Занятие № 1. Тема: Строение растительной клетки

Задания: 1. Освоить правила и методику работы с оптическим микроскопом. 2. Зарисовать строение растительной клетки при большом увеличении. Обозначить органоиды. 3. Зарисовать хлоропласты в клетках мха мниум (Mnium sp.). 4. Зарисовать хромопласты в клетках мякоти плодов рябины обыкновенной (Sorbus aucuparia). 5. Зарисовать лейкопласты в клетках листа традесканции (Tradescantia sp.). 6. Зарисовать простые и сложные крахмальные зерна в клетках клубня картофеля (Solanum tuberosum). 7. Зарисовать алейроновые зерна (белковые тельца) в клетках семядолей гороха посевного (Pisum sativum). 8. Зарисовать кристаллы оксалата кальция (рафиды) в клетках корневища купены (Polygonatum sp.).

Вопросы для самоконтроля.

Предмет, разделы и методы ботаники.

Ядро, митохондрии, аппарат Гольджи, ЭПС, лизосомы, вакуоль, клеточная стенка первичная и вторичная: их строение, локализация и выполняемые функции.

Пластиды: их многообразие, локализация, строение и выполняемые функции. Взаимопревращения пластид.

Запасные вещества растительной клетки: химический состав, структура, локализация.

 

РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ

Занятие № 2. Тема: Растительные ткани.

Задания: 1. Зарисовать образовательную ткань конуса нарастания Роголистника погруженного (Ceratophyllum demersum). 2. Зарисовать первичную покровную ткань – эпидерму листа гороха посевного (Pisum sativum). Зарисовать структуру устьичного аппарата при большом увеличении. Указать замыкающие клетки устьиц с хлоропластами. Зарисовать кроющие волоски: простые одно- и многоклеточные, ветвистые, жгучий волосок крапивы двудомной (Urtica dioica), железистый волосок. 3. Зарисовать вторичную покровную ткань – перидерму стебля бузины посевной, или красной (Sambucus racemosa). Обозначить ткани. Указать чечевичку. 4. Зарисовать уголковую колленхиму в черешке листа свеклы обыкновенной (Beta vulgaris); склеренхимное волокно в стебле льна-долгунца (Linum usitatissimum); склереиды мякоти плодов груши обыкновенной (Pyrus communis). 5. Зарисовать проводящие элементы флоэмы: ситовидную клетку и клетку-спутницу. Зарисовать проводящие элементы ксилемы: трахеиду стебля сосны обыкновенной (Pinus sylvestris) с окаймленными порами; сосуды с различными типами утолщения клеточных стенок: кольчатым, спиральным, сетчатым, лестничным. 6. Зарисовать различные типы проводящих пучков: закрытый и открытый коллатеральный, биколлатеральный, амфивазальный и амфикрибральный. Обозначить ткани.

Вопросы для самоконтроля.

Предпосылки и время возникновения растительных тканей и органов.

Понятие о тканях. Принципы классификации тканей.

Меристемы: их классификация, строение, локализация в теле растения и значение.

Покровные ткани: их классификация, строение, локализация в теле растения и значение.

Опорные, или механические ткани: их классификация, строение, локализация в теле растения и значение.

Проводящие ткани: их классификация, строение, локализация в теле растения и значение.

Проводящие пучки: их классификация, строение, локализация в теле растения и значение.

ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ

Занятие № 3. Тема: Анатомо-морфологические особенности строения корня. Метаморфозы (видоизменения) корня.

Задания: 1. Зарисовать функциональные зоны корня: зону деления, растяжения, поглощения (всасывания), проведения. 2. Зарисовать первичное анатомическое строение корня ириса (Iris sp.). 3. Зарисовать вторичное анатомическое строение тыквы (Cucurbita pepo). Обозначить ткани. 4. Зарисовать стержневую и мочковатую корневые системы. 5. Зарисовать макро- и микроскопическое строение «корнеплодов» моркови посевной (Daucus sativa), редиса (Rhaphanus raphanisrum) и свеклы обыкновенной (Beta vulgaris). Обозначить ткани. 6. Зарисовать метаморфозы корня: эндо- и эктотрофную микоризу на корне древесных и травянистых растений; бактериальные клубеньки на корнях бобовых; корни-подпорки; корни-пневматофоры; веламен.

 

Вопросы для самоконтроля.

Корень: определение, происхождение, функции, классификация корневых систем.

Функциональные зоны молодого корневого окончания: локализация, строение, функции.

Первичное строение корня (ириса): гистологический состав, положение и функции тканей, участвующих в формировании первичного строения.

Вторичное строение корня (тыквы): процессы перехода, приводящие орган ко вторичному строению, гистологический состав, положение и функции тканей, участвующих в формировании вторичного строения.

«Корнеплоды» моркови посевной, редиса и свеклы обыкновенной: их макро- и микроскопическое строение (гистологический состав, положение и функции тканей, участвующих в их формировании), значение в жизни растений и использование человеком.

Микоризы эндо- и эктотрофная, бактериальные клубеньки, веламен, корни-подпорки, корни-пневматофоры: их таксономическая принадлежность отделам и семействам высших растений, строение и значение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: