфов, в репродукциях художественных произведений на исторические темы, в документальных изображениях. Условно-графическая наглядность в виде карт, схем, планов, чертежей, таблиц и т.д. помогает школьникам проникнуть в суть изучаемых фактов, осознать теоретические выводы.

Текст и иллюстрации занимают по отношению друг к другу неодинаковое положение. Дополнительные иллюстрации используются только в сочетании с работой над текстом. Не­зависимые иллюстрации не связаны с текстом, поэтому самоценны и их можно использовать для работы и описания автономно. В таких иллюстрациях, как правило, есть какая-то загадка, проблема. В отличие от дополнительных иллюстраций равноправные не могут существо­вать без текста, поэтому работа с ними может идти только параллельно. Дополнительные же иллюстрации можно использовать, а можно не использовать.

Школьные учебники истории невозможно представить без методического аппарата. Основную его часть составляют вопросы и задания. Они по характеру предполагаемой дея­тельности делятся на воспроизводящие, преобразующие, творческие образные и проблем­ные. Помимо вопросов и заданий в методический аппарат учебника входят текстовые табли­цы, опорные схемы, плана-схемы, памятки-алгоритмы, тесты самоконтроля и т.п.

Аппарат ориентировки обеспечивает четкую и слаженную работу всех элементов учебника. Оглавление учебника знакомит с содержанием курса, помогает быстро найти нуж­ные параграфы и материалы. Ускоряют ориентировку рубрикации и тематические символы. Колонтитулы облегчают поиск интересующих тем, а шмуцтитулы подсказывают ученику, что он переходит к изучению нового периода исторического прошлого. Разные шрифты уси­ливают эмоциональность и выразительность текста, дифференцируют учебную информацию. Превращению школьного учебника из книги в практическое пособие содействуют различные справочные службы: указатели дат, понятий, имен, словари, индексы, глоссарии, списки ре­комендуемой литературы и другие полезные сведения.

К учебникам истории нового поколения относятся книги, изданные под влиянием ре­формы образования в 90-е гг. и соответствующие современным требования исторического образования. Наряду с позитивными изменениями многие проблемы школьного учебника остаются не решенными. Среди них проблемы: создания учебных комплексов по истории на единой методологической основе, теоретически и концептуально непротиворечивых, со­вместимых по вертикали обучения; снижения воспитательного потенциала курсов истории; определения допустимости границы свободы авторских высказываний в школьных учебни­ках; создания гуманистического учебника; изменения приемов работы с учебником истории; соотношения теоретического и фактического материала в учебнике; перегруженности учеб­ника второстепенными фактами и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: