Социальное равновесие

Принято говорить, что система находится в социальном равновесии, если между ее взаимозависимыми элементами поддерживается рабочее динамическое равновесие. Равновесие — понятие прежде всего динамическое, а не статическое. Несмотря на постоянные изменения и движения в каждой организации, рабочее равновесие системы обычно сохраняется. Система подобна океану: она постоянно находится в движении и даже в сильном волнении, но внешние бури оказывают лишь незначительные воздействия на ее сущность.

Такие изменения социальных систем быстро поглощаются имеющимися в каждой их них «амортизаторами», и они вновь обретают равновесие. С другой стороны, серьезное изменение (такое потрясение, как замена ключевого руководителя) или ряд более мелких, но быстро следующих друг за другом воздействий нередко выводят организацию из равновесия, препятствуя ее движению вперед до тех пор, пока она вновь не достигнет равновесия. В разбалансированной системе нарушается гармония ее частей, нередко они вступают в конфликты:

Когда американские автомобильные компании столкнулись с жесткой конкуренцией таких японских производителей, как Toyota, Nissan, Honda и Mazda, они обнаружили, что им требуется существенно больше времени для представления рынку новых моделей (весь период времени от создания концепции до начала производства). Одна из причин состояла во внутренней борьбе среди конкурирующих подразделений внутри компании, таких как отдел промышленного дизайна, технический отдел и отдел продаж и маркетинга.

Для того чтобы преодолеть дисбаланс, в компании Ford Motor были созданы межфункциональные команды линейных менеджеров, перед которыми была поставлена задача ускорения разработки новых моделей. Команды располагались на одних и тех же производственных площадях, что облегчало общение. Кроме того, перед ними была поставлена цель добиться снижения издержек производства продукции на 20 %.

КОНСТРУКТИВНЫЕ И ДЕСТРУКТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Принято считать, что осуществляемые в организации изменения (например, решение об организации межфункциональных команд по разработке новых моделей автомобилей) имеют конструктивный результат в тех случаях, когда они благоприятно воздействуют на функционирование системы. Если действие или изменение отрицательно сказывается на равновесии системы (например, снижение производительности), мы имеем дело с деструктивным результатом.

Основная задача руководства организации — оценка как реальных, так и предполагаемых изменений в социальной системе, что позволяет заранее оценить возможные конструктивные и деструктивные последствия и предусмотреть и осуществить соответствующие ответные меры. Менеджеры также должны прогнозировать как краткосрочные, так и долгосрочные эффекты, взвешивать «жесткие» (например, производительность) и «мягкие» (например, удовлетворенность и ответственность) критерии, рассматривая их влияние на различные заинтересованные группы (работники, руководство и акционеры). Оценка общей конструктивности отдельных действий руководства представляет собой комплексный процесс.


86

Часть 1. Основы организационного поведения

Различные воздействия на организацию могут оказывать ее сотрудники. Кто-то подходит к своему делу творчески, демонстрирует высокую производительность, предпринимает активные усилия, направленные на повышение качества продукции и услуг организации. Другие индивиды опаздывают на работу, прогуливают, не желают применять свои таланты в труде, сопротивляются изменениям в организации. Высокая степень участия работников в трудовом процессе предполагает, что они рассчитывают на определенные перспективы и вознаграждение.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: