Дополнительный материал 4 страница

Черты авторитаризма можно обнаружить в любых, даже самых демократических системах. Критерий их обнаружения один — ситуации реальной опасности для существующей власти. В этих ситуациях противники режима мгновенно убеждаются в том, что власть готова пойти на самые крайние меры, чтобы сохранить политический статус-кво.

Чтобы сделать рассказ об этих режимах более интересным, полезно прочитать на уроке отрывки из антиутопий Замятина и Оруэлла.

Ответы на вопросы и задания к § 35 учебника

8. В российской истории самый яркий пример — захват власти большевиками после нескольких месяцев «торжества свободы» в 1917 г. В мировой истории нередки примеры военных переворотов латиноамериканского типа, когда на смену слабым демократиям приходят диктаторские режимы.

9. Из определений свободы соответствует действительности: «свобода — это возможность делать то, что дозволено законом».

10. Мысль о том, что суть демократии в защите всех меньшинств от большинства, не совсем верна. Это суть либерализма. Демократия же все-таки основана на подчинении меньшинства большинству.

11. Ги де Мопассан, говоря о возможности добра со стороны умного тирана, имел в виду специфическую возможность единоличной власти — не считаться с мнением окружающих как в плохом, так и в хорошем.

12. Страны, в которых существовал или существует тоталитарный режим: Португалия, Испания, Китай, Румыния, Кампучия, КНДР, Ливия, Россия, Эфиопия, Италия, Монголия, Германия, Гаити.

13. Все диктаторы убеждены, что их страны самые свободные, потому что не рассматривают свою власть как диктаторскую. В лучшем случае они согласны с тем, что в их стране эффективно устанавливается строгий порядок, отвечающий интересам народа.

§ 36. Выборы

Цель урока: а) познакомить учащихся с основами избирательного права; б) раскрыть роль правовых норм в организации «чистых выборов», показать действие механизма избирательных процедур; в) способствовать пониманию учащимися необходимости активного участия в выборах.

Урок можно построить в двух вариантах.

Вариант 1

Характеризуя роль выборов в различного рода обществах, в том числе и демократическом, целесообразно сделать небольшой экскурс в историю этого вопроса. Учитель учитывает степень осведомленности учащихся в данных разделах истории и определяет целесообразный объем исторических сведений, сообщаемых на этом уроке.

Дополнительный материал

Элементы первичного, родового народовластия принято называть первобытной демократией. В те первобытные времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей. Следовательно, эта сходка взрослых сородичей является первым органом «властвования», хотя особый отряд управляющих в те времена еще не выделился. Однако во многих случаях власть этих сходок дублируется замкнутым кругом стариков во главе с племенным старейшиной. Например, у обских угров и селькупов (север Сибири) общественной жизнью в мирное время руководили старики, а в военное на первый план выходили воины-предводители — батыри.

Зрелую форму управления представляют собой народные собрания древних греков в период ахейской («гомеровской») Греции. Однако со временем возможности родовой и военной демократии перестают удовлетворять разрастающиеся гражданские общины Греции. В V в. до н. э. в Афинах наблюдается расцвет демократии, совпавший с годами правления первого стратега Перикла. Этот «демократический взрыв» был подготовлен реформами Солона и Клисфена.

По-иному развивалась демократия в Риме. Первоначальными «органами демократии» там были куриатные комиции (comitia curiata), в которых собирались все взрослые мужчины для обсуждения важных дел. В комициях избирали царя (rex — что-то вроде военного вождя). Власть его была ограничена сенатом (senatus). Сенат состоял из 100—300 членов, которых называли отцами (patres), а их детей — патрициями (имеющими отца). Отцы и патриции по своему положению резко отличались от пришлых плебеев. Само слово «сенат» произошло от senex — старик: когда-то в сенате заседали старейшины родов.

Постепенно плебеи все более веско заявляли о своих правах. В конце концов они добились создания магистратуры плебейских трибунов, которые активно защищали интересы этого сословия. Во многом по их инициативе было создано писаное законодательство — знаменитые Законы ХII таблиц. В этих законах устанавливалось единое для всех римлян частное право.

Выбирали и на Руси. Достаточно вспомнить новгородское вече — орган прямой демократии, выросший на фоне народных родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением. Для русского семейно-родового строя были характерны принципы, выраженные в поговорках: «Мир — великий человек»; «Куда мир — туда и мы»; «Мы от мира не отметчики»; «На миру и смерть красна» и др.

В период Московского царства при государе для участия в решении важных вопросов существовала аристократическая Боярская дума, но в чрезвычайных случаях она усиливалась новыми членами и превращалась в Земский собор. В его состав входили все «чины» Московского государства: духовенство, бояре, дворяне, дьяки, выборные от городов, стрелецкие головы, гости, старосты гостиных сотен, сотники черных сотен, казаки, а также «уездные люди», т. е. вольные крестьяне. Для участия в Соборе депутаты прибывали частью по должности, но нередко и по выбору. Компетенция Соборов была универсальная: вопросы войны и мира, присоединения новых земель, сбора финансовых средств... Соборы 1593 и 1613 гг. избирали царей Бориса Годунова и Михаила Федоровича.

В заключение уместно упомянуть о предтече нынешней нижней палаты Федерального собрания — Государственной думе, созданной Высочайшим Манифестом 6 августа 1905 г. По Манифесту, этот орган власти был чисто монархическим учреждением, однако принятая уставом Думы система выборов вводит в нее зародыши парламентаризма (в данном случае — относительной независимости в принятии решений от монаршей воли). В частности, можно отметить общегражданскую основу системы выборов в Думу. Было сделано лишь некоторое исключение для крестьян (за ними закреплено 51 депутатское кресло) и казаков (3 кресла). Остальные 358 выборных членов думы избирались большинством голосов вне зависимости от социального статуса и национальности. Однако выборы в Думу проводились не путем всенародного и прямого голосования. Устав думы вводил двойную подачу голосов и высокий имущественный ценз. В результате целые слои народа, в частности городское фабрично-заводское население, не были допущены к выборам.

Вариант 2. Деловая игра

Тема: Идеальные выборы: мои предложения.

Предложения могут быть по нескольким направлениям:

1. Ввести соответствующие цензы: а) для избирателей и б) для кандидатов на должности.

2. Усовершенствовать процедуру голосования: сроки, контроль, оборудование (например, электронные приборы) и т. д.

Все предложения учащихся в конце игры обсуждаются.

Ответы на вопросы и задания к § 36 учебника

10. Выборными должностями являются: депутат городской думы, мэр города, Президент РФ.

14. Мандат члена парламента получат пять человек.

15. Опасность проникновения в законодательные органы власти членов преступных сообществ весьма велика. Став официальными лицами, они способны совершать преступления (или содействовать таковым) с опорой на механизмы государственного управления и т. д.

Ключ к тестам: 11-б; 12-а, б, д, е; 13-а, д, ж.

§ 37. Партии и движения

Цель урока: а) охарактеризовать партию как политический институт; б) дать классификацию партий по степени организованности, политической направленности и т. д.

По данной теме дидактически целесообразно построить основную часть работы на обсуждении двух вопросов: 1) партии и политический плюрализм и 2) какие партии нужны нормально развивающейся стране.

Дополнительный материал

Многопартийность

Партии — универсальный инструмент политической жизни, позволяющий решать основные ее проблемы цивилизованным путем. У всех в памяти недавние жаркие споры о необходимости многопартийности. Тогда казалось, что стоит создать партии, отражающие основные политические течения и настроения, как многие социально-политические вопросы будут с легкостью решены. И вот такое время наступило. Партии стали расти, как грибы после теплого дождя, а нерешенных вопросов только прибавилось. И люди поняли, что многопартийность отнюдь не панацея, а всего лишь нормальный, рядовой признак нетоталитарного режима. Когда партии не являются государственными, как КПСС, когда членство в них не способствует продвижению по служебной лестнице, желающих стать их членами не столь уж много. Отсюда и их реальный вес в обществе. Действительно, прежде всего партии помогают проводить предвыборные кампании. Все меньше реальной поддержки получают в нормальных условиях развития общества массовые, авангардные партии. Успехи на последних выборах в ряде стран Восточной Европы партий, сформировавшихся на базе коммунистических, свидетельствуют лишь о недостатках деятельности оппонирующих им сил.

Какие партии необходимы стране?

Вопрос о том, какие партии необходимы нормально развивающейся стране, решается самой жизнью. Популярны партии, пытающиеся способствовать решению прежде всего экономических проблем, касающихся большинства народа. По своей направленности они тяготеют к политическому центру. Это общедемократическая тенденция. Достаточно обратить внимание на список партий, допущенных к голосованию на выборах в Государственную думу в декабре 1999 г. Учитель может отметить в этом списке партии, тяготеющие к политическому центру. Партии же, которые главным образом удовлетворяют политические амбиции своих лидеров, обречены на сугубую малочисленность и незначительность политического веса.

Ответы на вопросы и задания к § 37 учебника

7. Не совсем верен внешне правильный ответ: две или много партий. Все дело в качестве партий. Сейчас, например, в России множество партий и объединений, но реальную политическую силу представляют только движение «Единство» и КПРФ.

8. Коммунистическая партия, движение «Единство» и отчасти либерально-демократическая партия — массовые; остальные — парламентские.

 

1 Если нет возможности подготовить заранее наглядный материал, то можно воспроизводить схему на доске во время объяснения.

2 Лучше, если определение понятия «государство» у учителя будет записано на отдельном листе, который можно использовать как наглядное пособие.

 

 

Глава 5. ПРАВО

§ 38. Право и закон

Цель урока: дать учащимся самое общее представление о праве как достаточно сложном явлении, сущностная характеристика которого — порядок и справедливость, внешняя форма (в отечественном законодательстве) — иерархия нормативно-правовых актов.

Одним из возможных вариантов начала урока может стать выяснение того, что ученики понимают под правом. Можно воспользоваться приемом незаконченной фразы. Предложите учащимся в течение 2—3 мин закончить фразу: «Я думаю, что право — это...» Минуту дайте на обсуждение этого же вопроса в парах. Заслушайте 2—3 предложения, а затем обратите внимание на ключевые слова построенных фраз. Запишите на доске эти слова. Это послужит своеобразной диагностикой имеющихся представлений, вызовет интерес к теме и позволит выявить, во-первых, общее в понимании данного понятия, во-вторых, широкий диапазон его толкований и, наконец, возможные ошибки. Перечень записанных на доске идей и ключевых слов в дальнейшем покажет, что из известного ученикам верно, а что нет.

Из перечня ключевых слов учителю легко будет составить план, логическую цепочку изложения учебного материала, которая поможет на данном уроке упорядочить исходные знания учеников, а также обозначить перспективы в изучении правового материала в дальнейшем. Например, ученики, как правило, пишут, что право — это определенные правила. Данное представление о праве будет дополнено цепочкой взаимосвязанных понятий, по каждому из которых учитель дает подробные пояснения: правило — норма; социальные нормы; виды социальных норм; право как один из видов социальных норм; отличия правовых норм от других, в частности от морали; специфические признаки норм права. Для того чтобы максимально задействовать зрительный канал восприятия информации на уроке, полезно представлять этот материал в виде схем.

Отвечая на вопрос о праве, ученики нередко отождествляют право и закон. Развести эти понятия поможет выполнение следующих заданий. Одна половина класса выполняет задание 7 из учебника; другая пытается вспомнить пословицы и поговорки со словом «закон». Работа выполняется письменно в течение 3 мин. Учитель делит доску на две части: на одной записывает 10—12 слов, однокоренных праву, на другой — 2—3 пословицы со словом «закон». В случае затруднения с пословицами учитель может сам дополнить список («Что мне законы, если судьи знакомы?» и т. д.).

При анализе списка однокоренных слов рекомендуем обратить внимание на слова «правда», «справедливость», «праведность», «правдивость» и другие близкие по смыслу. На какое смысловое значение слова «право» указывают эти однокоренные слова? (Пусть учащиеся выскажут свои предположения.) На то, что право исторически выражало и выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости, правде и порядке. Затем предложите назвать то смысловое значение понятия «закон», на которое указывают записанные на доске пословицы. В чем здесь принципиальная разница?

После обсуждения уместно познакомить учащихся со следующим определением понятия «право»: это система общеобязательных, формально определенных и справедливых правил поведения, установленных и охраняемых государством.

В своих ответах на вопрос о праве учащиеся, как правило, называют его регулятором отношений между людьми. Это верная в целом посылка также нуждается в уточнении. Ученики в основном плохо представляют себе, как именно право выполняет свою регулирующую роль, какой механизм лежит в основе этих отношений. Поэтому очень важно показать учащимся, что сущность любого правоотношения составляют права и обязанности сторон. Для этого можно воспользоваться приемом, который нередко и с успехом применяют многие учителя. Речь идет о том, что учитель рассказывает об одном из своих рабочих дней и просит учащихся назвать всех, с кем, по мнению учеников, он вступал в правовые отношения. Приведем один фрагмент из такого рассказа: «По дороге на работу я купил в киоске газету; затем сел в автобус и передал деньги за проезд кондуктору; пришел на работу, где провел 5 уроков; после работы зашел к коллеге и вернул ему дискету с правовой программой, которую взял два дня назад для того, чтобы пополнить базу данных своего компьютера; зашел в химчистку, забрал куртку и вернулся домой».

После рассказа на доске фиксируются: а) действия учителя; б) все лица, с которыми он вступал в отношения; в) содержание этих отношений (ожидания от поведения каждой из сторон); г) предположения по поводу того, что последовало, если бы вместо ожидаемого было иное поведение, например не был бы оплачен проезд, и т. д.

Общий вывод из подобного анализа очевиден: во всех случаях мы имеем дело с правами и обязанностями сторон, которые взаимосвязаны и возникают по конкретному поводу. Для закрепления данного материала можно предложить учащимся прочитать в учебнике небольшой текст о правоотношениях (с. 187—188) и графически представить понятие «правоотношение» (субъект — участник, объект — предмет, содержание — единство прав и обязанностей).

До сих пор учащиеся знакомились с достаточно абстрактными понятиями. Наполнить их конкретным содержанием, сформировать у школьников образное представление о тех формах, в которых существует право,— следующая задача учителя на данном уроке. Здесь будет уместен рассказ учителя об исторических формах закрепления права, начиная с характеристики обычаев, обычного права.

Обычай прочно входит в сознание людей потому, что выражает какую-то закономерность, естественность самой жизни, например переход имущества умершего к его ближайшим родственникам (обычай наследования). Отдельные древние обычаи вошли в законодательство некоторых стран и продолжают действовать до сих пор. А вот с некоторыми приходится расставаться. Так, недавно Англия перешла на метрическую систему измерений, однако отказаться от вековой привычки взвешивать в фунтах, а измерять в дюймах было нелегко и даже потребовало издания специальных юридических санкций к тем, кто, например, продолжал пользоваться привычными мерами веса, обслуживая покупателя.

Поясняя юридический прецедент (прецедентное право), можно привести в пример современную судебную систему Великобритании. Прецедент появляется, когда требуется юридическое решение того или иного дела, а в законодательстве нет необходимой нормы. В этом случае судья единолично или суд в полном составе принимает решение по делу, руководствуясь принципами права, общепризнанными ценностями, личными убеждениями и жизненным опытом. Такое решение суда становится образцом для последующего рассмотрения аналогичных дел.

В современной России право существует в форме нормативно-правового акта. Будет полезно познакомить учащихся с тем, как выглядят некоторые из этих актов (пусть подержат в руках, перелистают страницы Конституции РФ, Уголовного, Семейного, Гражданского кодексов, текст Федерального закона «Об образовании», какое-нибудь постановление Правительства РФ и т. д.). После визуального знакомства уместна беседа по вопросам: все ли документы одинаково значимы и обязательны для исполнения всеми? Чем удобна эта форма права? Какие общие реквизиты имеют все эти акты?

Далее уместно познакомить учащихся с иерархией нормативно-правовых актов. По ходу рассказа учителя ученики фиксируют информацию, необходимую для заполнения пропусков в таблице, приведенной в рабочей тетради (задание 1, § 8). Дома это задание выполняется письменно.

Ответы на вопросы и задания к § 38 учебника

5. Законы: 1. Основной закон — Конституция РФ; федеральные законы. 2. Подзаконные акты: постановления и распоряжения Правительства РФ.

6. Объективное право — это закрепленные в законах или иных правовых актах нормы (общеобязательные правила поведения), например семейное, уголовное, трудовое право и т. д.

Субъективное право означает личную возможность человека иметь конкретные права, например распоряжаться собственностью, выбирать и быть избранным в органы власти, заключать договоры и т. д.

§ 39. Отрасли права

Цель урока: а) проверить, насколько качественно был усвоен материал предыдущего урока, и на этой основе углубить представления школьников о системе права; б) помочь им ориентироваться в основных отраслях российского права, научить отличать материальные и процессуальные отрасли права.

Материал урока логически объединен в три блока: общее положение об отраслях права, материальные и процессуальные отрасли права. Каждый из них подробно освещен в учебнике, поэтому работа с текстом — один из возможных вариантов изучения темы.

Понятно, что речь не идет о простом чтении учебника. Для активизации познавательной деятельности учащихся можно воспользоваться разными приемами и предложить учащимся ряд заданий, которые они выполняют в тетрадях по ходу чтения:

1. Составьте и заполните таблицу «Отрасли российского права».

2. Найдите в тексте факты и примеры в подтверждение вывода о том, что Конституция РФ является источником права для материальных отраслей права.

3. Найдите в тексте факты и примеры в подтверждение вывода о том, что Конституция РФ является источником права для процессуальных отраслей права.

4. Выполните задание 9 к параграфу.

5. Прочтите текст о процессуальных отраслях права. Попутно постарайтесь отслеживать свое понимание прочитанного и с этой целью оставляйте пометки на полях (карандашом). Отметьте знаком «V» то, что вы уже знали ранее; знаком «+» — новую для вас информацию; знаком «—» — то, о чем вы сказали бы «я думал иначе». Знаком «?» отметьте все то, о чем вам хотелось бы узнать подробнее. Маркировочные знаки ставьте напротив отдельных предложений или целых абзацев.

6. Составьте перечень вопросов по процессуальным отраслям права, на которые вы хотели бы получить ответ.

Выполнение части заданий можно проверить прямо в классе. Для этого поинтересуйтесь у учащихся, какие задания они считают удавшимися, а какие — нет и почему. Начните обсуждение с первых. Часть тетрадей с заданиями можно взять для выборочной проверки и оценки.

Возможно, ученики слышали о международном праве, и им будет интересно узнать, каково его место в общей классификации. Современное международное право занимает отдельное место. Оно регулирует отношения между государствами (субъектами международного права) по общим проблемам развития человеческой цивилизации. Рождаются эти нормы в ходе переговоров между государствами и международными организациями, оформляются в виде договоров. Какого-то одного законотворческого органа в международном праве не существует. В рамках международного права выделяют гуманитарное, водное, воздушное право и др.

На данном уроке уместно подробнее остановиться на международном гуманитарном праве, которое еще называют правом вооруженных конфликтов. Его следует отличать от права контроля за применением силы в отношениях между государствами или контроля над вооружением. Нормы международного гуманитарного права стремятся лишь смягчить последствия ведения военных действий. Основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 1949 г. и ряд дополнительных протоколов к ним. В их числе Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (1); Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (2); Конвенция об обращении с военнопленными (3); Конвенция о защите гражданского населения во время войны (4).

Женевские конвенции требуют от всех участвующих в конфликте сторон конкретных действий, например: «раненых и больных любого государства следует подбирать и оказывать им помощь»; «с военнопленными следует всегда обращаться гуманно»; «запрещаются акты насилия или угрозы насилия, имеющие основной целью терроризировать гражданское население».

Часть урока важно отвести для ответа на те вопросы, которые возникли у учащихся по процессуальным отраслям права. Как правило, их интересуют вопросы о правах задержанных, порядке задержания и проведения допроса или обыска.

В этой связи следует привлечь внимание учащихся к ряду конституционных норм. Во-первых, к норме о том, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своих близких родственников (ст. 51 Конституции РФ); во-вторых, к норме о презумпции невиновности (ст. 49).

Полезно рассказать учащимся о том, что по отношению к несовершеннолетним предусмотрен специальный процессуальный порядок. В частности, такие меры пресечения, как задержание или заключение под стражу, к ним могут применяться лишь в исключительных случаях, когда речь идет о тяжких преступлениях. Задержание по подозрению в совершении преступления органы дознания (оперативные работники милиции) оформляют протоколом и в течение 24 ч письменно сообщают об этом прокурору. В течение 48 ч после сообщения о задержании прокурор обязан либо дать санкцию на заключение под стражу, либо освободить задержанного.

Вызов к следователю для дачи показаний производится, как правило, через родителей или законных представителей. В соответствии со ст. 285, 397 УПК допрос несовершеннолетнего свидетеля происходит при обязательном присутствии педагога, родителей или законных представителей.

В соответствии со ст. 52 УПК подозреваемый имеет право на защиту. Он вправе знать, в чем подозревается, давать объяснения, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства, знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, а также с материалами, направляемыми в суд. Он может также приносить жалобы на действия и решения следователя, прокурора. С момента задержания подозреваемый имеет право на свидания с адвокатом и родственниками.

Ответы на вопросы и задания к § 39 учебника

7. Нормы семейного права, уголовно-процессуального права, уголовного права, конституционного права.

8. Соподчиненность между отраслями права существует только в отношении конституционного права. Нормы конституционного права имеют ведущий характер в системе права. С них начинается формирование всей системы национального права, всех иных отраслей права. Все иные отрасли права опираются на нормы конституционного законодательства. Так, конституционное положение статьи 38 о защите семьи, материнства и детства воспроизведено в статье 1 Семейного кодекса как основа семейного законодательства. Статья 40 Конституции легла в основу жилищного законодательства. Конституционная норма «труд свободен» нашла отражение в Кодексе законов о труде РФ.

§ 40. Основы конституционного строя России

Цель урока: а) раскрыть основные конституционные принципы устройства нашего государства, его ценности и приоритеты; б) воспитывать уважительное отношение к российской Конституции.

Этот урок насыщен довольно сложными понятиями, многие из которых далее будут раскрыты более подробно. Поэтому важно, не перегружая учащихся, привести их первоначальные представления о Конституции в некоторую систему, а главное — обогатить их конкретными фактами и примерами.

Прежде всего необходимо подчеркнуть значимость этого важнейшего юридического документа, несмотря на неоднозначность оценок ряда его статей и положений. Знакомство лучше начать со структуры документа, кратко комментируя общий смысл каждой главы, а более подробно — назначение главы 1.

По поводу понятия «конституционный строй» следует подчеркнуть, что само принятие конституции уже означает обязанность государства следовать конституционным порядкам. Однако это понятие нельзя свести лишь к факту существования конституции. Это нечто большее. Конституционный строй становится реальностью в случае, если государство действует в соответствии с конституцией, во всем подчиняясь праву, а также если эта конституция демократическая, т. е. надежно защищает права и свободы человека и гражданина.

В учебнике назван ряд новых, закрепленных в Конституции, демократических принципов устройства нашего государства. Организуйте самостоятельную работу учащихся с текстом учебника и Конституцией. Предлагаем один из возможных вариантов задания-инструкции:

1. Прочитайте подпараграф «Демократическое государство», найдите в тексте учебника новые принципы устройства Российского государства.

2. Найдите в тексте главы 1 Конституции РФ статьи, закрепляющие эти принципы.

3. Сгруппируйте материал в таблицу:

Важнейшие принципы демократического устройства Российского государства Статья Конституции РФ, закрепляющая принцип
   

Помимо признания демократических принципов нашего государства, Конституция закрепила ряд его конституционных характеристик: правовое, федеративное, социальное, светское.

С материалом о федерации учащиеся знакомились ранее. Понятию «правовое государство» отведен отдельный параграф. Поэтому на данном уроке рассматриваются две характеристики государства — социальное и светское.

В статье 7 Конституции Россия названа социальным государством. Как раскрыть это понятие? Методика работы примерно такая: предложите учащимся в течение 3 мин сформулировать и записать 1—2 вопроса по данной статье. Выпишите отдельные вопросы на доске, не допуская повторов.

Далее предложите прочитать текст учебника «Социальное государство» и найти ответы на свои вопросы. Если остаются вопросы, на которые материал учебника не дает ответов, подключается учитель. При этом его объяснение касается волнующих учеников вопросов, разговор становится откровенным и доверительным. Если позволит время, в завершение беседы предложите учащимся обосновать свою точку зрения, например, по следующим вопросам:

1. Что мешает России стать социально ориентированным государством?

2. Как определить уровень обеспеченности людей?

3. Какие категории граждан на сегодня находятся в самом трудном положении?

4. Возможно ли в обществе социальное иждивенчество?

По усмотрению учителя в ходе обсуждения можно сделать некоторые пояснения. Так, отсутствие денег в государстве для решения социальных задач не столь очевидная причина наших социальных проблем. У нас гораздо больше финансовых средств, чем принято считать официально. В стране немало состоятельных людей, другое дело, что они используют свои средства не на развитие экономики, не на благотворительность, а для личных нужд.

Уровень жизни людей зависит от их доходов. Для его определения установлены различные показатели. Физиологический уровень означает уровень доходов, необходимый для физического выживания (не умереть с голоду). Прожиточный минимум означает уровень доходов, позволяющий человеку выжить как социальному объекту. Социальный минимум позволяет не просто выжить, а собственно жить. В России действует прожиточный минимум. По ходу обсуждения уместно привлечь внимание к цифрам о прожиточном минимуме, помещенным на с. 196 учебника.

Статья 14 Конституции характеризует Россию как светское государство. Методика работы может быть аналогичной.

Ответы на вопросы и задания к § 40 учебника

3. Российское государство: демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское, с республиканской формой правления.

7. Обязанности государства: охранять, защищать, обеспечивать, гарантировать, соблюдать права и свободы человека. Обязанности граждан перед государством: соблюдать законы, платить налоги, охранять природу, защищать Отечество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: