Различия между взрослыми и детьми

Первым ученым, повернувшим детский психоанализ в сторону изучения нормы, а не патологии, была дочь 3. Фрей­да — Анна Фрейд. Она же выявила важнейшую проблему: взрослые люди не видят существенного различия между собой и детьми (Freud A., 1965).

Это отличие в первую очередь касается мыслительных и эмоциональных процессов. В области отношений со значи­мыми людьми маленькие дети отличаются от взрослых своей эгоцентричностью. Ребенок нуждается в матери и использует ее исключительно для удовлетворения своих потребностей, а это может трактоваться взрослыми как излишний эгоизм. Ребенок не воспринимает мать как самостоятельную личность с ее интересами, привязанностями и заботами. Поэтому бо­лезнь матери, отъезд из дома или, как пишет А. Фрейд, даже ее смерть воспринимаются ребенком как лишения, выпавшие на его долю. До определенного возраста дети воспринимают появление в семье еще одного малыша как измену и предатель­ство родителей. Если ребенок заболевает, то родители, которые вынуждены его лечить, лишают любимых сладостей. Вместо этого они начинают давать ему горькие лекарства, делать уколы, превращаются в восприятии малыша во врагов и мучителей. И подобная интерпретация нормальна для ребенка.

Кроме того, существуют не только качественные, но и количественные различия между мыслительными процессами взрослых и детей. У детей наблюдается слабость вторичных процессов по сравнению с первичными. Например, страхи (первичный процесс) могут быть такими сильными, что бла­горазумие (вторичный процесс) совершенно подавляется, и ре­бенок ведет себя неблагоразумно, с точки зрения взрослых.

Имеются различия в ориентации во времени у детей и взрослых. Суть этих различий в том, что взрослые определяют временной интервал приборами для измерения времени или изменениями в окружающей природе (смена времен года, суток и т. д.). Для детей же тот или иной интервал времени измеря­ется интенсивностью их потребностей. Так, голод, усталость, желание опорожнить кишечник и мочевой пузырь не терпят у малыша отсрочки. В то же время педантичные родители могут сверяться с часами, прежде чем накормить явно голодного ребенка, для которого даже несколько минут вынужденного ожидания пищи кажутся вечностью. То есть голод или сытость позволяют ребенку безошибочно судить о длительности про­межутка времени между приемами пищи.

Иными словами, ребенок живет по принципу «хочу — дай», а взрослые — «надо» и «полезно».

Следующее различие касается сексуальной области. Например, физическая неразвитость и незрелость ребенка приводят к тому, что он переводит половые взаимоотношения между родителями на язык, соответствующий фазе прегени-тальности, на которой он находится, — трактует их как грубое нападение отца на мать.

Незнание родителями этих различий, недооценка и непонимание детских переживаний могут стать ключевым моментом в эмоциональной жизни ребенка, то есть травма­тическим событием. Это может вызвать у ребенка страхи, чувство неполноценности, задержку в развитии или привести к нарушению отношений «мать — дитя».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: