Окрасочно-сушильное оборудование

 

Для малярных участков ПТС выпускается разнообразное оборудование, которое может быть разделено на следующие группы по функционально-технологическим признакам:

– оборудование для постов подготовительных работ перед покраской автомобиля;

– оборудование для колористического подбора автомобильных красок по заданному цвету автомобиля;

– окрасочно-сушильные камеры;

– камеры и сушильное оборудование для окрашенных автомобилей;

– ручной инструмент;

– вспомогательное оборудование.

Оборудование для постов подготовительных работ перед покраской автомобиля. Подготовительные работы перед покраской автомобиля включают в себя шлифование поверхностей кузова, нанесение на него грунта и шпаклевки. Эти работы относятся к разряду пылеобразующих, поэтому зоны подготовки к окраске должны быть надежно изолированы от иных рабочих мест производственного помещения. Подача воздуха на рабочий пост в зоне подготовки и удаление его должны осуществляться по схеме «сверху – вниз», которая в наилучшей мере обеспечивает удаление пыли из рабочей зоны и подачу к органам дыхания рабочего чистого воздуха.

В состав оборудования зоны подготовки входят осветительная установка, вентиляционный воздухораспределительный блок и блок удаления загрязненного воздуха с фильтрами его очистки.

Осветительная установка и вентиляционный воздухораспределительный блок конструктивно выполнены в едином корпусе каркасного типа и устанавливаются в зоне подготовки на столбах, либо подвешиваются под перекрытием помещения.

По типу конструктивного исполнения блока удаления загрязненного воздуха различают зоны подготовки трех видов:

– с блоком «на основании»;

– с блоком в приямке;

– с блоком торцевого расположения.

Конструктивное исполнение первого типа характеризуется тем, что всасывающий вентилятор и фильтры очистки воздуха располагаются в сборном каркасном корпусе напольного исполнения, оснащенном въездными трапами.

Второй тип блока выполнен так, что он располагается в специальном приямке, а его заборные воздухоприемники, выполненные в виде решетки, устанавливаются вровень с полом зоны.

Блок третьего типа, содержащий всасывающий вентилятор и фильтры очистки воздуха, представляет собой сборную конструкцию, выполненную в каркасном корпусе в виде параллелепипеда высотой не более 300мм и длиной 2,5-2,8 м, который устанавливается на полу вдоль глухой торцовой стены зоны. При такой компоновке оборудования обеспечивается L-образная схема движения воздуха в зоне сверху – вниз и вдоль пола от переднего к заднему краю зоны.

Различные варианты компоновки оборудования зоны подготовки показаны на слайде 18.

Окрасочно-сушильные камеры. Это оборудование является основным оборудованием малярного участка ПТС, создающим идеальные условия для качественной окраски и сушки автомобилей. Окрасочно-сушильные камеры (ОСК) являются оборудованием автономного действия, а их системы обеспечивают высокую степень пожарной и экологической безопасности. ОСК состоят из двух составных частей – собственно камеры и блока обеспечения функционирования (слайд 19).

Корпус камеры представляет собой каркасную конструкцию, обшитую теплоизолирующими панелями типа «сэндвич-панель». Эти панели толщиной 40 мм состоят из двух оцинкованных стальных листов, покрытых снаружи пластиком, и находящегося между ними специального утеплителя. Панели хорошо выдерживают значительный перепад температур воздуха внутри (до 80 °С) и снаружи камеры (до О °С) и позволяют эффективно поддерживать заданный температурный режим сушки. В ряде моделей ОСК используются двойные сэндвич-панели толщиной 60 мм, которые поддерживают температуру внутри камеры до ПО °С. Для въезда автомобилей в камеру имеются двух- или четырехстворчатые двери с остеклением.

Одним из параметров ОСК, определяющих их технический уровень, является уровень пыльности внутреннего воздушного пространства камеры, поэтому в конструкцию камеры вводится система двух- или четырехступенчатой очистки воздуха. На потолке камеры установлены фильтры тонкой очистки поступающего в камеру воздуха.

Конструкция фильтров обеспечивает, с одной стороны, высокую герметичность камеры, а с другой стороны, быструю их смену одним человеком.

Система освещения камеры обеспечивает бестеневое освещение внутреннего пространства с освещенностью поверхностей автомобиля от 1000 до 3000 лк за счет применения одно- или двухъярусного расположения светильников с люминесцентными лампами улучшенной цветопередачи.

В блоке обеспечения функционирования ОСК располагаются агрегаты следующих систем: воздухоподготовки, вентиляции, очистки отработанного воздуха, пожарной сигнализации и пожаротушения, очистки и хранения жидких стоков (эта система имеется только в отдельных моделях ОСК). Работа систем функционирования иллюстрируется слайде 20.

Система воздухоподготовки предназначена для подогрева воздуха до технологически необходимой температуры в процессе окраски и сушки автомобиля. Она включает в себя нагреватель и калорифер. Нагреватель представляет собой систему форсунок, работающих на жидком или газообразном топливе, устройство розжига и аппаратуру контроля и управления процессом горения топлива. Калорифер представляет собой прямоточный воздушный теплообменник с радиатором пластинчатого типа.

Вентиляционная система ОСК состоит из двух систем – приточной и вытяжной, которые могут функционировать как отдельно, так и в режиме с рециркуляцией воздуха. Системы включают вентиляторные установки, воздуховоды, фильтры предварительной и тонкой очистки воздуха, воздухораспределители для приточного воздуха и воздухозаборники для удаления загрязненного воздуха из камеры.

Система очистки отработанного воздуха предназначена для удаления из воздуха камеры частиц лакокрасочных материалов в процессе окраски и летучей фракции растворителя и краски в процессе сушки перед выбросом его в атмосферу. Система включает заборную решетку, установленную на полу камеры, водяной фильтр для удаления краски и адсорбционный фильтр – для летучих веществ.

Для контроля содержания взрывоопасных веществ в воздушной среды камеры оснащены датчиками пожарной сигнализации, включающими аварийную вытяжную вентиляцию. В отдельных ОСК предусмотрена автоматическая система газового пожаротушения.

Различают три режима функционирования систем ОСК – режим окраски, переходной режим и режим сушки.

Режим окраски. Подача приточного воздуха в камеру организована по схеме «сверху – вниз» с избыточным давлением воздуха в рабочей зоне, что является необходимым условием удаления взвешенных частиц лакокрасочных материалов и пыли из зоны окраски. Воздух из атмосферы, поступающий в приточную группу, проходит предварительную очистку в фильтрах грубой очистки, затем нагревается в калорифере до требуемой температуры и через воздуховоды подводится к потолочным фильтрам тонкой очистки и далее выбрасывается с небольшими скоростями в пространство камеры. Поток воздуха, обтекая автомобиль, уносит с собой взвешенные частицы краски и пары растворителя в приемную решетку вытяжной группы.

Вытяжные вентиляторы проводят загрязненный поток воздуха через фильтры и выбрасывают его в атмосферу. Для очистки воздуха от распыленной краски применяются фильтры типа «водяная завеса», от паров краски и растворителя – кассетные фильтры на основе активированного угля.

Переходный режим. Этот режим необходим для вентилирования камеры от взрывоопасных паров растворителя и включения систем ОСК в режим сушки. Время переходного режима задается в зависимости от количества распыленной краски. Как правило, при полной окраске автомобиля оно не превышает 10 минут. Основные параметры воздушной среды и схема воздухораспределения сохраняются такими же, как и в режиме окраски.

Режим сушки. В этом режиме вентиляционные системы притока и вытяжки работают как замкнутая приточно-вытяжная система, обеспечивая движение воздуха по замкнутому контуру. В режиме сушки обеспечивается 90%-ная рециркуляция нагретого в калорифере воздуха, что обеспечивает, с одной стороны, лучшие условия для сушки окрашенного автомобиля за счет равномерного распределения температуры по всему объему камеры, а с другой стороны, позволяет экономить топливо, идущее на подогрев воздуха. Температура подогрева воздуха в калорифере устанавливается на пульте управления и поддерживается системой автоматического регулирования. Для снижения в воздушном пространстве камеры взрывоопасной концентрации выделяющихся при сушке паров краски и растворителя 10% рециркулируемого воздуха обновляется за счет притока его из атмосферы.

Оборудование для сушки автомобиля после окраски. Это оборудование включает две группы – стационарное оборудование и мобильные установки.

Стационарное сушильное оборудование. Сегодня стационарное оборудование для сушки автомобиля после покраски выпускается двух типов – портальные и монорельсовые сушки. Это оборудование может устанавливаться либо в отдельных камерах, либо между камерами или же в отдельно выделенной площадке производственного участка.

Портальные установки представляют собой портал (арку), на внутренней поверхности которого на специальных держателях установлены панели с ИК-излучающими лампами (слайд 21). Лампы от перегрева охлаждаются вентиляторами, встроенными в панель. Панели могут менять свое пространственное положение за счет механизмов с электромеханическим приводом.

Портал передвигается возвратно-поступательно по рельсам, совершая несколько циклов движения, во время которых осуществляется полностью процесс сушки окрашенного автомобиля. Привод портала – электромеханический, управляемый по заданной программе.

На портале установлена система автоматической идентификации окрашенных мест и определения размеров автомобиля. Полученная информация передается в управляющий компьютер, который определяет необходимое положение панелей излучателей и расстояние их установки до поверхности кузова. В память компьютера также заложена информация о различных лакокрасочных материалах и цветах, что позволяет выбрать наиболее подходящую программу сушки.

Монорельсовые сушильные установки конструктивно выполнены иначе, чем портальные установки, однако принципиально они отличаются от портальных только тем, что панели с излучателями установлены на манипуляторе, который передвигается по монорельсу (слайд 22). В остальном же и по устройству панелей, и по управлению расположением панелей относительно окрашенного кузова, и по применению компьютера для управления процессом сушки это оборудование построено по такой же схеме, как и портальные сушилки.

Мобильные сушильные установки предназначены для сушки отдельных частей кузова при местной подкраске (слайд 23). Они универсальны, могут применяться как в камерах, так и вне их, хорошо подходят для ПТС и автомастерских любой мощности. Панель с ИК-излучателями крепится на подвижном штативе. Коротковолновые излучатели с пульсирующим тепловым потоком обеспечивают равномерный прогрев всего слоя краски, грунтовки и шпаклевки до металла. Лампы защищены металлической сеткой от механического повреждения и легко заменяемы. Для охлаждения ламп в панель встраивается вентилятор. Управление установкой осуществляется путем выбора наиболее подходящей программы, заложенной в память встроенного компьютера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: