Первые органы народной власти, созданные КПК

 

КПК возглавила национально-демократическую революцию. Борьба китайского народа прошла через четыре этапа: Северный поход против милитаристов, захвативших власть в Северо-Восточном Китае (1924-1927); революционная аграрная война (1927-1937); война Сопротивления японским захватчикам (19371945); и Освободительная война (1945-1949).

После поражения китайской революции и тяжелых потерь КПК ее руководство приступило к укреплению своих позиций в сохранившихся под контролем коммунистов районах. Это происходило в форме организации советов, как органов самоуправления на местах и формирования частей Красной армии. Ноябрьский 1927 г. пленум ЦК КПК принял решение о создании советов как органов революционной власти и формирования Красной армии в некоторых районах Китая. Советы создавались по образцу советов, существовавших в СССР.

Начиная с ноября 1927 года, под лозунгом образования Советов начали создаваться советские районы и формироваться подразделения частей Красной армии Китая. Организация одного из первых советов была приурочена к десятилетней годовщине Октябрьской социалистической революции в двух уездах - Хайфан и Луфан, расположенных в восточной части провинции Гуандун, возникла так называемая Хайлуфанская советская республика.

Советская власть в указанных районах продержалась до марта 1928 г., когда она была уничтожена гуандунскими милитаристами. Тем не менее, опыт Хайлуфанской советской республики стимулировал движение за создание советов в других районах Китая. Восстание в г. Гуанчжоу (Кантонская коммуна) в декабре 1927 г. стало началом «новой советской фазы революции». Руководство КПК основное внимание обратило на формирование вооруженных сил и организацию советов в сельской местности. В целом начался процесс перемещения деятельности партии из города в деревню. В 1930 г. советы существовали в провинциях Гуандун, Фуцзянь, Цзянси, Гуанси, Хунань, Хубэй, Хэнань и Аньхой.

Довольно широкая сеть советов определила необходимость выработки общих единых принципов их организации и руководства ими. С этой целью в мае 1930 г. в Шанхае была нелегально проведена первая конференция представителей советских районов шести провинций. В ней приняли участие представители китайской Красной армии, а также ряда партизанских отрядов, красных профсоюзов крупнейших промышленных городов, китайского МОПР (Международной организации помощи борцам революции) и других революционных организаций Китая.

Конференция приняла манифест о созыве первого Всекитайского съезда советов. Идея общности задач китайских советов с советами начального периода образования СССР была подчеркнута выраженной на конференции благодарностью в адрес Советского Союза.

В принципе, в период коммунистического движения на его разных этапах в Китае возникали различные структуры демократических органов власти. Они создавались на этапе новодемократической революции, то есть в годы борьбы за национальное освобождение, государственную независимость и народную демократию, а также в период непродолжительного сотрудничества КПК с Гоминьданом во время Северного похода, революционной аграрной борьбы, и войны против Японии и освободительной войны.

В этих органах сотрудничали коммунисты и беспартийные прогрессивные элементы, включая среднюю буржуазию и просвященных шэныпи (джентри). Каждый из этих трех слоев получал треть мандатов в народных советах и местных правительствах. В районах, образующих революционные опорные базы сопротивления, органы управления формировались путем прямых выборов. Поскольку некоторые делегаты были неграмотными, им оказывалась помощь с тем, чтобы они могли реализовать свои демократические права, методом приложения отпечатка пальцев (Casting beans).

В Китае наиболее успешным опытом создания демократических органов власти считаются народные советы в Пограничном районе, сформированном на территории бывшей революционной опорной базы на севере провинции Шэньси.

После 1936 г. в целях создания широкого единого антияпонского национального фронта компартия Китая отменила по всей стране политику конфискации земель, принадлежавших помещикам политикой снижения арендной платы и ссудного процента (в интересах крестьян-арендаторов). Но при этом КПК отстояла те достижения крестьян, которые были завоеваны ими раньше в процессе революционных аграрных преобразований.

После того как китайская Красная армия, руководимая коммунистами, заняла северную часть этой провинции, данный район был превращен в основную опорную базу революции и местопребывание Центрального комитета КПК. После создания в 1937 г. единого антияпонского национального фронта район был переименован в Пограничный район Шэньси - Ганьсу - Нинся. На большей части района была проведена конфискация помещичьей земельной собственности и передача ее крестьянам. Были так же отменены долговые обязательства крестьян.

Кроме того, для упорядочения организации проведения выборов издавались специальные циркуляры. В их числе было известное письмо приграничного правительства «Инструкция для выборов и перевыборов в народные советы всех уровней», распространенное накануне перевыборов в приграничной зоне Шанхай - Гансу - Нинся в 1941 г.

В документе указывалось, что «для демократии выборы являются делом первостепенной важности, и тот, кто игнорирует выборы, отказывается от демократии, а отказ от демократии равнозначен отказу от революции».

Представляет также большой интерес другой документ - «Руководящие принципы режима Шанхай - Гансу - Нинся», обнародованный в 1939 году. Его содержание носит ярко выраженную демократическую направленность. В документе зафиксированы обязательства местного правительства: гарантировать демократические права и свободы всем людям, включая помещиков и капиталистов, настроенным против японцев, в том числе: политические права, право собственности, свобода слова, свобода печати, собраний, ассоциаций, религии, места проживания и передвижения.

В этом же документе были прописаны и обязанности правительства: честно относиться к своим официальным обязанностям, строго руководствоваться указаниями партии, жестоко наказывать коррупционеров, пробравшихся во власть, запретить взяточничество.

На территориях, где действовали партизанские отряды, руководимые коммунистами, народная власть продолжала осуществлять в широких масштабах демократические преобразования. Исходя из того, что в партизанских районах и на базах форма демократической власти союз нескольких разных революционных сил, в том числе крестьянства и национальной буржуазии, КПК проводила политику объединения всех социальных групп для участия в борьбе против японской агрессии. Начиная с 1940 г. выборы в местные органы власти проводились по принципу «трех третей», то есть треть мест в демократических органах власти предназначалась депутатам от КПК, другая треть - представителям средней буржуазии, и еще одна треть - близким к ней помещикам. Законы и приказы властных местных структур издавались с учетом интересов всех слоев населения. Так, в мае 1940 г. в партизанском районе Шаньси - Чахар - Хэбэй был принят закон о предоставлении всем гражданам этого района свободы слова, печати, организаций и собраний. В соответствии с этим законом, все антияпонские группы и партии получали право на легальную деятельность, а жители - участвовать в любой из них.

В своей работе местные органы власти опирались на поддержку широкой общественности. Особенностью того периода было повышение уровня организованности населения. По данным российского ученого Б.Г. Сапожникова численность членов антияпонских организаций за 1940 год характеризуется следующей таблицей:

 

Таблица 1. Численность членов антияпонских организаций за 1940 год

Район Крестьянские организации Рабочие организации Молодежные организации Женские организации
Шаньси - Чахар - Хэбэй 857761 348932 280584 700535
Шаньси - Хэбэй - Хэнань 678000 23625 573960 834673
Северно-Восточная Шаньси 125000 55000 70000 89000
Шаньдун 1070000 200000 400000 5000000

Источник: Архив МО СССР, ф. 2. оп. 14714. д. 11. л. 84

 

Особенно следует отметить развитие избирательного права, что служило задаче укрепления элементов демократического строя в отдельных районах и в известной степени подготовило население к выборам, проводимым в общенациональном масштабе в органы народной власти после победы революции и образования КНР.

Избирательные законы носили демократический характер. Как правило, они гарантировали всем жителям партизанских территорий, достигшим 18 лет, независимо от пола, рода занятий, классовой или партийной принадлежности, право избирать и быть избранными в антияпонские демократические органы власти.

В феврале 1949 г. в освобожденных районах было отменено гоминьдановское законодательство на основе директивы компартии «Об отмене гоминьдановской полной Книги шести отраслей права и установлении принципов юстиции освобожденных районов».

Законотворчество в этих районах было делом самой КПК. Более того, в течение многих лет не только в освобожденных районах, но и в КНР обычной практикой являлось вынесение судебных решений после получения указаний партийных комитетов.

Таким образом, Коммунистическая партия Китая уже во время существования органов народной власти в освобожденных районах стала осуществлять самостоятельные властные функции. КПК делала это не только через представительные или административные органы, а сама часто издавала директивы, заменявшие законодательные акты. Практически КПК уже тогда приступила к созданию новых законов государства, которое еще только предполагалось построить в масштабах всего Китая.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: