Жанры СМИ и тенденции их развития как объект анализа в теории журналистики

 

    В качестве дополнительного параметра анализа журналистского текста выступает функционально-жанровый принцип.

    Типологическая классификация жанров, разработанная как часть общей теории журналистики, подразделяет тексты массовой информации на отдельные жанры в зависимости от их композиционно-структурных особенностей. В российской традиции выделяют такие жанры, как репортаж, очерк, обзор, заметка, фельетон, интервью, отчет и т.п.; в англо-американской – новости, комментарий, тематическая статья, аналитика, интервью (news, commentary, features, opinioncolumn, interview и т.д.).

    В процессе осмысления жанровых проблем теоретики журналистики с самого начала стали использовать опыт филологических дисциплин, с которыми к середине ХХ в. наука о журналистике развивалась в едином русле. Количество научных трудов в исследовательской базе свидетельствует об актуальности проблемы журналистского жанра.

    А.А. Тертычный выделил три основных жанрообразующих фактора: предмет, целевое наставление (функция) и метод отражения. Отметим, что метод как критерий выбора жанра в научной литературе, помимо А.А. Тертычного, называет также М.Н. Ким.

    Жанровой системе СМИ постсоветского периода посвящены работы многих известных ученых: А.А. Тертычного, М.Н. Кима, Г.В. Лазутиной, С.С. Распоповой, Л.Е. Кройчика, В.В. Смирнова, А.И. Акопова, Л.В. Шибаевой, Е.Е. Прониной, О.Р. Самарцева и других.

    Итак, по функционально-жанровому типу обычно выделяют три группы жанров «традиционных» журналистских текстов – информационные, аналитические и художественно-публицистические (последние сегодня нередко обозначают англоязычным термином features), к которым добавляют специфические рекламные и пиар-жанры.

    Подход к разделению жанров на три группы (информационные, аналитические, художественно-публицистические) считается традиционным в теории журналистики.

    На современном этапе существуют другие подходы к классификации жанровых систем. В частности, российский ученый Л.Е. Кройчик осуществил попытку классифицировать имеющиеся в современной журналистской практике тексты по критериям оперативности, новостийности, аналитичности и образности с их разбивкой на пять групп: оперативно-новостийные (заметка и все ее разновидности); оперативно-исследовательские (интервью, репортаж, отчет); исследовательско-новостийные (корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия); исследовательские (статья, лист, обзор); исследовательско-образные или художественно-публицистические (очерк, эссе, фельетон, памфлет).

    А.В. Колесниченко весьма кратко определяет журналистские жанры как «устойчивые формы журналистских произведений». При этом столь же проста и прозрачна его система жанрообразующих признаков. К таковым исследователь относит:

* предмет («что отображается?»);

* метод («как?»);

* функцию («с какой целью?»).

    А.В. Колесниченко предлагает различать такие группы жанров: новостийные (короткая новость, расширенная новостийная заметка, «песочные часы», нформационное интервью); рациональная публицистика (ньюс-фиче, комментарий, аналитическая статья, экспертное интервью); эмоциональная публицистика (репортаж, фиче, личное интервью, портрет).

    По словам исследователя, журналистские жанры существуют в первую очередь для удобства читателя и непосредственно журналиста. Читатель благодаря жанрам не тратит время на «разгадывание» текста, получает информацию без дополнительных усилий и препятствий. Журналист же, выбирая жанр, использует наиболее удобную форму изложения мысли.

    В.И. Коньков, размышляя на тему природы газетных жанров, приходит к выводу, что газетный жанр — это «типовая речевая структура, состоящая из набора жанрообразующих (обязательных) и факультативных (необязательных) речевых форм, порождаемая типовой коммуникативной ситуацией и предназначенная для передачи типового содержания в соответствии с типовой коммуникативной целью». Из данного определения следует, что главной особенностью жанра является его типичность, или стандартность. Обратим внимание и на тот факт, что жанр способен содержать и факультативные (необязательные и нетипичные) речевые формы.

    Рассмотрение теоретических аспектов функционирования журналистских жанров и их практическая реализация в СМИ на данном этапе является чрезвычайно актуальным и уместным, в силу того что практическая деятельность масс-медиа именно в жанрообразовании стремительно опережает теоретическое осмысление текущих процессов. Современные печатные средства массовой информации предлагают многочисленные тексты, которые не укладываются в пределы устоявшейся жанровой системы и нуждаются в детальном изучении, идентифицировании, отыскании своего места в общей структуре. К тому же типы текстов, создаваемые в качественных, массовых или специализированных изданиях, значительно различаются на содержательном, структурно-композиционном, жанрово-стилистическом и языковом уровнях.

    Представляет интерес предложенная Л.М. Майдановой и С.О. Калгановой классификация жанров в зависимости от того, какой «технический прием» положен в основу создания текста. На этом основании разграничивается пять групп:

    - жанры, объединенные целью «Констатация факты» (заметка, информационная корреспонденция, информационный репортаж);

    - жанры, объединенные целью «Анализ факта» (статья, аналитическая корреспонденция, аналитический репортаж, комментарий, версия, расследование);

    - жанры, объединенные целью «Создание текста о тексте» (рецензия, «просветительский пересказ», радиоверсия журнала и под.);

    - жанры, объединенные целью «Создание диалогического текста» (разные типы интервью, ток-шоу, новые жанру «прямая линия» и «пресс-конференция»);

    - жанры, объединенные целью «Создание образа предмета речи» (очерк, зарисовка, фельетон, эссе).

    Однако и эта классификация не исчерпывает всего многообразия жанровых форм медиатекста.

    Важной особенностью современного медиадискурса признается процесс диффузии жанровых форм и их конвергенции.

    Под влиянием внешних факторов в реальной жизни медиатекстов обозначилась яркая тенденция к контаминации, смешению жанров, монтажу текстовых моделей. Происходит заметная эволюция традиционной системы журналистских жанров, отражающая уход одних форм, появление других, актуализацию третьих, упразднение жанровых перегородок, свободную комбинацию нескольких текстовых моделей (см. об этом подробнее в работах Л.Е. Кройчика, Б.Я. Мисонжникова, А.Н. Тепляшиной, А.А. Тертычного и мн. др.). Процессы интеграции охватывают медиажанры в широком диапазоне, и не только в границах журналистики, но и на стыке журналистики, рекламы и PR. В связи с этим понятие «жанр» зачастую вытесняется и заменяется «форматом».

    Понятие «формат» активно используется не только в российской профессиональной медийной среде, но и в научных исследованиях, хотя объем и границы понятия до конца не определены.

    Наиболее распространенным является понимание и трактовка «формата» как набора параметров, характеризующих и определяющих не только «внешние» особенности медийного продукта, но и его внутренние особенности (параметры содержания, способы организации и т.п.). В самом общем виде, «формат СМИ ─ это совокупность параметров, элементов, составляющих контент и определяющих особенности его подачи». Если говорить о соотношении понятий жанр – формат, то скорее «жанр – это элемент формата».

    Следует отметить, что термин «формат» применяется либо к определенному СМИ – формат СМИ, либо к форме представления информации.

    Проблема исследования того или иного жанра, как правило, носит комплексный характер и подразумевает совмещение лингвистических, литературоведческих, стилистических, психологических, логических, культурологических, массмедийных и пр. аспектов. Исследование жанровой специфики текстов ориентировано на определенные признаки, к которым следует отнести в первую очередь функциональные, содержательные, тематические, композиционные и стилистические особенности.

    Проблематика жанровых исследований сложна и разнообразна, однако в последнее время все большее внимание исследователей обращено к проблеме описания новых сфер общения – интернет-коммуникации – и форм ее представления – интернет-жанров (Е.И. Горошко, О.В. Дедова, Л.Ф. Компанцева, О.В. Лутовинова, М.Л. Макаров, Л.Ю. Щипицина и др.). Особое внимание уделяется модификации конкретных жанров под влиянием мультимедийных возможностей. В новом, сетевом, медиапространстве одни жанры оказались не востребованы, другие – преобразованы, а третьи, сконцентрировав в себе различные свойства и качества, претендуют на собственное место в системе. Особенности современных модификаций жанра в Интернете разрабатываются в работах А.С. Акопова, С.В. Корконосенко, Е.И.Барановой, И.Я. Кирия, Я.Н. Засурского, И.И. Засурского, А.Г. Качкаевой, Л.Н. Кохановой и А.А. Калмыкова. Этой проблеме посвящен целый ряд диссертационных исследований, в числе которых: Е.В. Прасолова Функционально-стилевые особенности мультимедийной истории как жанра Интернет-СМИ: дис. …канд. филол. наук (Москва, 2016); Е.М. Пак Жанрообразование в сетевых СМИ: технологические и творческие факторыдис. …канд. филол. наук (Санкт-Петербург, 2014); И.Г. Сидорова Коммуникативно-прагматические характеристики жанров персонального интернет-дискурса (сайт, блог, социальная сеть, комментарий) (Волгоград, 2014); Н.Б. Рогачева. Структура и функционирование вторичных речевых жанров Интернет-коммуникации (на материале русского и английского языков) (Саратов, 2011); Т.В. Синенко. Полемика в Рунете: функциональные, структурные, тематические и жанровые особенности (Воронеж, 2008).

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: