нагрузки звездой.
Цель работы. Научиться измерять токи, напряжения и мощности в трехфазных цепях. Практически ознакомиться с соотношениями между фазными и линейными величинами.
План работы. 1. Ознакомиться с силовым щитком и расположением зажимов на нём, выяснить номинальное линейное напряжение сети и мощность нагрузки.
2. Собрать цепь и после проверки руководителем подключить ее к сети.
3. Измерить токи, напряжение и мощности при различных положениях рубильников Р и Р0 и при симметричной и несимметричной нагрузках.
4. Проделать необходимые вычисления, сравнить результаты и сделать выводы.
Пояснения к работе. В процессе подготовки к настоящей работе обратить внимание на соотношение между фазными и линейными величинами и способы измерения мощности в трёхфазных цепях.
Собрать цепь и замкнуть рубильники Р и Р0. получится четырехпроводная трехфазная система с симметричной нагрузкой, соединенной звездой. Включив ее в сеть, измерить токи в каждой фазе, линейные и фазные напряжения и записать показания каждого ваттметра. После измерений подсчитать активную мощность нагрузки по показаниям амперметра и вольтметра и по показаниям ваттметров, а также отношения линейных напряжений к фазным. Активную мощность нагрузки по показаниям амперметров и вольтметра подсчитать как сумму мощностей в каждой фазе.
Мощность одной фазы подсчитать по уравнению:
Pф = Uф Iф
так как cos φ = 1, активная мощность нагрузки по показаниям ваттметров равна сумме показаний ваттметров, то есть:
Ризм = ∑ Рw
где Рw – показание одного ваттметра.
Результаты измерений и вычислений записать в таблицу.
В этой таблице:
I0 – ток в нулевом проводе;
Рвыч – активная мощность, вычисленная по показаниям амперметров и вольтметра;
Ризм – активная мощность по показаниям ваттметров.
Размыкая рубильники Р и Р0, пронаблюдать за изменением показаний приборов и накалом ламп соответственно.
Замкнуть рубильники Р и Р0 и создать асимметрию нагрузки, выключив из одной фазы две лампы, а из другой три. Проделав те же измерения и вычисления, что и в предыдущем случае, результаты записать в ту же таблицу. Размыкая рубильник Р, проследить за изменением показаний ваттметров. При разомкнутом рубильнике Р0 обратить внимание на изменения в накале ламп. Измерив и вычислив те же величины, что и в предыдущем случае, записать результаты в таблицу. При сравнении фазных напряжений оказывается, что:
UA ≠ UB ≠ Uc
Почему при симметричной нагрузке ток в нулевом проводе I0 равен нулю? Почему при размыкании рубильников Р и Р0 показания приборов и накал ламп не изменились?
Сравнить линейные токи при несимметричной нагрузке. Почему они не равны друг другу? Чем объяснить, что в этом случае ток в нулевом проводе I0 не равен нулю? Подсчитать сумму показаний ваттметров при несимметричной нагрузке и разомкнутом рубильнике Р, сравнить её с Рвыч. Отличаются ли они друг от друга? Сделать вывод о применимости этого способа в трёхпроводной системе.
Почему при размыкании рубильника Р0 изменяется накал ламп, если нагрузка несимметрична?
Сравнить между собой фазные напряжения в этом случае и сделать вывод о роли нулевого провода при несимметричной нагрузке.
Технологическая карта№10