Авдеев Н. Н. «Кто живет в воде: реке, озере»

Содержание изучаемого курса и его методическое обеспечение.

I год.

Раздел тема Форма занятия, цель занятия Приемы и методы Методический и дидактический материал Техническое оснащение занятия Форма подведения итогов
I.

Раздел: «Что такое экология».

1.

2.

«Планета Земля в опасности» Рассказ-беседа. Цель: обобщение знаний детей о том, что на планете Земля обитает много живых существ, которым нужны чистый воздух и земля. Помочь детям осознать, что планета в опасности. Беседа, рассказ воспитателя, наглядный материал, анкетирование «Любите ли вы природу». Глобус, плакат «SOS», флажок «SOS», карандаши черного и красного цветов, клей.   Знаками «SOS» отметить на глобусе все точки Земли, где уже существует беда (озеро Байкал, Аральское море и т.д.).
«Через добрые дела можно стать юным экологом» Беседа. Цель: раскрыть перед детьми суть хороших и плохих поступков. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах. Наглядность, беседа, работа с ножницами и бумагой, чтение художественной литературы. Книги-сказки «Золушка», стенд «Программа добрых дел», модель «Сухое дерево». Клей, ножницы, бумага, пластилин, кусочки коры, ткань. Рисование плакатов и их развешивание. Заключительная беседа.
3.  «Судьба природы – наша судьба». Беседа. Цель: показать детям необходимость охраны природы. Познакомить с Красной книгой, экологическими правилами. Учить бережно относиться к природе. Развивать коррекцию внимания, наблюдательности. 1.Рассматривание иллюстраций с изображениями леса, моря, рек, гор. 2.Песня «Не дразните собак». 3.Вступительная беседа. 4.Обсуждение. 5.Стихи о природе. 6.Экологические правила. 7.Викторина «Вопросы лесовика». Иллюстрации лесов, морей, рек, гор. Знаки «Правила поведения в лесу», Красная книга, книги о природе, фотографии. Магнитофон ная запись Дети делают вывод. Рисование рисунков о природе.
II.

Раздел: «В гости к осени».

1.

2.

«История осенних листочков». Целевая прогулка. Цель: показать детям изменения в природе, закрепить знания о деревьях. Беседа, рассматривание, разучивание стихотворения «Бродит в роще листопад». Набор листьев от разных деревьев для игры «Найди свое дерево». Фотоаппарат Сбор листьев, причудливых веток, мха, шишек, изготовление коллективной композиции «осенний лес».
«Осень, осень в гости просим». Беседа. Цель: закрепить у детей знания об осенних листьях, о приметах осени, о листопаде, почему это происходит. Воспитывать любовь к природе, умение ею любоваться. 1.Вступительная беседа. 2.Пословицы и поговорки, стихи об осени. 3.Рассказ воспитателя о листопаде. 4.Викторина. Картины художников: И. С. Остроухова, И. И. Левитана, плакаты с поговорками и пословицами, с названиями осенних месяцев. Магнитофон ная запись П. И. Чайковского «Сентябрь». Рисование рисунков «Здравствуй, осень».

3.

4.

5.

«Кузьминки - осень с зимой встречаются» (14 ноября) Экологический праздник. Цель: знакомство с традиционной и обрядовой культурой русского народа. Загадки, пословицы, стихи, игры. Карточки с надписями: грудень, сумерки года, ворота зимы, карточки с пословицами. Магнитофон. Экспозиция «Дары осени».
«Сбор семян». Труд. Цель: научить детей собирать семена цветов, чтобы они были зрелые, сортировать их, сушить. Закрепить умение делать пакетики для семян, чтобы потом можно было продать их на ярмарке. Вызвать трудолюбие, старание, умение доводить начатое до конца. Беседа, показ, объяснение, наблюдение за детьми. Пакетики для семян.   Оформление пакетиков и сортировка семян.
«Перекапываем цветник». Труд. Цель: объяснить детям, для чего нужно перекапывать почву. Показать детям многолетние цветы. Развивать технику копания. Вызвать трудолюбие, старание. Беседа, показ, наблюдение за детьми. Лопаты.   Опыт с почвой (взять рыхлую почву и с тропинки, где все ходят).
III.

Раздел: «Лес – наше богатство».

1.

2.

«Лес в жизни человека». Беседа. Цель: уточнить и расширить представление детей о лесе, его обитателях, о значении леса в жизни человека. Воспитывать гуманное отношение к лесу и его обитателям. Вступительная беседа, загадки, дидактические игры, художественная литература, психогимнастика «На лесной опушке». Репродукции картин Шишкина И. И., Куинджи И., Васнецова В. М., веточки разных деревьев. Пластилин. Лепка «Корзинка с грибами».
«Кто главный в лесу». Игра. Цель: дать детям представление о леснике – человеке. Который заботится о лесе, бережет его от пожара, подкармливает его зимой, спасает его от беды. Загадки, конкурсы, игровой момент, физкультминутка Форма лесника, карточки с заданиями, плакаты, маски двух мудрых сов. Магнитофон, кассета с голосами животных и птиц. Подведение итогов игры, награждение победителей.

3.

4.

5.

6.

«Кто, где живет и почему». Беседа. Цель: дать представление о приспособленности животных к разным средам обитания, которые проявляются во внешнем виде животных особенностях (питание, движение, способы добычи пищи, защита от врагов, выращивание потомства и др.). Развивать познавательный интерес, наблюдательность. Рассматривание картинок, загадки, рассказ воспитателя, беседа, игра-соревнование. Картинки с животными леса, художественная литература, карточки с заданиями.   Изготовление шапочек-масок для игры «Знатоки леса».
«Экскурсия в зимний лес». Целевая прогулка. Цель: дать детям представление о зимнем лесе, что происходит в лесу зимой. Вызвать у детей познавательный интерес. Стихи о зимнем лесе, рассматривание следов на снегу, рассматривание деревьев, беседа, загадки, игра «Узнай дерево по коре». Кора деревьев. Фотоаппарат. Сделать «живую картинку» - «Если бы я был деревом» (дети поднимают руки вверх и стоят неподвижно, затем обсуждают, что они испытывали, будучи деревьями). Стихотворение «До свидания, лес дремучий».
«Зимний лес». Занятие-викторина. Цель: закрепить знание о лесе, как сообществе растений и животных, об особенностях жизни обитателей зимнего леса. Вызвать любовь к родной природе. Чтение художественной литературы. Наборное полотно «Лес – многоэтажный дом», картинки с изображением животных и птиц, следов животных, набор веток, шишек.   Плакат «Зимнее дерево».
«Правила поведения в лесу». Беседа. Цель: познакомиться и обучить детей правилам поведения в лесу, формировать бережное отношение к живым объектам. Дидактическая игра «Запрещенные знаки», беседа, психогимнастика «Пожар в лесу». Запрещающие знаки, плакаты.   Рисование «Сигналы в лесу».  
IV.

Раздел: «Цикл наблюдений за водой, снегом и льдом».

1.

2.

3.

4.

5.

6.

«Вода и ее свойства». Наблюдение + опыт. Цель: учить детей устанавливать связи и взаимоотношения между объектами и явлениями окружающей среды. Развивать логическое мышление, наблюдательность. Умение делать выводы и умозаключения. Игра, загадка о воде, беседа, опыты, наблюдение, выводы. Глобус, стакан с водой, цветные полоски бумаги, два стакана с жидкостью (апельсин и лимон), снег на блюдце, лед. Спиртовка. Модель «Кому нужна вода».
«Снег – какой он?». Наблюдение. Цель: выяснить с детьми свойства снега, отчего он меняет их, можно ли пить талую воду. Беседа, рассматривание. Загадки.   Лыжи, лопаты. Лепка снежных скульптур. Игра в снежки.
«Если воду замораживать». Наблюдение-опыт. Цель: познакомить детей со свойствами льда, для чего нужен лед. Откуда берется лед. Рассматривание, беседа, выводы, загадки про лед, про каток. Кусочки льда, разноцветный лед, картинки про каток, коньки. Коньки, просмотр мультфильма «Снежная королева». Украшение елки на участке разноцветными льдинками.
«Где живет вода». Беседа. Цель: закрепить знания и расширить о том, где живет вода. Вызвать бережное отношение к воде. Вступительная беседа, показ картинок с морями и реками. Плакаты «Вода – это жизнь», «Берегите воду», «Не загрязняйте реки».   Анкетирование «Что мы знаем о воде».
«Путешествие в подводный мир». Игра. Цель: закрепить знания детей о тех. кто живет в воде, чем они питаются и как размножаются. Беседа, объяснение, игра, чтение художественной литературы. Картинки с обитателями воды, картинки с описанием среды их обитания.   Подведение итогов игры – рисование обитателей морей и рек.
«Наша река». Наблюдение. Цель: формировать у детей желание улучшить состояние реки (убирать мусор). Беседа труд на благо реки. Мусорные мешки.   Составление альбома «Такой мы хотим видеть реку».
V.

Раздел: «Птицы».

1.

2.

3.

«Что мы знаем о птицах». Беседа. Цель: уточнить представление о знакомых птицах, условиях жизни, роли человека в жизни птиц. Формировать гуманное отношение к ним. Беседа, рассказ воспитателя, загадки, чтение художественной литературы. Записи пения птиц, картинки, художественная литература. Магнитофон. Дидактическая игра «Перелетные и зимующие».
«Подкормка птиц». Беседа. Цель: уточнить знания детей о жизни птиц зимой, чем они питаются, как им можно помочь выжить в этот трудный период. Чтение книги Танасийчука «Птичий город на деревьях». Беседа. Показ картинок. Картинки «Птицы на кормушке», «Зимующие птицы», «Птицы на деревьях».   Изготовление календаря наблюдений за зимующими птицами, развешивание кормушек и подкормка птиц.
Поле чудес «Наши пернатые друзья» (25 марта – «День птиц»). Игра. Цель: закрепить знания о птицах, уметь узнавать птиц по описанию. Развивать мышление, память, активность, коррекцию внимания. Стихи о перелетных птицах, беседа об охране птиц, игра, загадки. Табло с зашифрованы ми словами, стол «Поле чудес», две шкатулки Магнитофон. Награждение дипломом победителя, сувениры всем участникам игры.
VI.

Раздел: «Ясна - красна идет Весна».

1.

2.

3.

4.

5.

«Здравствуй, Весна!» Беседа. Цель: формировать у детей представление о смене времен года. Видеть и наблюдать происходившие изменения в природе. Создать приподнятое настроение с приходом весны. Развивать воображение, память, речь. Вступительная беседа, стихи, песни о весне, загадки, игры. Картины художников о весне, карточки с загадками, с первыми цветами. Магнитофон, кассеты с записями птиц, с музыкой из серии «Времена года» («Весенняя песня», «Подснежник», «Мой милый май»). Рисование «Скворечник для птиц».
«Как снеговики правду о весне искали». Беседа. Цель: познакомить детей с основными приметами весны; нацелить на последующие наблюдение за природой весной; рассказать о влиянии весенних изменений в природе на жизнь и деятельность людей; приобщить детей к действенному отношению к природе, к выращиванию цветов, развивать наблюдательность, мышление и речь; мелкая моторика рук. Лепка снеговиков, вступительная беседа «Приметы весны в природе», рассказы детей о весне, стихи, загадки о весне, рассматривание иллюстраций, труд. Картинки, иллюстрации о деревьях, животных, птицах весной. Плакат с изображением последовательности роста цветка. Земля, ящик, подготовленные семена к посеву. Практическая работа посадка цветочной рассады, полив и наблюдение, беседа об уходе за ними.
«Пробуждение». Экскурсия. Цель: учить детей устанавливать связь сезонных изменений с поступлением тепла, появлением солнца (набухание почек, появление насекомых, пробуждение всей природы). Создать у детей радостное настроение от восприятия весенней природы. Беседа, наблюдение, обобщение, показ, чтение стихов, загадки, игры.     Рисование на тему «Весна».
«Пересадка растений в группе» Труд. Цель: учить детей пересаживать цветы, для чего это нужно цветам. Развивать трудолюбие, желание сделать приятное, умение доводить начатое до конца. Вступительная беседа, показ, объяснение. Земля, совок, камешки речные, цветочный горшок.   Полив растений.
«Посади дерево!» Экологическая акция. Цель: организовать детей на совместный труд с взрослыми, сообщить о пользе этого труда. Развивать желание участия в судьбе природы. Беседа, сообщение цели.   Лопаты, кустарники. Повязать на каждое дерево ленточку.
VII

Раздел: «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко!»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

«У природы нет плохой погоды». Беседа. Цель: учить видеть и понимать изменения, которые происходят в природе в разные времена года, развивать умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, движений. Воспитывать способность чувствовать природу, общаться в ней, переносить это в общение с людьми. Беседа; рассматривание картинок, календаря; игра «Азбука настроений», стихи, загадки, психогимнастика «Дождь и солнце». Чтение сказки «Четыре художника» (Г. Скребитцкий). Картинки с изображением различных явлений природы (дождь, солнце, ветер, гром, снегопад и т.д.), календарь, шапочки-маски тучи, солнца, дождя, снега, сосульки и т.д.. Магнитофон и аудиозапись голоса природы. Рисование рисунков «Хорошее настроение».
«Здравствуй, солнечный денек!» Беседа. Цель: обратить внимание детей на постоянное присутствие солнца (света, тепла) в повседневной жизни человека, о пользе и вреде солнца для всего живого на Земле, развивать наблюдательность, уметь делать выводы. Загадки о солнце, чтение сказки «У солнышка в гостях», беседа, психогимнастика «Солнечный зайчик», игра, беседа о солнечных зайчиках. Сказка «У солнышка в гостях», загадки о солнце, стихотворение «Солнечный зайчик». Маленькие зеркала. Игра «Поймай, солнечного зайчика».
«Радуга-дуга». Опыт. Цель: показать детям, что солнечный луч может превратиться в разноцветный, познакомить с особенностями радуги, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира, развивать у детей умение делать выводы. Вступительная беседа, чтение стихов «Радуга-дуга», рассматривание картинок, психогимнастика «Радуга», показ и объяснение. Иллюстрации с радугой, стих «Радуга-дуга». Ванночки с водой, плоское карманное зеркальце и лист белой бумаги. Рисование рисунков «Цвета радуги».
«Свет и тень». Беседа. Познавательная прогулка. Цель: познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных. Игра «Догони свою тень», наблюдение, рассматривание, беседа. Моделирование и сказка «Царство теней». Настольная лампа, пластмассовая или бумажная тарелка, игрушечные человечки. Моделирование и составление сказки «Царство теней».
«Животные в темноте». Беседа. Цель: познакомить детей с особенностями поведения и зрения у животных, обитающих в условиях недостатка света или при полном отсутствии света, расширять знания детей, развивать умение делать выводы. Игра «День и ночь», «Животные в темноте», наблюдение, рассматривание иллюстраций с животными, загадки, обсуждение. Иллюстрации с животными, загадки. Зеркало для каждого ребенка. Игра «Слушаем ночные звуки».
«Солнце – большая звезда». Беседа. Цель: дать представление о Солнце как о звезде и о планетах солнечной системы, развивать познавательный интерес детей, любознательность. Вступительная беседа «Видим ли мы солнце ночью», беседа о других планетах, рассматривание картинок о космосе, игровые задания для детей. Картинки о космосе. Цветные карандаши, бумага. Рисование рисунков «Солнце и я».
«Солнце и планеты». Беседа. Цель: познакомить детей со строением солнечной системы, дать представление о планетах и об их расположении, продолжать развивать познавательный интерес, воображение. Беседа, рассматривание глобуса, рассматривание иллюстраций, книг, труд, игра. Глобус, иллюстрации с изображением планет солнечной системы (желательно на каждого ребенка). Пластилин разных цветов, картон, цветная бумага, фломастеры, ножницы. Разгадывание кроссворда «Солнечная система», игровое задание «Раскрась, планеты солнечной системы нужным цветом».

Помимо этих занятий планируется самостоятельное чтение детьми художественной литературы. Это чтение поможет детям самостоятельно добывать знания, наблюдать оценивать и сравнивать, высказывать предложения и прогнозы, их обсуждать. Помощь взрослого в таком познавательном общении с книгой неоценима. Он беседует с детьми о прочитанном, закрепляет полученные знания.
                                                Чтение художественной литературы о природе:


Авдеев Н. Н. «Кто живет в воде: реке, озере».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: