Тренировка человека, направленная на снижение отрицательных (тошнота, рвот) реакций человеческого организма, вызванных сильными раздражениями вестибулярного аппарата

 Реакции, возникающие при достаточно сильных раздражениях вестибулярного аппарата, используются для определения степени его сохранности, нормального функционирования или заболевания. Одним из методов проверки возбудимости вестибулярного аппарата является вращение человека в кресле Барани, специальном устройстве, в котором сиденье кресла вращается вокруг спинки. Другой метод испытания вестибулярного аппарата называется калорической пробой. Он заключается во вливании холодной или теплой воды в наружный слуховой проход. Применяется также пропускание гальванического тока через ухо — гальваническая проба. Большое значение для компенсации нарушений слуха приобретает зрительное восприятие.

Развитие зрительного восприятия следует рассматривать в соответствии с этапами его формирования в детском возрасте. Как показало исследование К.И.Вересотской, у детей с нарушениями слуха наблюдается замедленное по сравнению со слышащими сверстниками узнавание предметов. Так, глухим и слышащим детям младшего школьного возраста показывали изображения хорошо знакомых предметов на короткие промежутки времени (от 22 до 7 с). Это позволило выявить, какое время необходимо детям для узнавания предметов. У глухих детей восприятие и узнавание протекало более медленно, чем у слышащих сверстников. Им требовалось больше времени для того, чтобы выделить информативные признаки предмета. Еще большие трудности у них возникали при необходимости узнавания знакомых предметов — геометрических фигур, разрозненных элементов (групп точек и линий) в перевернутом на 180° положении. По мнению исследователей, это связано с менее подробным анализированием и синтезированием предметов в прошлом опыте, с замедленным формированием у глухих детей произвольности процесса восприятия. Выделение и различение форм предметов облегчается благодаря овладению соответствующими обозначениями и применению их на практике. Исследование А. И. Дьячкова продемонстрировало большую роль речи в развитии восприятия форм предметов. Оказалось, что 7 —8-летние дети, не владевшие жестовыми обозначениями форм предметов, плохо различали их по этому признаку. Дети, владевшие жестовыми обозначениями, подбирали предметы в 2—3 раза точнее. При этом степень различения форм прямо зависела от степени знания жестовых обозначений. Еще меньше трудностей в различении форм отмечено у детей, с раннего детства находившихся в условиях специального обучения и овладевающих словесной речью.По данным А. А. Венгер и А. Л. Венгера, уже глухие дошкольники оказываются в состоянии различать многие предметы по форме. Это свидетельствует о компенсаторных возможностях развития восприятия у детей с нарушениями слуха, в частности о возможности формирования у них такого свойства восприятия, как осмысленность. Зрительное восприятие формы предметов складывается в практической предметно-манипулятивной деятельности детей при одновременном овладении соответствующими обозначениями. У глухих детей дошкольного возраста появляются целостные образы предметов, что дает им возможность справляться со складыванием разрезных картинок из 2—5 частей. Способность складывать разрезную картинку указывает на наличие анализа и синтеза в процессе зрительного восприятия. По данным А. А. Венгера, Г. Л. Выгодской и Э.И. Леонгард, половине детей 4-го года жизни удается сложить картинку из двух-трех частей, из пяти частей — половине детей старше шести лет. Таким образом, более сложные процессы, требующие не только наличия зрительного образа, но и способности синтезировать целое, формируются у детей с нарушениями слуха медленнее, им труднее дается единый аналитико-синтетический процесс, а неполнота анализа часто приводит к неверному объединению элементов.Для точного восприятия формы предмета важно выделять его контур. Умение узнавать предмет по контуру формируется постепенно, так как требует определенного уровня развития анализа и абстракции.
Таким образом, зрительное восприятие детей с недостатками слуха развивается по тем же законам, что и восприятие слышащих, но специфика нарушения приводит к несвоевременному формированию межфункциональных взаимодействий (между восприятием и речью), а это, в свою очередь, отрицательно влияет на развитие одного из самых сложных свойств восприятия — осмысленности. Аналогичные нарушения можно обнаружить при анализе других видов восприятий.


Особенности образной памяти и воображения глухих.

Образная память у глухих детей характеризуется осмысленностью. Процесс запоминания у них опосредствуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, по соотнесению образов с ранее узнанными. То, что у глухих быстрее развивается познание специфического, индивидуального в объекте, чем уяснение его как носителя общего и особенного, сказывается на содержании образов предметов. Они в меньшей степени, чем у слышащих детей, организованы системно. Запоминание у них отличается степенью произвольности. Это может быть непроизвольное точное запоминание предмета, явление, которое вызывает сильное впечатление, или непроизвольное запоминание, переход в копилку памяти знаний о происходящем, о предметах в результате многократного повторения материала, даже при отсутствии установки на запоминание. Самым сложным является произвольное запоминание. Оно выступает как ведущая форма, формируется в трудовой деятельности, в отношениях и связано с необходимостью накопления знаний и умений как условия успешной деятельности.

По ряду показателей образная память глухих на протяжении школьного возраста развивается так же, как и у слышащих. С возрастом увеличивается точность узнавания, припоминания, используются опоры при запоминании, а также возрастает его осмысленность. Но глухие смешивают сходные объекты, что приводит к менее точному их узнаванию и воспроизведению.

Для глухих характерны большие трудности мысленного оперирования и сопоставления образов, которые проявляются при запоминании, узнавании и воспроизведении объектов. Характерные черты образной памяти глухих имеют большую выразительность в дошкольном возрасте. В школьном возрасте происходит сближение линии развития памяти глухих и слышащих.

Особенности образной памяти зависят также от особенностей умственной деятельности, которые учитываются в коррекционном процессе. Нужно специально учить анализу, синтезу объектов, их группировке, сравнению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: