Британские традиции семейного воспитания

 

Таким, как описано выше, представляли себе джентльмена в обществе, породившем это понятие. Какие же требования к джентльмену сохранились к началу нашего столетия?

В определении понятия "джентльмен" поначалу на первом месте стоит происхождение, генеалогическое древо, право на имение герба. В более поздних изданиях - личные качества. В наше время слово "джентльмен" из массового или морального содержания и стало вежливой формой обращения. Произнося слова "леди и джентльмены", не имеет в виду классовое положение это вежливое обращение к аудитории.

И отличие от образцового средневекового рыцаря сюзерен итальянского Ренессанса английский джентльмен не обязательно красив и силен. В Англии отношение к военным было, скорее, пренебрежительным. Что же касается внешности, то джентльмену престало было обладать достоинством. Требования изменялись с течением времени, так что в можно не считаться с общественным мнением. Ни в одной стране нельзя с такой уверенностью определить положение человека в обществе как в Англии.

В "Теории джентльмена" А. Ливингстона записана что джентльмен не может зарабатывать себе на жизнь, поэтому он должен обладать определенными доходами. Табу на ручной труд сохраняется. Занятие торговлей нежелательно и допустимо только в случае необходимости. Младшие сыновья поселяются в городе, женятся на богатых горожанках и входят в купеческую среду. Для них возможна карьера священника. Джентльмен занимается любительским спортом; в элитарных школах учителей выбирают в значительной мере на основании их спортивной квалификации. Холодный и влажный климат Англии увеличивает потребность в активном движении. Английский джентльмен охотно занимается командными видами спорта, это воспитывает дух гражданственности, развивает чувство причастности к коллективу, распространяющееся, однако, только на собственный Класс. "Если юноша лорд, - писал У. Теккерей, - университет по прошествии двух лет дает ему степень, которой всякий другой добивается семь лет". Ему не нужно сдавать экзамен, потому что он лорд. И далее читаем: "Несчастливцы, у которых нет кисточек на шапках, называются "стипендиатами", в Оксфорде - "служителями". Различие делается в одежде, ибо они бедны, по этой причине они носят значок бедности и им не дозволяется обедать вместе с их товарищами - студентами".

Одним из средств воспитания в "публичных" школах (где готовили к службе на высших постах) были розги, узаконенные педагогической реформой. Розги должны были внушать воспитаннику добронравие, изгонять порок и приучать мужественно переносить боль. Солидарность однокашников сохранялась и после окончания школы. Воспитанник, придя к власти, раздавал должности своим школьным товарищам. За рамки правящего класса эта солидарность не выходила. Семейная традиция участия в политической жизни позволяла выпускникам привилегированных заведений, делать карьеру по проторенному пути, причем для нескольких поколений семьи на общественных ногтях значила для ее престижа больше. Браки заключались в узком кругу элиты, так как та состояла по большей части из родственников.

Он правдив, но без необходимости говорить не станет. Он доверяет им и сам вызывает доверие. Ввиду того что он может занять высокий пост, закон не позволяет его наказывать унизительным образом, в суде освобождается от принесения присяги. Джентльмен преодолевает трудности. Его отличают немногословность. Так неукоснительное выполнение взятых на себя обязательств, готовность прийти на помощь - вот характерные черты джентльмена. Все, что приносит признание, - добродетельно, в стране, где почиталось рыцарское наследие, профессия военного не была в большом почете. Исключение составляли гвардейцы: они пользовались доверием и включались в элиту.

Джентльмен действует в обстановке соперничества, для него особенно важны общепринятые "правила честной игры". Они, как известно, запрещают пользоваться слабостью противника, бить в спорах по заведомо уязвимым местам. Джентльмен считает ниже своего достоинства удить рыбу на закате солнца и стрелять в сидящую птицу - слишком уж это легкая добыча, недостойная джентльмена. Презирать опасность, сопротивляться натиску - это в глазах англичан даже не проявление мужества, но лишь признак хорошего воспитания. Англичане очень любят собак, и, когда маленький бульдог не уступает в схватке гораздо более крупному псу, о нем совершенно серьезно говорят: вот джентльмен.

Крепостные стены для защиты от непрошеных вторжений не только опоясывают домашний очаг, но и разделяют его обитателей. Если японская семья замкнута для посторонних, то английская семья замкнута еще и внутри - каждый из ее членов куда больше сохраняет неприкосновенность своей частной жизни. Словом, душа англичанина - это его крепость в не меньшей степени, чем его дом.

Англичанин традиционно чурается излишней фамильярности, избегает проявлений душевной близости. В его духовном мире существует некая зона, куда он не допускает даже самых близких. Между личностью и семьей в Англии существуют, пожалуй, более высокие барьеры, чем между семьей и обществом.

В целом английский образ жизни акцентирует нормы подобающего поведения, что, конечно, трудно совмещается с распущенностью нравов. Любовные интриги, супружеские измены - всего этого в беседах попросту не принято касаться. Не потому, что разговоры о сексе считаются непристойными. Англичане уклоняются от них по той же причине, по которой избегают говорить со знакомыми о своих делах и доходах. Привлекать внимание к любовным похождениям своим или чужим в Лондоне столь же неуместно, как хвастаться новой автомашиной или интересоваться, сколько собеседник зарабатывает. В представлении англичан область интимных отношений - как внутри семьи, так и вне ее - лежит по другую сторону священных рубежей частной жизни.

В представлении японцев, итальянцев и многих других народов семья - это как бы гавань, откуда человек отправляется в самостоятельное плавание и куда он вновь возвращается во время жизненных бурь. Англичане же не рассчитывают на поддержку со стороны близких родственников в случае каких-либо трудностей, но, с другой стороны, не испытывают по отношению к ним чувства долга или ответственности. Это, впрочем, скорее английская, чем британская черта, менее присущая многосемейным ирландцам, а также шотландцам с их кланами.

Семейные связи, понятие родственного долга ослаблены в Англии правом первородства. Все имущество (а в аристократических семьях и титул) издавна переходит по наследству одному лишь старшему сыну. Его остальные братья и сестры в принципе не получают ничего и должны устраивать свою судьбу самостоятельно. Не в пример французам или немцам англичане всегда меньше заботились о приданом для дочерей. Родители здесь и теперь редко делают какие-либо сбережения специально для того, чтобы впоследствии предоставить их потомству. Они прежде всего стремятся обеспечить детям хороший старт в жизни и выталкивают птенцов из гнезда, как только чувствуют, что они могут учиться летать самостоятельно.

Примечательно, что в японской семье, где также существует право первородства, дело обстоит совершенно иначе. Отчий дом, а на селе семейный надел играют там роль некоего страхового фонда, к которому при необходимости вправе обращаться все родственники. Целиком наследуя отцовское имущество, старший сын одновременно принимает на себя роль и ответственность главы семьи, причем не только по отношению к престарелым родителям, но и к младшим братьям. Если кто-то из них остался без работы, он может рассчитывать, что его жену и детей всегда приютят в родительском доме.

В Англии же сама идея о том, чтобы несколько поколений жили под одной крышей, представляется совершенно не совместимой с канонами частной жизни. Английские бабушки могут очень любить своих внуков, они с удовольствием будут угощать их по субботам и воскресеньям, они охотно возьмут их к себе на пару недель во время отпуска родителей. Но они никогда не согласятся быть для них постоянными бесплатными няньками, слишком ценя свою независимость.

Английская семья меньше ограждает ребенка от внешнего мира. И влияние родителей, стало быть, сознательно уступает свой приоритет влиянию социальной среды. Ребенка воспитывают так, чтобы он чувствовал себя в компании своих сверстников и наставников в такой же степени дома, как в собственной семье. Он с малолетства чувствует себя не только самостоятельной, но и социально ответственной личностью.

Английский подросток обычно обладает меньшим багажом знаний, но большим опытом человеческих взаимоотношений, большим умением вести себя в обществе взрослых, чем его зарубежные сверстники. Его подчиненность собственной семье меньше связывает его. Но зато он полнее сознает свои права и обязанности в собственном социальном окружении. Если умственное и эмоциональное развитие молодого англичанина, возможно, идет медленнее, чем у юношей в других странах, он, как правило, бывает раньше подготовлен к участию в общественной жизни, лучше оснащен необходимыми для этого навыками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: