Библиографический список

Основная литература

 История России /Под ред. М.А. Зуева и А.А. Чернобаева. - М.: Высшая школа, 2002.

Новейшая история Отечества. ХХ век. - М.: Владос, 1998. Т.II.

Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-1994. От Горбачева до Ельцина. - М.: Прогресс-Академия, 1994.

 

Дополнительная литература

Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 1997.

Современная политическая история России (1985-1997): Хроника /Под ред. В.И Зоркальцева, А.И. Подберезкина.- М.: Прогресс-Академия, 1997.

Экономические реформы в России: итоги последних лет. 1991-1996. /Отв.ред. В.П. Логинов и др. - М.: Прогресс-Академия, 1997.

 

Тема 16.  РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХI вв.

(И.Э. Сангаева)

 

16.1. Политическое и экономическое развитие России в 1994-

    1999 гг.

16.2. Россия и чеченский конфликт.

16.3. Россия в ХХI в. (2000-2004 гг.).

 

Первый вопрос (16.1). Основными направлениями политического

развития России в 1994-1999 гг. были: становление новых политических институтов; построение реальной многопартийности; стабилизация обстановки в стране. В 1994-1995 гг. продолжался процесс структурирования политических сил. В 1995 г. к новым выборам вместо множества мелких проправительственных объединений был создан единый блок – «Наш Дом - Россия» (НДР) во главе с Председателем Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдиным. Целью образования блока было создание крупной центристской политической силы, которая могла быть противовесом набирающим силу коммунистам.

         В результате выборов в Госдуму 1995 г. только четыре партии (блока) сумели преодолеть 5 % -й барьер. Это: КПРФ (22 % голосов), ЛДПР (10,9 %), НДР (около 10 %), «Яблоко» (свыше 7 %). По сравнению с предыдущими парламентскими выборами 1993 г., новые выборы продемонстрировали серьезное поражение таких политических и общественных объединений, как «Демократический выбор России», «Женщины России», «Аграрная партия России», «Конгресс русских общин». Новым председателем Госдумы стал представитель КПРФ

Г.Н.Селезнев. Председателем вновь сформированного Совета Федерации стал глава администрации Орловской области Е.С. Строев. В 1996 г. состоялись президентские выборы. По результатам первого тура выборов, состоявшегося 16 июня, Б.Н. Ельцин набрал около 35 % голосов, кандидат от НПСР (народно-патриотического союза, основу которого составляла КПРФ) Г. А. Зюганов – около 32 %, А.И. Лебедь – около 15 %, остальные      кандидаты –     В.В. Жириновский, 

Г. А. Явлинский, М.С. Горбачев и др. набрали значительно меньше голосов. Во втором туре, состоявшемся 3 июля 1996 г., за Б.Н. Ельцина проголосовало около 53 % избирателей, за Г.А. Зюганова – около 40 %. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин был избран на второй 4- летний срок. Наряду с парламентскими и президентскими выборами в большинстве субъектов федерации состоялись прямые выборы глав администраций (губернаторов) субъектов. В результате этих выборов в политику пришли новые люди, ставшие популярными лидерами своих регионов.

    Выборы в Госдуму 1999 г. проходили в условиях сложившейся многопартийности и профессионализации парламентской деятельности. Основная борьба проходила между КПРФ и правительственным блоком «Единство». Объединение «Единство» было сформировано преимущественно из сторонников политики нового Председателя Правительства В.В. Путина и заняло политическую нишу, ранее занимаемую НДР. Впервые в новейшей истории России «партия власти» получила примерно одинаковый результат с КПРФ – около 20 %. Выборы 1999 г. показали, что сложился круг постоянных «парламентских» партий с устойчивым электоратом: КПРФ, ЛДПР, «Яблоко». Они сохраняли парламентский статус на протяжении 10 лет. Новшеством выборов 1999 г. стал приход в парламент двух новых политических сил: блока «Отечество - вся Россия», возглавляемого Ю.М. Лужковым и М.Ш. Шаймиевым и считавшегося блоком региональных лидеров; «Союза правых сил» (СПС), костяк которого составляли  «молодые реформаторы» - Б.Е. Немцов, А.Б. Чубайс,   

И. М. Хакамада.

    За время своей деятельности новый парламент почти полностью обновил законодательство России. Практически во всех отраслях права были приняты новые кодексы, принципиально отличающиеся от кодексов советской эпохи, среди которых Гражданский кодекс 1994 и 2001 гг., Уголовный кодекс 1996 г., Семейный кодекс 1995 г., Трудовой кодекс 2001 г. и др. В то же время основы конституционного строя остались незыблемыми.

    Главными направлениями экономического развития России в этот период были: 1) закрепление результатов радикальной экономической реформы; 2) дальнейшее развитие рыночной экономики, основы которой были заложены в 1991-1994 гг.; 3) интеграция России в международную экономическую систему.

    В экономическом развитии страны середины и конца 1990 –х гг. можно выделить два периода: I – деятельность правительства В.С. Черномырдина в 1994-1998 гг.; II- деятельность правительства конца 90-х гг. Правительство В.С. Черномырдина работало более 5 лет с декабря 1992 г. по март 1998 г. За это время были достигнуты относительная стабилизация экономики, преодолена гиперинфляция, наметился рост золотовалютных резервов, развивались отношения с международными финансовыми институтами. В то же время правительству В.С. Черномырдина не удалось решить сложные проблемы, стоящие перед страной. Продолжалось падение производства (почти в 2 раза), периодически не выплачивалась зарплата, в том числе целым отраслям – шахтерам, учителям, что приводило к массовым антиправительственным выступлениям, росли финансовые пирамиды, мошеннические структуры (МММ, «Властилина»), выманивающие деньги у населения. Россия попадала во все большую зависимость от западных кредиторов.

    23 марта 1998 г. правительство В. Черномырдина было смещено. За два последующих года в России сменилось четыре правительства:

апрель-август 1998 г. – С. В.Кириенко;

сентябрь1998 г. - май 1999 г. – Е.М. Примакова;

май – август 1999 г. – С. В.Степашина;

август 1999 г. –март 2000 г. – В.В. Путина.

Через три месяца деятельности правительства С.В. Кириенко произошел самый крупный в новейшей истории России обвал рубля. Кризис грянул 17 августа 1998 г. Государство не смогло больше обеспечивать фиксированный курс рубля к доллару 6:1 и прекратило выпуск ГКО (государственных казначейских обязательств). Суть проблемы заключалась в том, что в результате правительственной «игры в пирамиду» с ГКО (эти бумаги, благодаря постоянно растущим процентным ставкам, превратились в сверхприбыльные) у государства стремительно возрастал внутренний долг, который не мог быть покрыт внешними финансовыми «инъекциями» и жесткой налоговой политикой. В экономике использовалось большое количество ничем не обеспеченных ценных бумаг. Экономика была долларизована – доллар США стал фактической валютой, значительные долларовые запасы находились на руках у населения. В конце июля - начале августа 1998 г. произошел банковский кризис (банки не смогли выполнить свои обязательства перед клиентами). В течение августа 1998 г. произошло падение рубля по отношению к доллару в 4 раза – от 6: 1 к 24: 1.

    23 августа 1998 г. правительство С.В. Кириенко было отправлено в отставку. 11 сентября 1998 г. председателем правительства РФ был утвержден Е.М. Примаков, который оставался на этом посту 8 месяцев. За это время правительству удалось стабилизировать ситуацию после финансового кризиса, остановить падение рубля, вернуть часть инвесторов на рынок. Тем не менее, 12 мая 1999 г. правительство

Е.М. Примакова было отправлено в отставку. Новый премьер

С.В. Степашин, ранее возглавлявший ФСБ и министерство юстиции, руководил правительством всего три месяца – с мая по август 1999 г. Президент Б.Н. Ельцин определился по кандидатуре своего преемника на посту Президента Российской Федерации 9 августа 1999 г., ровно за год до окончания своих президентских полномочий по Конституции. 16 августа 1999 г. В.В. Путин был утвержден Госдумой новым Председателем Правительства РФ. Несмотря на трудности экономического развития и потрясения, связанные с кризисом 1998 г., валютно-финансовая система России была стабилизирована, и уже к 1999 г. удалось добиться снижения инфляции до 2,5 % в месяц.        

    Второй вопрос (16.2). Раскрывая содержание второго вопроса, следует выяснить исторические предпосылки конфликта, причины противостояния Чечни и федерального центра, приведшие к 1-й и 2-й чеченским войнам.

    Конфликт России и Чечни имел многовековые корни. В XIX в. российские власти начали Кавказскую войну, длившуюся свыше 40 лет, в результате которой была завоевана Чечня. В 1944 г. данный конфликт был усугублен депортацией чеченцев в Казахстан, осуществленной сталинским режимом. Современный конфликт федерального центра и Чечни начался в 1991 г. и прошел в своем развитии следующие основные этапы:

1991-1994 гг. – приход к власти и становление в Чечне сепаратистского и националистического правительства Д. Дудаева;

1994-1996 гг. – военные действия между федеральным центром и самопровозглашенным чеченским государством (первая чеченская война);

1996-1999 гг. – период мира, фактической независимости Чечни;

1999-2003 гг. – контртеррористическая операция (вторая чеченская война), попытки стабилизировать ситуацию в республике.

В 1990 г. в Чечне был создан Объединенный конгресс чеченского народа (ОКЧН). Для руководства конгрессом из Эстонии был приглашен советский генерал Джохар Дудаев. Очень скоро ОКЧН и Д. Дудаев завоевали авторитет в республике. Воспользовавшись резким падением авторитета партийных органов, поддерживавших ГКЧП, 6 сентября 1991 г. ОКЧН во главе с Д. Дудаевым захватил власть в республике. Партийные и советские органы в республике были ликвидированы, началось создание национальных чеченских органов власти. 27 октября 1991 г. состоялись выборы президента Чечни, на которых победу одержал Д. Дудаев. В марте 1992 г. в Чечне была принята конституция, провозглашавшая республику независимым государством. Чечня не подписала федеративный договор и фактически находилась вне правового поля Российской Федерации. В это время в республике действовали боевики, которые совершали теракты, угоняли самолеты, вертолеты, автобусы с требованием выкупа людей. В 1994 г. были предприняты попытки восстановить российское правовое поле в Чечне, свергнуть Д. Дудаева руками самих чеченцев. Армия Д. Дудаева подавила вооруженное выступление.

11 декабря 1994 г. на территорию Чечни были введены федеральные войска. Началась первая чеченская война, которая продолжалась 1,5 года. В августе 1996 г. в Хасавюрте (Дагестан) состоялись переговоры между Секретарем Совета безопасности России А.И. Лебедем и начальником штаба чеченского сопротивления

А. Масхадовым.

31 августа 1996 г. были подписаны Хасавюртовские соглашения. В соответствии с этим документом:

1. Боевые действия между федеральными силами и чеченскими ополченцами прекращались с 1 сентября 1996 г.

2. Федеральные войска полностью выводились из Чечни до января 1997 г.

3. В январе 1997 г. в Чечне должны были пройти выборы, после чего власть переходила к выборным органам.

4. Решение вопроса о статусе Чечни откладывались на 5 лет – до 2001 г.

27 января 1997 г. в Чечне состоялись выборы президента, по результатам которых новым президентом стал А. Масхадов, получивший около 60 % голосов. 12 мая 1997 г. в Кремле Б.Н. Ельцин и А. Масхадов подписали мирный договор между Россией и Чечней.

В 1997-1999 гг. Чечня фактически развивалась как независимое государство. На ее территории не действовали российские законы и российские органы власти. Однако независимость не принесла стабильность и процветание чеченскому народу. В республике царили хаос и беззаконие, не выплачивались пенсии и другие социальные выплаты. Волна преступности и похищения людей, в том числе иностранных специалистов, с целью выкупа захлестнула республику. С территории Чечни продолжалась террористическая деятельность: создавались лагеря подготовки террористов, приглашались иностранные (в основном арабские) наемники, некоторые лидеры боевиков открыто брали на себя ответственность за различные теракты на территории России.

В августе 1999 г. вооруженные отряды Ш. Басаева и Хоттаба совершили вторжение на территорию соседнего Дагестана, откуда были выбиты российскими войсками. В сентябре 1999 г. в Москве и Дагестане прошла серия взрывов жилых домов, к которым имели отношение международные террористы. Правительство В.В. Путина заняло принципиальную позицию по отношению к террористам.

1 октября 1999 г. началась контртеррористическая операция на территории Чечни (вторая чеченская война). В отличие от первой кампании здесь использовались разведка, авиация и артиллерия, спецоперации, а не полномасштабные военные действия. Военная операция, начатая в 1999 г., проходила в два этапа. I - 1999-2000 гг. – активные боевые действия, штурм Грозного, слом организованного сопротивления боевиков; II - 2000-2003 гг. – спецоперации по окружению и ликвидации отдельных отрядов боевиков.

Одновременно с военными федеральным центром были предприняты социально-экономические и политические меры: восстановлена социальная инфраструктура (школы, больницы, выдача зарплаты бюджетникам, пенсии); сформированы новые органы власти – главой администрации республики назначен А. Кадыров (бывший муфтий Чечни); восстановлены правоохранительные органы.

23 марта 2003 г. был проведен республиканский референдум по проекту новой Конституции Чечни, на котором была принята новая Конституция Чеченской республики, которая закрепляет основополагающие права и свободы человека, в том числе запрет рабства и похищения людей, объявляет Чечню частью Российской Федерации, устанавливает президентскую форму правления и предусматривает двухпалатный парламент. 5 октября 2003 г. состоялись выборы президента Чеченской республики. Президентом стал Ахмад Кадыров, возглавлявший республику в 2000-2003 гг. на основе Указа Президента РФ. Однако процесс нормализации жизни в республике развивается в очень сложных условиях. В мае 2004 г. в результате теракта трагически погиб А.Кадыров. В сентябре 2004 г. новым президентом Чечни был избран А. Алханов, бывший министр внутренних дел республики.

Третий вопрос (16.3). Вступление России в XXI век связано с появлением нового политического лидера - В.В. Путина. Политический XXI век в России начался 31 декабря 1999 г. В этот день Президент Б.Н. Ельцин досрочно (на полгода раньше) ушел со своего поста. Согласно Конституции исполняющим обязанности Президента РФ стал В.В. Путин – Председатель Правительства РФ. Досрочная отставка Б.Н. Ельцина повышала шансы обеспечения преемственности власти, так как В.В. Путин был на пике популярности, а досрочные выборы оставляли соперникам меньше времени на подготовку. 26 марта 2000 г. Президентом РФ в первом же туре был избран В.В. Путин, получивший около 52 % голосов.

В.В. Путин родился 7 октября 1952 г., юрист по образованию, в 1975-1991 гг. работал в системе КГБ СССР. В 1991-1996 гг.- заместитель мэра г. Санкт-Петербурга; в 1996-1998 гг. работал в администрации Президента РФ; в 1998-1999 гг. – Директор ФСБ РФ, одновременно - Секретарь Совета безопасности РФ; с августа 1999 г.- Председатель Правительства РФ; с 2000 г. – Президент РФ.

Первоочередной задачей нового Президента стали изменения в организации государственной власти Российской Федерации: созданы семь федеральных округов и назначены Полномочные представители Президента РФ в округах; изменена система формирования Совета Федерации – в 2000-2002 гг. глав субъектов и их представительных органов, ранее входивших в Совет Федерации по должности, заменили представители субъектов, один из которых назначается на должность главой субъекта, а другой – законодательным (представительным) органом. Эти меры способствовали централизации власти. В 2003 г. начался процесс укрупнения регионов РФ. 7 декабря 2003 г. жители Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области проголосовали за объединение двух субъектов в один – Пермский край. Принятые на референдуме решения о создании края - только начало сложного объединительного процесса, который завершится после пятилетнего переходного периода. В декабре 2003 г. губернатором Свердловской области была выдвинута инициатива объединения трех субъектов РФ – Свердловской, Челябинской и Курганской областей в единый субъект РФ – Уральский край. Таким образом, наметилась тенденция укрупнения регионов РФ, предполагающая объединение близких по территории, экономическому развитию и культуре субъектов. При этом, в соответствии с Конституцией РФ, объединение субъектов возможно только при согласии населения, выраженном на референдуме субъекта РФ.

Деятельность Президента в 2001-2004 гг. позволяет определить приоритетные направления его внутренней и внешней политики. В области внутренней политики - это усиление роли государства, совершенствование механизма государственного управления, стабилизация ситуации в экономике и экономический рост, борьба с терроризмом, активная социальная политика. Приоритетами внешней политики являются: усиление экономических и культурных связей со странами СНГ; сближение с ведущими европейскими странами – Германией, Великобританией, Францией; активное военно-промышленное взаимодействие с Китайской Народной Республикой и с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона.. Можно сказать, что главной задачей внешней политики РФ является обеспечение международного равновесия.

В декабре 2003 г. состоялись очередные выборы в Госдуму РФ. По результатам выборов победу одержала партия «Единая Россия» (лидеры – Б. В. Грызлов, С.К. Шойгу, Ю.М. Лужков). Она получила 37 % голосов (вместе с депутатами одномандатниками – 310 голосов) и обеспечила себе полный контроль над Думой. Наряду с «Единой Россией» 5 % -й барьер преодолели КПРФ, ЛДПР и «Родина»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: