1 направление – формирование у детей представлений об органах чувств, с помощью которых познают природу (глаза, уши, нос, язык, рука).
2 направление – формирование представлений об общевитальных признаках всех живых организмов (дыхание, рост и развитие, движение, питание, размножение, чувствительность). Это способствует осознанию ребенком своей взаимосвязи с природой, формированию понятия «живой» и воспитанию гуманного отношения к растениям и животным.
3 направление – формирование системных знаний детей о природе:
• характер строения животного и способ его передвижения (ходит (бегает), прыгает, ползает, плавает, летает)
• характер строения животного и способы защиты (мимикрия, кожные выросты и т.д.)
• характер питания и строение ротовой полости (хищные, травоядные, модели клювов (насекомоядные, растительноядные, хищные)
• классификация животных по видам (рыбы (среда обитания, строение, покров, способы размножения, дыхание, передвижение), звери, птицы)
• стадии развития животных (рыбы, лягушки, птицы)
|
|
• строение растений (стебель, лист, корень, цветок)
• потребности растений в свете, тепле, влаге
• стадии развития растений
• трофические связи в природе
• свойства им состояния объектов неживой природы.
4направление – формирование знаний, навыков и умений последовательного выполнения трудовых операций по уходу за растениями и животными
5 направление – формирования умения фиксировать свои наблюдения в природе (облачность, осадки, ветреность и т.д.) и в процессе опытов.
6 направление – формирование умения составлять рассказ о растениях и животных.
7 направление – знакомство с правилами поведения в природе.
8 направление – использование в играх детей
Постоянное использование метода моделирования в группе привлек внимание родителей наших воспитанников к данной теме. Они с большим интересом включились в совместную деятельность с детьми по экологическому моделированию. Результатом данной работы стало активное участие семей в конкурсах и выставках на различных уровнях.
Требования, предъявляемые к модели.
Модель как наглядно-практическое средство должна соответствовать ряду требований:
1. Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту.
2. Быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней
3. Ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью
4. Она должна облегчать познание
Так же, используя метод моделирования в работе с детьми, мы придерживаемся основных принципов, представленных в Приложении 7.
|
|
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместное выполнение различных макетов не только помогают обеспечить единство педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку положительную эмоциональную окраску. Воспитанники группы совместно с родителями и воспитателями изготавливают разнообразные макеты на экологическую тему и принимают активное участие в творческих конкурсах и выставках. (Приложение 8)
Таким образом, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
Преимущества использования метода моделирования в работе с дошкольниками состоят в том, что:
- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
· дошкольник очень пластичен и легко обучаем, нов силу возрастных особенностей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, данный метод вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
-применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Заключение
В данной методической разработке представлена система работы по экологическому воспитанию детей старшего возраста при помощи метода моделирования.
Метод моделирования используется во многих видах детской природоведческой деятельности: наблюдении, занятиях, играх, самостоятельной поисковой деятельности. Чаще всего модель используется на занятиях и в тех видах деятельности, которые специально организованы взрослым. В то же время очень важно использовать модели и в самостоятельной природоведческой деятельности детей (труде, наблюдениях, поисковой деятельности)
При организации образовательной деятельности метод моделирования можно использовать на занятиях со специалистами по изобразительной, музыкальной деятельности, на занятиях по физической культуре. Работа с моделью может проходить во время наблюдений и природоохранной деятельности детей на экологической тропе.
В организованной совместной деятельности детей с взрослыми модели возможно использовать в экологических уголках при уходе за растениями, а также активно использовать данный познавательный материал во время проведения праздников и развлечений.
Самостоятельная деятельность детей будет стимулировать наличием различных моделей в игротеке. Дети могут самостоятельно выполнять задания педагога в индивидуальных блокнотах.
Мы надеемся, что представленный материал будет полезен педагогическим работникам и поможет им планировать и организовывать работу по использованию метода моделирования в системе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому.
|
|
К. Станиславский
Приложение 1
Примеры рекомендуемых игровых упражнений с использованием модели «Аквариум»
Дидактические игры: уточнить и закрепить знания о водных обитателях. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.
“Четвертый лишний”. Ход игры. Найдите в каждом ряду лишнюю картинку.
“Назови ласково”. Ход игры. Нужно встать вокруг игрового поля. Воспитатель бросает мяч и называет рыбу или водного обитателя (растение), а дети должны ловить мяч и назвать ласково.
“Кого не стало?”. Ход игры. Воспитатель: Ребята, наши рыбки очень любят прятаться. Дети закрывают глаза, а когда открываю, называют кого не стало.
“Кого не стало?”. Ход игры. Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много рыб. Посмотрите внимательно и назовите только тех рыб, про которые можно сказать МОЙ, а теперь назовите только тех рыб, про которые можно сказать МОЯ.
Словесные игры:
Цель: развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию. Расширять словарь детей.
“Опиши животное”. Ход игры. Детям необходимо описать водного обитателя, изображенного на картине.
Викторина “Чудеса водного мира”. Цель: Закреплять знание детей о водном мире. Прививать интерес детей к окружающему миру. Развивать связную речь детей. Расширить словарный запас.
Загадки:
“Отгадай загадку”
Цель: Отгадывание загадок на водную тематику.
На окошке - пруд. | |||||||
Аквариум | |||||||
Стеклянный домик на окне | |||||||
Аквариум | |||||||
Рыбка эта как луна | |||||||
Скалярия | |||||||
Все желанья исполняет | |||||||
Золотая | |||||||
Блещет в банке чистой Спинкой золотистой. | |||||||
Аквариумная рыбка | |||||||
Одеваются нарядно
| |||||||
Гупёшки | |||||||
В воде мы живём, | |||||||
Рыбка | |||||||
Перья есть, а не летает. | |||||||
| |||||||
Приложение 2