Основы учения о высшей нервной деятельности. Теория ВНД. Условия и механизмы образования условных рефлексов

1. И. М. Сеченов и И. П. Павлов - создатели учения о высшей нервной деятельности.

Мыслители прошлого Платон, Гиппократ высказывали предположение о связи мозга с психической деятельностью человека. Мозг называли «седалищем души». Во втором веке до н. э. римский врач К. Гален создал свою теорию. Он считал, что все впечатления из внешнего мира входят в мозг человека через глаза по особым воздушным путям. Теория просуществовала 15 веков. Началом подлинно научного этапа изучения мозга и психической деятельности человека явилась работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (все психические акты - есть рефлексы). И. П. Павлов создал новое направление в физиологии - физиологию высшей нервной деятельности (ВНД). Период научной деятельности И.П. Павлова в физиологии назван Павловским. Началом этого периода является переход физиологии от изучения процессов, считавшихся чисто физиологическими, к процессам психическим. Этому периоду свойственно: 1) изучение организма в его целостности и естественных условиях; 2) признание за корой головного мозга ведущей роли во взаимодействии организма со средой и во всех жизненных процессах; 3) идея нервизма, т. е. признание ведущей роли нервной системы в различных проявлениях деятельности организма. Учение об условных рефлексах разработал И. П. Павлов. Это учение лежит в основе физиологии ВНД. Физиология ВНД изучает механизм деятельности больших полушарий головного мозга, обеспечивающих наиболее оптимальное взаимодействие организма с окружающей средой. Физиология ВНД дает возможность обосновать научные основы обучения и воспитания ребенка, объяснить особенности его поведения.

2. Образование условных рефлексов.

Проведенные И. П. Павловым многочисленные опыты показали, что основу выработки условных рефлексов составляют импульсы, поступающие по афферентным волокнам из экстеро- или итерорецепторов. Для их образования необходимы следующие условия: 1) действие индифферентного (в будущем условного) раздражителя должно предшествовать действию безусловного раздражителя (для оборонительного двигательного рефлекса минимальное время равно 0,1 сек.). При другой последовательности рефлекс не вырабатывается или бывает очень слабым и быстро угасает; 2) в течение какого - то времени действие условного раздражителя должно сочетаться с действием безусловного раздражителя (т. е. условный раздражитель подкрепляется безусловным). Такое сочетание действия раздражителей следует повторять неоднократно; 3) нормальная функция коры больших полушарий, отсутствие болезненных процессов в организме и посторонних раздражителей. В противном случае, кроме вырабатываемого подкрепляемого рефлекса, будет возникать еще и ориентировочный, или рефлекс внутренних органов (кишечника, мочевого пузыря и др.).

3. Механизм образования условных рефлексов.

 

При действии безусловного раздражителя - пищи - импульс доходит до коркового представительства пищевого центра. У собаки наблюдается безусловный слюноотделительный рефлекс (А). На безусловный (не относящийся к данному виду деятельности) сигнал - свет лампочки - импульс от сетчатки поступает в зрительную зону коры. Слюноотделения не возникает (Б). Если условный раздражитель (свет лампочки) предшествует или совпадает с безусловным (пища), то после многократного повторения замыкается связь между пищевым и зрительными центрами (В). Возникает условный рефлекс. Животное отвечает специфической реакцией слюноотделения на действие условного сигнала - света лампочки (Г).

Количество условных рефлексов в повседневной жизни велико. Процесс образования условных рефлексов требует соблюдения определенных правил. Первый этап заключается в обязательном проявлении врожденной биологической потребности (в зрелом возрасте и приобретенной социальной потребности). Например, пищевой (чувство голода), половой (половое влечение, забота о потомстве), ориентировочный (информационный голод), защитно-оборонительный (угроза жизни). Позднее, по мере взросления все большее значение приобретают социальные потребности (иметь рабочее место, построить дом, обработать огород, получить образование). Второй этап приобретения памяти заключается в подборе раздражителя, который должен отложиться в памяти (превратиться в условный). Например, время приема пищи, урока, пространство (столовая, спальня, игровой класс), информация (слово, содержание, книги, игры на компьютере). третий этап подкрепления. Это процесс ликвидации потребности (безусловный рефлекс). Так, если кормление голодного (ликвидация чувства голода) осуществляется постоянно в одно и то же время - это время - условный раздражитель, т. е. запоминается. Если свидание влюбленных - в одной обстановке, то обстановка - это условный раздражитель, т. е. запоминается, если отличная отметка учителя следует за правильным ответом ученика (ликвидация информационного голода), то эти знания прочно отложатся в памяти учеников. Другими словами, оценка (подкрепление) - хорошо - плохо, можно - нельзя - того или иного поведения или поступка учащегося, проводимая учителем, родителями, обществом и т. д. будет способствовать формированию их характера, здорового образа жизни и здоровья в целом. При выработке новых условных рефлексов в качестве подкрепляющего фактора могут быть использованы условные рефлексы (знания, умения, навыки), выработанные ранее.

Вопросы и задания.

1. Как образуются условные рефлексы?

2. Что такое высшая нервная деятельность и что лежит в основе высшей нервной деятельности?

3. Составить таблицу «Отличительные особенности безусловных и условных рефлексов.

4. Привести примеры условных рефлексов и составить рефлекторную дугу любого условного рефлекса.

 

Лекция №5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: