Последствия Синьхайской революции

 

декабря 1911 г. Собрание делегатов, представлявших 27 революционных провинций, избрало Сунь Ятсена временным президентом Китайской Республики. 1 января 1912 г. в г. Нанкине он принес присягу и провозгласил создание Китайской Республики, ему была вручена большая президентская печать. Столицей нового государства стал город Нанкин, олицетворением государства - пятицветный флаг, символизирующий единство пяти национальностей, населяющих Китай. Отдавая дань дореволюционному лозунгу многих крестьянских восстаний - «Долой Цин, да здравствует Мин!», первый президент Китая посетил усыпальницу минских императоров.

февраля 1912 г. состоялось отречение цинского императорского двора во главе с малолетним императором Пу И от власти. Феодально-монархическая система, на которую опиралось китайская государственность более двух тысячелетий, оказалась свергнутой демократической революцией.

Создание Китайской Республики было первой попыткой китайского народа создать государство народовластия с демократической формой правления. Оно является одним из величайших событий в истории страны.

Таким образом, феодально-монархическая политическая система, просуществовавшая в Китае более двух тысячелетий, была уничтожена в ходе демократической революции. Последовавшие за тем события отражали процесс формирования новой политической системы в Китае. Объединенный союз как политическая партия по своей структуре и методам работы не был приспособлен к новой роли парламентской партии. На смену ему пришел Гоминьдан, Национальная партия, учредительный съезд которой состоялся в августе 1912 г. В результате произошло слияние Объединенного союза с несколькими либеральными буржуазно-помещичьими партиями Южного и Центрального Китая. Влияние последних в новой партии стало преобладающим.

Образование Гоминьдана отразило рост политизации общественной жизни Китая, появление новых социальных слоев - национальной буржуазии и пролетариата, имеющих свои особые политические и экономические интересы. Малочисленность и слабость рабочего класса, отсутствие рабочих организаций, низкий образовательный уровень и даже полная неграмотность в то время препятствовала осознанию ими своих специфических политических задач. Их борьба на той ранней стадии революции ограничивалась преимущественно экономическими требованиями. Но национальная буржуазия, возникшая, прежде всего, не в области производства, а в сфере обращения (торговля) и, столкнувшись с конкуренцией западных предпринимателей, видела в ГМД силу, способную организовать и возглавить сопротивление засилью иностранцев.

Кроме того, передовые представители буржуазных кругов стали сознавать огромное отставание Китая от Запада в области развития производительных сил и необходимость модернизации экономики.

Отметим, что в Китае было много прогрессивной молодежи, разделявшие такие взгляды, в ее числе под влиянием идеи технологической модернизации Китая оказался также Мао Цзэдун.

Таким образом, в китайском обществе, его интеллектуальной прослойке возник целый круг новых идей и представлений о переустройстве политической и социально-экономической системы. В этом видится главная причина того, что политическая программа ГМД имела значительные отступления от программы, выдвинутой Сунь Ятсеном.

Между тем, Китайская Республика формально приобрела все атрибуты новой демократической власти. Было создано Конституционное совещание, создан кабинет министров. В Нанкине была принята временная конституция, на основе которой предстояло провести выборы во временный парламент. «Временный характер» всех этих демократических институтов определялся расколом страны, считалось, что им будет придан постоянный характер только после ее объединения.

Утверждение позиций Китайской Республики (КР) после прихода к власти революционных демократов и создания гоминьдановского правительства столкнулось с огромными трудностями. Все, что КР унаследовала от прошлого, требовало коренного переустройства, деятельность кабинета министров была бойкотирована несколькими министрами-либералами, которые за первые три месяца существования Республики так и не приступили к исполнению своих обязанностей. Остальными членами правительства в штыки была встречена постановка вопроса о реализации третьего принципа политической платформы Сунь Ятсена - о народном благосостоянии и передаче земли крестьянства. Этот принцип, который мог из области теории быть переведенным в практическую плоскость, настораживал политическую элиту, среди которой было много богатых граждан, не собиравшихся делиться землей или еще какими-либо материальными благами со своим народом. Так, правительство трижды забаллотировало предложение президента о проведении аграрной реформы и наделении китайского крестьянина обещанной землей.

Неблагополучно обстояло дело и с организацией такого атрибута государства как вооруженные силы. Республиканская армия, призванная защищать новое государство, была ненадежна, и содержать ее было не на что - государственная казна была пуста.

Однако главную трудность для стабилизации республики представляли раздробленность страны и выступление либеральных помещиков и новой буржуазии за их имущественные права. В этой обстановке начался откат страны в сторону возврата единоличной императорской власти. В Пекине на службу вновь был призван ушедший было в отставку реакционный генерал Юань Шикай, заявивший о возможности объединить Китай. Под нажимом Гоминьдана и влиянием клятв генерала относительно объединения страны Сунь Ятсен 1 апреля 1913 г. добровольно ушел с поста временного президента. Постоянным президентом Крстал Юань Шикай. Он использовал эту должность для провозглашения себя фактическим императором. Поправки к временной Конституции, которые он передал Конституционному совещанию для утверждения, обеспечивали ему неограниченную власть, фактически права монарха. Новому правителю, по его собственному решению, не требовалось санкции парламента ни на объявление войны, ни на заключение каких-либо договоров с иностранными державами. Он узурпировал право единовластно формировать состав кабинета министров, издавать чрезвычайные декреты, принимать особые меры в области финансовой политики. Поправки к Положению о выборах, проведенных совещательной палатой, превращали генерала в главу государства с правом наследования власти. Вскоре, реализуя свои неограниченные права, генерал вообще упразднил кабинет министров, создав вместо него административный аппарат во главе с государственным секретарем и двумя помощниками. Таким образом, опыт государственного строительства Китая породил такой феномен политической власти как президент с правами императора.

Уход Сунь Ятсена с поста президента оказалось крупной тактической ошибкой революционной демократии. По Гоминьдану и положению Китайской Республики был нанесен большой удар. Вести революционную борьбу в таких условиях было чрезвычайно сложно, тем более что Китай все еще оставался полуколонией, и до подлинного объединения Китая на единой национальной платформе было еще далеко.

Незавершенность большинства задач антифеодального характера, предполагавших расчистку дороги для развития капиталистических отношений, развернувшаяся борьба между старыми и новыми силами китайского общества, раскол страны на милитаристский Север и республиканский Юг обострили проблемы государственного строительства. Тем более, что решение их в условиях раскола страны и нестабильности общей политической обстановки сводилось к формированию вооруженных сил враждующих сторон. Традиции милитаризма и местничества стали серьезно угрожать Китаю дальнейшим распадом Китая. Поэтому в качестве определяющего мотива политики нового государства оставался национализм с его требованием добиться для страны полной независимости и превращения его затем в сильное процветающее государство. За националистическими лозунгами в то время стояли интересы имущих групп китайского общества.

Уходя с поста временного президента. Сунь Ятсен не отошел от политической борьбы. Он заявил: «Хотя я перестал быть президентом, но я счастлив, что имею возможность служить народу как гражданин». Выполняя эту задачу, он пытался сделать со своей стороны все возможное, чтобы не допустить гибели республики. Сунь Ятсен выступал с разоблачением предательской политики Юань Шикая и других милитаристских клик, действовавших на Севере страны, сосредоточил усилия на пропаганде планов экономического возрождения Китая и подъема благосостояния народа. В качестве конкретных рекомендаций правительству он, например, предлагал установить государственный контроль над производством, национализировать крупные предприятия и железные дороги, передать земельную ренту в государственную казну. Следует признать, что такое повышение роли государства в строительстве республики в условиях острейшего дефицита государственных финансов то время было вызвано объективной необходимостью.

ноября 1913 г. постоянный президент Китайской Республики, в лице генерала Юань Шикая, издал декрет о роспуске Гоминьдана и ликвидации ее мандатов в парламенте. Так началось решительное наступление сил реакции на Китайскую Республику, на ее демократические органы и на самих демократов. Для ее защиты Сунь Ятсеном и его сторонниками была создана Китайская революционная партия (Чжунхуа гэминдан). В основу ее программы были положены известные три народных принципа и учение о революционной диктатуре.

Сунь Ятсен и его сторонники еще дважды приходили к власти, пытались восстановить демократические порядки в районах, которые удавалось взять под свой контроль гоминьдановскому правительству.

Однако, несмотря на поражение, Синьхайская революция решила огромную историческую задачу: создала решающие условия для провозглашения республики и формирования государства нового, демократического типа. Образование первой республики в 1912 г. было огромным шагом вперед по сравнению с государственным полуфеодальным монархическим строем и многовековым политическим институтом императора с его единоличной властью над всеми делами и жизнью его подданных. Фактически КР была первой, четко обозначенной современной формой китайского государства, основанной на принципах западной демократии, и ее появление следует оценивать как прогрессивное. Вместе с тем установление Китайской Республики, вызвавшее острое сопротивление внутренней и внешней реакции, стало только первым, формальным актом; новому политическому строю только еще предстояло сформироваться в будущем. Реакционные силы прервали этот процесс в самом его начале. Восстановить его, используя политическую платформу Сунь Ятсена и его сторонников, реализовать конкретную программу строительства демократической республики революционерам предстояло в сложнейших исторических условиях. Страна была раздроблена, в ней продолжали хозяйничать милитаристские клики и иностранные государства. Все большее влияние стали приобретать представители китайской буржуазии, многие из них активно сотрудничали с иностранцами. Расстановка политических сил в стране привела, по мнению многих исследователей, к тому, что Китайская Республика стала служить прикрытием для власти военных, помещиков и компрадорской буржуазии. Созданная в 1921 г., Коммунистическая партия Китая была в то время слаба и не имела широкой поддержки в массах. Попытки вновь поднять Китай на революционную борьбу завершились поражением демократических сил.

Тем самым был нанесен удар и по недавно созданной республике, и она как форма правления, стала быстро превращаться в пустую оболочку, скрывавшую становление военного политического режима, власть которого обеспечивалась силовыми методами.

Накопившиеся противоречия, влияние внешнего фактора - в России произошла Октябрьская социалистическая революция - вызвали в Китае новый подъем революционного движения, который в 1919 г. вылился в «движение 4 мая», ставшее предвестником многих судьбоносных изменений в стране. Непосредственной причиной организации движения «4 Мая» стали неравноправные договоры, навязанные Китаю империалистическими державами после первой мировой войны. Инициированное студентами, движение «4 мая» трансформировалось в массовое движение протеста всех слоев китайского населения. К этому же времени относится начало распространения марксизма в Китае и создание первых коммунистических групп.

События, происходившие в Китае с 4 мая 1919 г. по 1 октября 1949 г. в китайской историографии принято называть этапом новодемократической революции. Теоретическое обоснование новодемократической революции позднее было выдвинуто Мао Цзэдуном, идеологом и организатором коммунистического движения в Китае. Основу теории составило марксистско-ленинское учение о связи буржуазно-демократической революции с революцией социалистической.

Великая Октябрьская революция и вспыхнувшее под ее влиянием китайское национальное Движение 4 мая 1919 года ускорили распространение марксизма и создание Коммунистической партии Китая (КПК).

Таким образом, «движение 4 мая» показало, что антиимпериалистическая борьба в Китае продолжается.

Проведенный анализ показал, что Синьхайская революция не привела к реализации многовекового китайского идеала о создании мощного процветающего государства. Мало того, первые республиканцы потерпели поражение. Во многом это произошло из-за того, что члены Гоминьдана не боролись достаточно последовательно за идеи единственной в то время революционной партии в Китае. Население по-прежнему страдало от голода, недостатка самых необходимых товаров, медицинской помощи, произвола помещиков, буржуазии и иностранцев. Особенно тяжелым оставалось положение китайского крестьянства. Деревня постоянно подвергалось набегам бесчисленных генералов-милитаристов, которые насильно забирали молодежь в свои вооруженные отряды, реквизировали зерно и другое продовольствие.

марксизм синьхайский революция народный




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: