Междисциплинарные подходы к исследованию СМИ: политологический, социологический и философский аспекты анализа

 

    Практически любое исследование в области журналистики неизбежно оказывается на пересечении политических, социальных и психологических наук.

    Традиционным направлением социологических исследований является исследование свободы слова и печати, взаимоотношений журналистики с институтами власти и гражданского общества, соответствия модели СМИ потребностям социальной системы, исследование журналистских кадров, новой типологии СМИ, процессов коммерциализации прессы, телевидения и радиовещания, исследование текстов прессы, телевизионных и радиопередач и эффективности их воздействия на аудиторию, исследование и обучение новым технологиям и их внедрение в деятельность СМИ, обеспечение рекламных кампаний и кампаний паблик рилейшнз, исследования аудитории СМИ, определение ее типологии, состава, читательских и зрительских интересов, тенденций развития.

    Социология СМИ — отрасль социологической науки и вместе с тем часть наук о журналистике. В нее входят как теоретические, так и эмпирические исследования. Предметом социологии СМИ является их функционирование как вида массовых коммуникаций, социальные последствия такого функционирования. Теоретические исследования дают основания для оценки того, что происходит в действительности и выявляется в ходе эмпирических исследований.

    Социологический подход к СМИ характеризуется такими чертами:

■   единство теоретического обоснования должного и эмпирического выявления реального места СМИ в разных сферах общественных отношений;

■   изучение проблем и реальных результатов функционирования СМИ на разных уровнях организации социума: личность, группы, общество, человечество, социальные институты;

■   учет конкретно-исторических обстоятельств, условий и факторов функционирования СМИ в разных странах.

    Исследования в данной области разнообразны по методике и содержанию. Среди наиболее широко рассматриваемых и эмпирически изучаемых проблем: доступность информации и информационное неравенство; динамика, изменения в характере информационного потребления; участие аудитории в коммуникациях; роль СМИ в формировании и поддержании идентичности политической нации; формирование интересов массовой аудитории в эпоху глобализации; СМИ, национальная идентичность и глобализация; своеобразие СМИ в разных странах.

    Социология СМИ опирается на эмпирические исследования, основным приемом которых является измерение – установление количественных и качественных характеристик объекта. К методам сбора данных относят наблюдение, опрос, изучение документов и эксперимент.

    Объектом социологических исследований, составляющих соответственно отдельные направления эмпирических исследований, становятся структурные звенья коммуникации – коммуникатор (СМИ, журналисты), контент, канал, аудитория, эффекты. Так, исследуя журналистов, социологи обращаются к объективным и субъективным фактам, т.е. объективированным в поведении, или в высказываниях об отношении к чему-либо. Анализируя показатели поведения журналиста и его объективные характеристики, социологи измеряют профессиональный стаж и этапы карьеры, полученное образование и дальнейшее повышение квалификации, специализацию на определенных функциях, проблематике, видах и жанрах и др.

    Изучая телевизионную аудиторию, социологи выявляют характеристики поведения отдельного опрашиваемого - частоту просмотра телепередач, затрачиваемое на это время и т.п.; характеристики сознания - отношения к телеканалам и телепередачам в виде оценок, мотивов выбора, интересов и др. Это единичные факты. Если же устанавливаются средние затраты времени на просмотр телепередач по всей аудитории или ее группе — это факты множественные, выраженные в статистической форме.

    На рубеже XX - XXI вв. в России широкое распространение получила концепция СМИ как «четвертой власти». К концу прошлого века в сфере общественно-гуманитарных наук наметилась тенденция к осознанию СМИ как одного из главных факторов формирования и развития политического процесса. Е. Прохоров ставит вопрос о роли журналистики в становлении демократического государства и ищет ответ на вопрос, какой должна быть система СМИ в демократическом обществе, способна ли журналистика, основанная на качественно иных началах, выступить инициатором преобразований политической системы в целом?

    Очевидно, что медиаполитические исследования вышли в последнее время на новый уровень интенсивности: «фокусом внимания большой части современных медиаисследователей является развитие взаимодействия медиа и политики в аспекте качества демократии в силу того, что СМИ вовлекаются в процесс создания, распределения и отправления социально-политической власти в медиатизированном обществе». В таких работах медиасистемы рассматриваются в тесной связи с особенностями внешней среды – политическими, историко-культурными, экономическими и др.

    В последние десятилетия проблема взаимовлияния политики и СМИ стала определенным научным направлением исследователей Уральского государственного университета им. А.М. Горького (сейчас – Уральский федеральный университет): Б.Б. Багирова, А.Ю. Быкова, М.М. Ковалевой, Б.Н. Лозовского, В.Ф. Олешко, Д.Л. Стровского, Ю.В. Чемякина.

    Методология, предложенная учеными уральской школы журналистики, опирается на институциональный принцип, в соответствии с которым журналистика понимается как социально-политический институт, в связи с чем актуализируется необходимость обращения к структуре политического процесса, а также нового взгляда на СМИ как на совокупность типов массово-информационной деятельности.

    Попытки осмыслить функционирование журналистики в политическом процессе представлены также в работах Н.Р. Лунцовой «Функционирование СМИ в политическом процессе (на материале федеральных печатных СМИ)» (Екатеринбург, 2003); Н.Р. Балынской «Специфика участия средств массовой информации в политическом процессе современной России» (Екатеринбург, 2009); Ю.А. Ильичевой «СМИ в мобилизационных технологиях: цели, функции, политические последствия» (СПб., 2014); С.С. Бодруновой «Медиакратия: СМИ и власть в современных демократических обществах» (СПб., 2015).

    Показательно, что специальность «Журналистика» входит как в филологические, так и в политические науки: содержанием специальности «Журналистика» является политологическое исследование журналистики как особого социального института общества. Объектами исследований в рамках данной специальности выступают информационная сфера, информационные процессы, обеспечение и управление информационной деятельностью, журналистика и политическая власть.

    К концу ХХ века актуализировались исследования взаимосвязи масс-медиа и философии. Особое значение приобретает философско-культурологическая парадигма в исследовании масс-медиа. Основной стала проблема конструируемости реальности посредством масс-медиа. Этому посвящены работы Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Н. Лумана, М. Маклюэна, М. Фуко. Философия медиа представлена и в работах отечественных ученых: Г. Почепцова, В. Подороги, В. Дубровского, В. Савчука и др.

    С другой стороны, в фокусе внимания оказались такие философские категории, как этика, мораль, нравственность. Вопросы нравственной регуляции журналистской деятельности стали предметом внимания более ста лет назад. Сегодня к проблеме этической культуры журналиста обращается Б.Н. Лозовский.

    Одной из наиболее серьезных этических проблем стал способ подачи социально острых материалов, например, освещение межэтнических и межконфессиональных отношений. Вопросы, связанные с основными нравственными ценностями журналистики, прорабатываются в том числе в диссертационных исследованиях, например К.А. Назаретян «Проблемы этической регуляции журналистской деятельности (на примере освещения в СМИ межэтнических и межконфессиональных отношений)» (Москва, 2013).

 


 

[2]

 

[4]

[5]

[6]

 

[7] Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. – Иркутск, 1985. С. 36.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: