Содержание изучаемого курса и его методическое обеспечение.
II год.
№ | Раздел, тема. | Форма, цель занятия. | Приемы и методы. | Методический и дидактический материал. | Техническое оснащение занятия. | Форма подведения итогов. |
I. | Раздел: «Как прекрасен этот мир». | |||||
1. 2. 3. 4. | «Времена года». | Конкурс-игра. Цель: обобщить знания детей обо всех временах года, об их сезонных изменениях. Развивать чувство коллективизма, воображение, творческие и интеллектуальные способности. | Вступительная беседа, сообщение цели, конкурсы, поддержка, оценка. | Таблички с названиями команд: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», таблички с заданиями. | Бумага, карандаши и краски. | Подведение итогов, награждение победителей. Рисование «Времена года». |
«Славный город Урожайск». | Праздник. Цель: создать у детей праздничное настроение, развивать активность, общение, речь, память. | Роли детей (овощи, птицы, пугало, осень), стихи про осень, игры, конкурсы, загадки. | Лозунги: «Без хозяина земля – круглая сирота». «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь». Выставка «Дары огорода» из листьев огородных растений. | Магнитофон. | Праздник заканчивается «Балом овощей». За лучший танец пара получает приз. | |
«Не шуба греет, а хлеб». | Занятие-викторина. Цель: формировать у детей знания о важности хлеба, о труде тех, кто его растит. Вызвать любовь к хлебу, уважение к труду взрослых. | Беседа. Рассматривание картины (Шишкин И. И. «Рожь»), загадки, викторина. | Пословицы о хлебе, книжная выставка, хлебные изделия, картина Шишкина И. И. «Рожь». | Магнитофон. | Чаепитие в конце занятия. | |
«Посадка лука и наблюдение». | Опыт. Цель: выяснить, как растет лук в разных климатических условиях (на свету, без света, без полива и т.д.). | Вступительная беседа, показ, уточнения. | Баночки с землей и водой, таблица для наблюдений и пометок первых всходов. | Календарь проращивания лука. Сделать пометки на банки в виде кружков разных цветов: белый – нет воды; черный – темно; голубой – есть вода; синий – холодно; желтый – светло; красный – тепло. | ||
II. | Раздел: «Птицы, рыбы, звери». | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 12 | «Мы - друзья природы». | Беседа. Цель: подвести детей к пониманию роли человека в окружающей его среде. Формировать потребность соблюдения правил поведения в природе. Вызвать сопереживание, сочувствие у детей, бережное, заботливое отношение ко всему живому. | Вступительная беседа, загадки, стихи об обитателях леса, рассматривание иллюстраций с изображением насекомых, птиц, животных. | Иллюстрации с изображением животных, птиц, насекомых, выставка книг об обитателях леса. | Инсценировка сказки «Заяц-хваста». | |
«За лесами, за долами, за высокими горами». | Беседа. Цель: формировать у детей умение устанавливать связь между возможностью удовлетворения в пище и отлетом птиц в теплые края. Уметь делить птиц на группы – зимующие и перелетные. Дать детям знания о странах, куда улетают птицы на зиму. Развивать наблюдательность, познавательный интерес. | Беседа, рассказ воспитателя, психогимнастика, стихи, дидактическая игра «отгадай. Какая птица». | Картинки к дидактической игре, таблички со словами «перелетные» и «зимующие». | Магнитофон. | Песня «Птицы на юг улетают», подвижная игра «Птицы». | |
«Зимовье зверей». | Викторина. Цель: продолжить формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Формировать гуманное отношение к обитателям леса. | Вступительная беседа, вопросы и загадки, рассматривание картинок, чтение сказки «Зимовье зверей». | Картинки с животными, сказка «Зимовье зверей». | Заключительная беседа. Игра «Квартиры в лесу». | ||
«Эти забавные животные» (о домашних животных). | Игра. Цель: расширить знания детей о некоторых животных. Об их особенностях и повадках в игровой форме. Развивать мышление и воображение. | Беседа, дидактическая игра «Накорми животных», рубрика «Интересное об известном» - «Моя любимая кошка». | Картинки с домашними животными, таблички, что они едят. | Подведение итогов игры, награждение медалями «Знатоки животных». | ||
«Собака – друг человека». | Беседа. Цель: учить детей моделировать ситуации; закрепить знания детей о жизни собак, почему они являются другом человека. Вызвать эмоционально-положительное ответственное отношение к животным. | Беседа, загадки, чтение художественной литературы, рассматривание картинок, фотографий, стихи. | Выставка фотографий собак различной породы. Карточки со словами: «доброта», «ответственность», «сострадание», «Мы в ответе за тех, кого приручили». | DVD, кассеты. | Просмотр мультфильма «Пес Шарик». | |
«Попробуй, тронь!» | Беседа. Цель: формировать представление детей о том, как животные защищаются от врагов. Развивать познавательный интерес, мышление и речь. | Чтение сказки «Встреча с ежом», беседа, обсуждение экологической сказки «Для чего зверю хвост?», окно в природу «Кое-что о хвостах» (беседа), рубрика «Интересное об известном» - «Лиса-краса». | Сказка «Встреча с ежом», картинки с разными животными. | Составить экологическую модель для ежа: 1.модель-понятие; 2.модель-приспособление к сезону; 3.модель-защита; 4.модель-потребность. | ||
«Кто такие рыбы?» | Беседа. Цель: познакомить детей с отличительными признаками рыб, с их местом и образом обитания, какую пользу приносят они человеку. Расширить и закрепить знания детей о рыбах. Развивать познавательный интерес, мышление и воображение. | Загадки, игровой момент (разговор муравья и черепахи о рыбах), беседа, составление рассказов о рыбах детьми по плану. | Иллюстрации с насекомыми, птицами, животными, рыбами; план для составления описательных рассказов. | Магнитофон. | Заключительная беседа, деление всех рыб на две группы: 1.речные; 2.морские. Практическая работа «Смоделируй «одежду рыб» из бумажных кружков». | |
«Подледное царство». | Беседа. Цель: познакомить детей с приспособленностью к жизни в водной среде в зимний период, разъяснить необходимость охраны рыб и их среды обитания. | Беседа, психогимнастика «Рыбка», рассматривание, чтение книги «Песенки подо льдом» Сладкова Н. | Рассказ Н. Сладкова «Песенки подо льдом». | Чтение рассказа и беседа. | ||
«По лесным тропинкам» | Игра-путешествие. Цель: в занимательной форме активизировать знания детей о животных, птицах, об экологии родного края. Стимулировать их познавательную активность, развивать мышление, интеллектуальные способности. Вызывать любовь к природе, к своему родному краю. | Сообщение цели, конкурсы и задания, загадки, математическая задача, пословицы и поговорки. | Наборы букв для слов – «человек» и «природа»; карта «Лесная тропинка», кубик, карточки с пословицами. | Карандаши, ручки, бумага. | Привал: изобразите пантомимой – радугу и дождь, земля и дерево. Подведение итогов игры-путешествия. Награждение команд. | |
«Птицы – наши друзья». | Беседа. Цель: закрепить знания детей о пользе птиц для человека. Вызвать любовь к птицам. | Беседа, рассказ воспитателя, загадки, стихи о птицах. | Картинки с птицами. Песня «Раненная птица». | Магнитофон. | Рисование птиц. | |
«Кто такие птицы и звери?» | Беседа. Цель: закрепить знания детей о птицах и зверях. Учить определять тех и других к своей группе. | Беседа, рассматривание картинок, обобщение. | Картинки с изображением птиц и зверей, перья птиц. | Лупа, ножницы. | Дидактическая игра «Третий лишний». | |
Звездный час «Птицы». | Игра. Цель: продолжить закреплять знание детей о птицах. Развивать мышление, память. | Чтение высказывания Н. Сладкова, вопросы. | Карточки с вопросами. | Награждение победителей. | ||
III | Раздел: «Путешествие по экологической тропе». | |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | «Лес – бесценный дар природы». | Игра-путешествие. Цель: создать условия для воспитания чувства ответственности за сохранение леса как природного сообщества. Развивать творческие способности, познавательный интерес. | Беседа, стихи, загадки, конкурсы, игровые моменты, обобщение. | Правила поведения в лесу, жетоны, круги из бумаги (срезы от дерева). | Компас, магнитофон, ручки, бумага, кассеты. | Подведение итогов, повторение правил поведения в лесу. |
«Этот жужжащий, летающий, ползающий мир». | Беседа. Цель: формировать у детей представление о насекомых, о их среде обитания, о вреде и пользе насекомых для человека. Развивать познавательный интерес, память. | Беседа, рассказ воспитателя о насекомых, загадки, стихи, викторина. | Картинки с насекомыми. Их среда обитания. | Шаблоны бабочек. | Рисование бабочек по шаблону и по памяти. | |
«Чудеса в пестром царстве». | Беседа. Цель: показать детям богатство природного мира. Помочь им увидеть признаки приспособления насекомых к выживанию. Учить видеть и воспринимать ее красоту, беречь прекрасные творения природы. Вызвать доброе отношение к природе. | Беседа, психогимнастика «Бабочки», чтение сказки «Дремучий медведь». | Сказка «Дремучий медведь». | Чтение и заключительная беседа по сказке. | ||
«В царстве цветов». | Экскурсия-путешествие. Цель: познакомить детей с полевыми цветами, научить любоваться их красотой, выяснить какую пользу они приносят человеку. Вызвать умение видеть прекрасное, любить и ценить его. | Беседа, показ, конкурс стихов, викторина «Прекрасное рядом». | Картинки с полевыми цветами. | Бумага, краски, карандаши. | Рисование «Цветочные радости». | |
«Самые смелые». | Беседа. Цель: учить различать и правильно называть раннецветущие растения – первоцветы. Помочь им установить причину их раннего цветения. Развивать наблюдательность. | Беседа. показ, рассказ воспитателя, обобщение. | Картинки с цветами-первоцветами. | Бумага, фломастре- ры. | Написание плаката «Не губите первые цветы!» | |
«В дни зеленой весны». | Экскурсия в лес. Цель: отметить изменения в природе, развивать наблюдательность, умение восхищаться красотой природы, красотой цветка. Вызвать бережное отношение ко всему живому. | Беседа, рассказ и показ, стихи о весне, игра. | Ножницы, цветная бумага, картон, клей. | Фотоаппарат. | Аппликация «Узоры из цветов». | |
«Лекарственные растения». | Беседа. Цель: изучить лекарственные растения нашей местности. Обобщить знания о них, выяснить значение лекарственных растений для человека. Определить, какой вред может нанести человек «зеленому другу». Развивать навыки исследовательской работы. Вызвать бережное отношение к природе. | Анкеты, беседа, составление историй о своем лекарственном растении, обобщение результатов, рассказ воспитателя. | Иллюстрации с лекарственными растениями. | Чайник, сбор трав. | Фиточай. | |
«Охрана растений». | Беседа. Цель6 обобщение и закрепление правил поведения в лесу на лугу при сборе лекарственных растений, познакомить детей с растениями, занесенными в Красную книгу. Вызвать бережное отношение к природе. | Беседа, показ, рассказ воспитателя, сценка, викторина, слушание музыки Чайковского «Времена года». | Карточки с заданиями, карточки с редкими растениями, выставка книг о лекарственных растениях. | Магнитофон, кассета с записью Чайковского «Времена года», Красная книга России растения. | Заключительная беседа. | |
IV | Раздел: «Земля – наш общий дом». | |||||
1. 2. 3. | «Экологические катастрофы». | Беседа. Цель: познакомить детей, что происходит в мире по вине человека, выяснить причины этих катастроф. Развивать познавательный интерес, умение задуматься и сделать выводы. | Беседа, показ иллюстраций, рассказ воспитателя. | Иллюстрации с изображением экологических катастроф. | DVD, кассеты. | Обсуждение и беседа. |
«Природа – наш общий дом». | Праздник. Цель: пробудить интерес и любовь к окружающей среде, научить детей общению с ней, формировать чувства сопричастности к природе, личной ответственности за нее. | Стихи о природе, песни, сказочные герои (Водяной, Леший, Баба-Яга, Иван Царевич), загадки. | Клятва «Мы обещаем…» 1.не ломать деревья; 2.не рвать цветы охапками; 3.не разорять гнезда; 4.не вырывать грибы; 5.не оставлять мусор и т.д. | Магнитофон. | Произношение клятвы. | |
«Природа и мы». | Устный журнал. Цель: сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой: человек – часть с природы. Вызвать у детей бережное, заботливое отношение к своему удивительному дому. | Страницы устного журнала, стихи, загадки, частушки, викторина, чаепитие. | Корзина с испеченными орехами и грибами для чаепития. | Магнитофон. | Чаепитие. | |
v. | Раздел: «Давайте чистым воздухом дышать!» | |||||
1. 2. 3. 4. 5. | «Здравствуй, дерево!» | Прогулка в лес. Цель: учить детей различать деревья по их названию, по коре, узнавать возраст дерева, закрепить названия профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, птицами, животными; расширить знания детей о том, для чего нужна древесина и что из нее изготавливают, воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним. | Рассматривание деревьев, цвета коры у разных деревьев, беседа, наблюдение, игра «Узнай дерево», загадки. | Карточки с загадками. | Рисование рисунков «Мое любимое дерево». | |
«Сочинение рассказов о деревьях». | Занятие по развитию речи. Цель: предложить детям составить рассказ по результатам экскурсии в лес, предварительно обсудив результаты наблюдений (темы: «Наше дерево летом», «Наше дерево весной» и т.д.), развивать речь, память, умение обобщать, использовать различные выражения, связанные со словом дерево. | Беседа, план составления рассказа, рассматривание иллюстраций, обсуждение рассказов. | Иллюстрации с изображений дерева зимой, летом, весной, осенью. | Бумага и ручки. | Заслушивание рассказов детей, обсуждение. | |
«Чистый и загрязненный воздух». | Беседа. Цель: дать представление о том, какую роль играют деревья и растения в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья человека, воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух. | Беседа, рассматривание иллюстраций. | Две картины (на одной изображен город, фабрики, автомобили; на другой красивая природа, лес, луг, летают бабочки, птицы поют). | Обобщающая беседа и высказывания детей. | ||
«День дерева». | Праздник. Цель: создать у детей праздничное настроение от того, что дерево является другом; формировать у детей доброжелательное отношение к дереву и желание поздравить его с праздником. | Стихи, загадки, игры, конкурсы, рисование. | Загадки, стихи, листья, кора от разных деревьев. | Магнитофон, аудиозаписи, бумага, карандаши. | Рисование рисунков «Праздничный портрет». | |
«Лесной пожар». | Экологическая сказка. Цель: показать детям, что может навредить жизни деревьев и всем обитателям леса, воспитывать у детей осторожное обращение с огнем, соблюдение правил поведения в лесу. | Разыгрывание сценок. Песни. Игры. | Шапочки-маски зайца, совы, лисы, медведя, волка. | Магнитофон, аудиозаписи. | Исполнение песни «Большой хоровод». | |
VI | Раздел: «Знакомим детей с почвой» (исследовательская работа). | |||||
1. 2. 3. | «Опыт № 1». | Опыт. Цель: показать детям, что в почве есть воздух. | Беседа об обитателях почвы, чем они дышат, рассматривание картинок с обитателями почвы, проведение опыта, обобщение. | Картинки с изображением обитателей почвы. | Образцы почвы (рыхлой), банки с водой (на каждого ребенка), большая банка с водой (у воспитателя). | Дети делают выводы из проведенного опыта. |
«Опыт № 2». | Опыт. Цель: показать, что в результате вытаптывания почвы (на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит их становиться меньше, помочь детям самостоятельно придти к этому выводу. | Рассматривание почвы, ее сравнение, обоснование, обобщение, проведение опыта. | Два образца почвы (рыхлая и утрамбованная), банки с водой для каждого ребенка и этикетки для этих банок (силуэт человеческого следа и растение). | Дети делают выводы из проведенного опыта. | ||
«Опыт № 3». | Опыт. Цель: показать детям, как происходит загрязнение почвы, обсудить возможные последствия этого. | Рассматривание чистой и грязной (грязной) воды, беседа, обобщение, проведения опыта. | Две стеклянные банки с почвенными образцами, две банки с водой (с чистой и грязной). | Дети делают выводы из проведенного опыта, заключительная беседа «Какой должна быть почва». |
Помимо этих занятий планируется самостоятельное чтение детьми художественной литературы. Это чтение поможет детям самостоятельно добывать знания, наблюдать оценивать и сравнивать, высказывать предложения и прогнозы, их обсуждать. Помощь взрослого в таком познавательном общении с книгой неоценима. Он беседует с детьми о прочитанном, закрепляет полученные знания.
Чтение художественной литературы о природе:
Вахрушев А. «Мир и человек».