Указывается метод нанесения проектной линии, количество точек перелома, значения наименьшего и наибольшего продольных уклонов, общий перепад отметок по трассе, наличие повышенных и пониженных участков в пределах трассы и их абсолютные отметки, наличие и протяженность участков с затяжными подъемами, величины уклонов на подходах к перекресткам и примыканиям, в зонах остановок общественного транспорта, наибольшая высота насыпи и глубина выемки, средняя высота, глубина и протяженность насыпи и выемок, участков в нулевых отметках; преобладающий вид грунта земляного полотна участков в выемках и насыпи.
План участка улицы (дороги)
Оформление плана улицы (дороги)
Для улиц и дорог с регулируемым движением разрабатывается план участка с перекрестком. Категорию пересекаемой улицы или дороги рекомендуется принять на категорию ниже в сравнении с проектируемой.
Для дорог скоростного движения и магистралей непрерывного движения транспорта разрабатывается план участка с въездами-выездами с основной проезжей части на местные или боковые проезды и наоборот, с размещением остановок экспресс - автобусов, переходно-скоростных полос (ПСП), внеуличных пешеходных переходов. При проектировании ПСП следует учитывать рекомендации п. 3.13 "Руководства по проектированию городских улиц и дорог" [3].
На плане участка показываются все необходимые элементы в соответствии с требованиями ГОСТ 21.511-83 [4], в том числе: остановки общественного транспорта (ООТ), внутриквартальные въезды (выезды), элементы водоотвода (кюветы, лотки, дождеприемные колодцы), опоры освещения и контактной сети электротранспорта, пешеходные переходы, деревья и кустарники, элементы регулирования движения (разметка проезжей части, светофоры) и др. Кроме того, указываются расстояния и зоны видимости на перекрестках и других участках. На чертеже плана указываются все необходимые размеры (элементы поперечного профиля, радиусы закруглений по бортам проезжих частей, расстояния до ООТ и их размеры, длина участков ПСП, привязка дождеприемных колодцев, опор освещения и т.д.).
В случаях, когда основная проезжая часть проходит в выемке или в насыпи по отношению к другим элементам поперечного профиля, необходимо указывать откосы соответственно выемки или насыпи.
Кроме того, на плане вычерчивается прилегающая застройка в соответствии с заданной этажностью; конкретные типы домов, их размеры и ориентация в плане принимаются самостоятельно с учетом имеющихся знаний и навыков по курсу "Планировка городов".
В пояснительной записке по данному разделу приводятся необходимые пояснения принятых решений и расчеты.
Водоотвод, освещение и озеленение. Организация и безопасность движения
Схема размещения дождеприемных колодцев, расстояния между ними устанавливаются в зависимости от величины продольных уклонов, характера вертикальной планировки в зоне перекрестка, наличия выездов с основной проезжей части, пониженных мест в продольном профиле улицы (дороги).
Освещение проезжей части и тротуаров решается с учетом рекомендаций п.11 Руководства [3].
Озеленение участка плана принимается на основе принципиальных решений поперечного профиля. У пешеходных переходов и остановок общественного транспорта посадка деревьев и кустарников выше 0,5 м запрещена на расстоянии 10 м от ближайшей линии, ограничивающей переход или остановку, считая по ходу движения транспорта.
К основным мероприятиям по организации и безопасности движения в рамках выполняемого проекта относятся: разметка проезжих частей, размещение светофоров и ограждений (без расчета циклов регулирования, детального решения конструкции ограждений и т.п.), а также построение треугольников видимости. Длина катета треугольника видимости зависит от расчетной скорости движения. Размеры треугольника видимости необходимо принимать в соответствии со значениями, указанными в таблицах 6,7.
Таблица 6
Размеры треугольника видимости «транспорт-транспорт»
v, км/ч | 40 | 60 | 80 |
l к, м | 25 | 40 | 65 |
l к *, м | 15 | 30 | 45 |
l к * - при капитальной застройке.
Таблица 7
Размеры треугольника видимости «пешеход-транспорт»
v, км/ч | 40 | 60 | 80 |
l, м | 8*40 | 10*50 | 12*60 |
Размещение остановок общественного транспорта
Размещение остановок общественного транспорта на перекрестке
Остановочные пункты автобусов и троллейбусов на магистральных улицах регулируемого движения необходимо размещать на расстоянии не менее 20 м после перекрестка, а также в середине больших перегонов при продольном уклоне проезжей части не более 40 ‰.
Длину остановочной площадки для автобуса и троллейбуса следует принимать для маршрутов одного направления 20 м, для маршрутов нескольких направлений - по расчету, но не менее 30 м. На каждый дополнительный маршрут длина остановочной площадки увеличивается на 10 м. Ширину посадочной площадки следует принимать от 1,5 до 2,25 м в зависимости от пассажирооборота. Остановочные и посадочные площадки рекомендуется размещать за счет уменьшения ширины разделительных полос.
На магистральных улицах районного значения допускается устройство местных уширений проезжей части в виде открытых «карманов» для размещения в них остановочных площадок общественного транспорта. Ширина «карманов» открытого типа должна назначаться не менее 3-3,5 м. Радиусы закруглений в плане для «карманов» должны быть не менее 10 м. Отгон уширения начинается за 20 м до остановки и заканчивается через 15 м после нее. «Карманы» устраивают за счет уменьшения ширины разделительных и технических полос, а также полос зеленых насаждений.