I.2. Структура выпускной квалификационной работы магистров

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. СТРУКТУРА РАБОТЫ  
I.1. Структура курсовой работы и выпускной квалификационной работы бакалавров  
I.2. Структура выпускной квалификационной работы магистров  
   
II. ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ  
II.1. Титульный лист курсовой работы бакалавров  
II.2. Титульный лист ВКР (диплома) бакалавров  
II.3. Титульный лист магистерской диссертации  
II.4. Оформление страницы СОДЕРЖАНИЕ  
II.5. Оформление текста и сносок  
II.6. Оформление списка источников и литературы  
   
III. ЗАЩИТА РАБОТЫ  
III.1. Подготовка ВКР к защите  
III.2. Защита ВКР бакалавров  
III.3. Защита магистерской диссертации  
   
IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ПО ИСТОРИИ РОССИИ  
   
Приложение 1. Титульный лист курсовой работы по истории России  
Приложение 2. Титульный лист ВКР бакалавров  
Приложение 3. Титульный лист магистерской диссертации  
Приложение 4. Страница СОДЕРЖАНИЕ  
Приложение 5. Список источников и литературы  
Приложение 6. Оформление автореферата магистерской диссертации  

 

 



I. СТРУКТУРА РАБОТЫ

 

I.1. Структура курсовой работы и выпускной квалификационной работы бакалавров

Выпускная квалификационная работа у бакалавров имеет следующую структуру:

– титульный лист;

– содержание

– введение

– основная часть

– заключение

– список литературы

– приложение (не является обязательной частью, но может присутствовать в работе)

 

Курсовая работа конечно проще, чем ВКР, но она тоже состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. В идеале, вы со своим научным руководителем ещё на ранних курсах определяете тему своей будущей дипломной работы, её примерную структуру – и тогда ваши курсовые могут стать будущими главами дипломной работы.

 

Введение

Введение строится следующим образом (Представленный вариант – не догма, а руководство к действию. Жёсткого шаблона здесь нет, некоторые структурные части введения могут меняться местами. Многое зависит от вашей собственной логики изложения материала):

 

1. Сначала обосновываем выбор темы. Здесь нужно сформулировать, насколько она актуальна. Актуальность – это степень важности исследования вашей темы в данный момент и в данной историографической ситуации. Грубо говоря – почему вы считаете, что ваша работа непременно должна быть написана.

 

2. Потом нужно объяснить степень изученности вашей темы (что станет дополнительным аргументом для обоснования её актуальности). Для этого переходим к обзору историографии, выделяем этапы (если есть). Самый примитивный и распространённый вариант для исторических работ – это разделение историографии на дореволюционный, советский и современный периоды. Само описание историографии выстраиваем по мере её развития либо в простом хронологическом порядке (кто за кем писал, какие проблемы по вашей теме поднимал, к каким выводам пришёл), либо в проблемно-хронологическом. Впрочем, лучше проконсультироваться у научного руководителя – как правильно сделать свой историографический обзор.

 

3. Прописываем объект (определяя объект исследования, вы отвечаете на вопрос: к какой области исторических знаний относится ваша работа?) и предмет вашей работы (это та часть объекта (его аспект или процесс, в нём происходящий), которая собственно, и исследуется. Предмет исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию) Например, название вашей работы «Участие народов Поволжья во взятии Казани Иваном Грозным», объектом исследования здесь будет восточное направление внешней политики Ивана Грозного, а предметом исследования – роль народов Поволжья в этом процессе.

 

4. Затем, исходя из изученности темы, определяем новизну собственного исследования. Обозначаем цель (это то, что вы намерены достигнуть в процессе работы – что-то выявить, обосновать и т.д.) и задачи курсовой или дипломной работы (это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели). При постановке целей и задач в ВКР используются, как правило, глаголы в неопределённой форме: обобщить, выявить, оценить, проанализировать, систематизировать, составить, сформулировать и т.д.

Разъясняем, что исходя из задач определяется структура работы, объясняем, что она из себя представляет (введение, столько-то глав, такие-то параграфы в них, заключение, список литературы и источников, приложения (если есть), обосновываем хронологические, территориальные (если нужно) рамки работы;

 

5. Дальше идёт обзор источников, на основании которых вы собираетесь писать свою курсовую или диплом. Вспоминаем источниковедение, расписываем типы и виды используемых исторических источников, поясняем, какие особенности в характере информации они имеют, как они будут учтены при работе и почему именно эти источники важны для раскрытия темы. Обосновываем: почему именно указанные источники необходимы и достаточны (другими словами обосновываем репрезентативность источниковой базы).

 

6. Теперь расписываем методологию исторического исследования, которую вы использовали для написания своей работы (методология – это научная база, на которой строится исследование). Комплекс методов во многом зависит, во-первых, от исследовательской задачи, во-вторых, от научного подхода. Сначала указываете используемый в работе подход: формационный, цивилизационный, системный, системно-функциональный, синергетический (историческая синергетика), деконструктивистский и т.п. Затем описываете те принципы, на которых строится ваше исследование. Принципы выбираете сами, но принцип историзма среди них должен быть обязательно. И, наконец, перечисляете применяемые методы, начиная с общенаучных (анализ, синтез, абстрагирование и др.) и заканчивая специально-научными (историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и др). Одновременно указываете, на какие вопросы и каким образом позволяет ответить тот или иной метод.

 

7. Завершаем введение определением практической значимости дипломной работы (это возможность использования полученных результатов в образовательных учреждениях, а также для продолжения исследования темы).

 

Основная часть

Она состоит из нескольких глав, которые соответствуют поставленным задачам. Сколько глав будет в вашей работе – определять вам (ну и, конечно, научный руководитель подскажет, как лучше структурировать работу). Главы могут быть разбиты на отдельные разделы – параграфы.

 

Заключение

В заключении даются ответы на поставленные в начале исследования задачи, отражаются основные выводы, к которым вы пришли. Лучше придерживаться определённого правила: каждый пункт или абзац в заключении посвящается только какому-то одному аспекту (в соответствии со структурой вашей работы), поэтому все они выстраиваются в чёткой логической последовательности.

 

Общий объём курсовой работы – 25–30 страниц, объём бакалаврского выпускного квалификационного исследования – 50–60 страниц.

 

I.2. Структура выпускной квалификационной работы магистров

Выпускная квалификационная работа магистров имеет следующую структуру:

– титульный лист;

– содержание

– введение;

– основная часть;

– заключение;

– список литературы;

– приложение (не является обязательной частью, но может присутствовать в работе)

 

Введение

Структура введения магистерской диссертации имеет, как правило, следующий вид (в тексте введения принято жирным шрифтом выделять его главные пункты):

Актуальность темы исследования. Объясняем выбор темы, обосновываем, почему она актуальна на современном этапе развития исторической науки, ну и общества в целом

Степень изученности темы. Характеризуем её с помощью краткого обзора историографии, выделяя основные моменты, которые были затронуты в трудах предшественников и отмечая лакуны, «белые пятна», оставшиеся в теме

Объектом данной работы является… определяем объект исследования

Предмет исследованияФормулируем предметную область. Подсказка: предмет диссертационного исследования чаще всего совпадает с формулировкой его темы или очень близок к ней (но это не дословное повторение!).   Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное. (см. разъяснения об объекте и предмете для бакалавров)

Источниковая база исследования. Характеризуем использованные в работе типы и виды источников. Объясняем выбор источников, особенности работы с ними. Если вы используете неопубликованные (архивные) источники, то сначала нужно охарактеризовать их, а потом уже источники опубликованные. При описании архивных источников не забываем указывать названия архивов, в которых они хранятся, названия и номера архивных фондов.

Методологическая база диссертации включает в себя… перечисляем (с разъяснениями, что к чему применимо) методологические принципы (приёмы, методы) исследования.

Цель и задачи диссертации. Определяем цель, чётко прописываем исследовательские задачи, обосновываем хронологические, территориальные (если нужно) рамки работы. Разъясняем, что исходя из задач определяется структура работы, объясняем, что она из себя представляет (введение, столько-то глав, такие-то параграфы в них, заключение, список литературы и источников, приложения (если есть), Обычно всё это расписывается в следующем виде:

Во введении обозначена актуальность и новизна темы диссертации, определены её объект и предмет, обоснованы цели и задачи, сформулированы методологические принципы, методы исследования, охарактеризована научно-практическая значимости работы, изложены положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Она вот так называется» посвящена тому-то

В её первом параграфе «С вот таким названием» рассматривается то-то и то-то

Второй параграф «Такое вот название» посвящён тому-то.

Во второй главе «Название» осуществлен анализ чего-то там.

В первом параграфе «Название» рассматривается вот такая проблема, вопрос, ситуация

Второй параграф «Название» посвящён тому-то

С третьей, четвёртой, пятой-десятой главой всё то же самое

В заключении подведены итоги исследования и сформулированы основные выводы.

Научная новизна исследования состоит в… Что нового и ценного вы собственно хотите своей работой сказать в целом? На этой стадии выдвигается собственная гипотеза – научное предположение, допущение, истинное значение которого пока ещё не определено. Формулируя гипотезу, вы строите предположение о том, каким образом будет достигнута поставленная вами цель исследования. Это отражается в следующем пункте введения:

Основные положения, выносимые на защиту:

1. «Даёте формулировку» Обязательно обсудите формулировки выносимых на защиту положений со своим научным руководителем!

2. «Ещё вот такое утверждение»

3. «И вот такое положение»

4. …

5. …

Эти положения близки к структуре работы, они как бы отвечают на те задачи, которые вы перед работой ставили и над которыми работали

Практическая значимость исследования состоит в… В чём? Возможность применения в образовательной сфере, востребованность в СМИ, необходимый этап для дальнейшего исследования темы и т.д.

 

Основная часть

Она состоит из нескольких глав, которые соответствуют поставленным задачам. Сколько глав будет в вашей работе, на какие параграфы они будут разбиты – это определять вам.

 

Заключение

В заключении даётся ответ о том, достигла ли работа своей цели, решены ли стоявшие перед ней задачи. Здесь приводятся основные выводы, к которым вы пришли, подтверждаются положения, выносимые на защиту.

 

Общий объём магистерской работы – 70–120 страниц.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: