Вахрушев А. «Мир и человек»

Содержание изучаемого курса и его методическое обеспечение.

II год.

Раздел, тема. Форма, цель занятия. Приемы и методы. Методический и дидактический материал. Техническое оснащение занятия. Форма подведения итогов.
I.

Раздел: «Как прекрасен этот мир».

1.

2.

3.

4.

«Времена года». Конкурс-игра. Цель: обобщить знания детей обо всех временах года, об их сезонных изменениях. Развивать чувство коллективизма, воображение, творческие и интеллектуальные способности. Вступительная беседа, сообщение цели, конкурсы, поддержка, оценка. Таблички с названиями команд: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», таблички с заданиями. Бумага, карандаши и краски. Подведение итогов, награждение победителей. Рисование «Времена года».
«Славный город Урожайск». Праздник. Цель: создать у детей праздничное настроение, развивать активность, общение, речь, память. Роли детей (овощи, птицы, пугало, осень), стихи про осень, игры, конкурсы, загадки. Лозунги: «Без хозяина земля – круглая сирота». «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь». Выставка «Дары огорода» из листьев огородных растений. Магнитофон. Праздник заканчивается «Балом овощей». За лучший танец                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              пара получает приз.
«Не шуба греет, а хлеб». Занятие-викторина. Цель: формировать у детей знания о важности хлеба, о труде тех, кто его растит. Вызвать любовь к хлебу, уважение к труду взрослых. Беседа. Рассматривание картины (Шишкин И. И. «Рожь»), загадки, викторина. Пословицы о хлебе, книжная выставка, хлебные изделия, картина Шишкина И. И. «Рожь». Магнитофон. Чаепитие в конце занятия.
«Посадка лука и наблюдение». Опыт. Цель: выяснить, как растет лук в разных климатических условиях (на свету, без света, без полива и т.д.). Вступительная беседа, показ, уточнения. Баночки с землей и водой, таблица для наблюдений и пометок первых всходов.   Календарь проращивания лука. Сделать пометки на банки в виде кружков разных цветов: белый – нет воды; черный – темно; голубой – есть вода; синий – холодно; желтый – светло; красный – тепло.
II.

Раздел: «Птицы, рыбы, звери».

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

«Мы - друзья природы». Беседа. Цель: подвести детей к пониманию роли человека в окружающей его среде. Формировать потребность соблюдения правил поведения в природе. Вызвать сопереживание, сочувствие у детей, бережное, заботливое отношение ко всему живому. Вступительная беседа, загадки, стихи об обитателях леса, рассматривание иллюстраций с изображением насекомых, птиц, животных. Иллюстрации с изображением животных, птиц, насекомых, выставка книг об обитателях леса.   Инсценировка сказки «Заяц-хваста».
«За лесами, за долами, за высокими горами». Беседа. Цель: формировать у детей умение устанавливать связь между возможностью удовлетворения в пище и отлетом птиц в теплые края. Уметь делить птиц на группы – зимующие и перелетные. Дать детям знания о странах, куда улетают птицы на зиму. Развивать наблюдательность, познавательный интерес. Беседа, рассказ воспитателя, психогимнастика, стихи, дидактическая игра «отгадай. Какая птица». Картинки к дидактической игре, таблички со словами «перелетные» и «зимующие». Магнитофон. Песня «Птицы на юг улетают», подвижная игра «Птицы».
«Зимовье зверей». Викторина. Цель: продолжить формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Формировать гуманное отношение к обитателям леса. Вступительная беседа, вопросы и загадки, рассматривание картинок, чтение сказки «Зимовье зверей». Картинки с животными, сказка «Зимовье зверей».   Заключительная беседа. Игра «Квартиры в лесу».
«Эти забавные животные» (о домашних животных). Игра. Цель: расширить знания детей о некоторых животных. Об их особенностях и повадках в игровой форме. Развивать мышление и воображение. Беседа, дидактическая игра «Накорми животных», рубрика «Интересное об известном» - «Моя любимая кошка». Картинки с домашними животными, таблички, что они едят.   Подведение итогов игры, награждение медалями «Знатоки животных».
«Собака – друг человека». Беседа. Цель: учить детей моделировать ситуации; закрепить знания детей о жизни собак, почему они являются другом человека. Вызвать эмоционально-положительное ответственное отношение к животным. Беседа, загадки, чтение художественной литературы, рассматривание картинок, фотографий, стихи. Выставка фотографий собак различной породы. Карточки со словами: «доброта», «ответственность», «сострадание», «Мы в ответе за тех, кого приручили». DVD, кассеты. Просмотр мультфильма «Пес Шарик».
«Попробуй, тронь!» Беседа. Цель: формировать представление детей о том, как животные защищаются от врагов. Развивать познавательный интерес, мышление и речь. Чтение сказки «Встреча с ежом», беседа, обсуждение экологической сказки «Для чего зверю хвост?», окно в природу «Кое-что о хвостах» (беседа), рубрика «Интересное об известном» - «Лиса-краса». Сказка «Встреча с ежом», картинки с разными животными.   Составить экологическую модель для ежа: 1.модель-понятие; 2.модель-приспособление к сезону; 3.модель-защита; 4.модель-потребность.
«Кто такие рыбы?» Беседа. Цель: познакомить детей с отличительными признаками рыб, с их местом и образом обитания, какую пользу приносят они человеку. Расширить и закрепить знания детей о рыбах. Развивать познавательный интерес, мышление и воображение. Загадки, игровой момент (разговор муравья и черепахи о рыбах), беседа, составление рассказов о рыбах детьми по плану. Иллюстрации с насекомыми, птицами, животными, рыбами; план для составления описательных рассказов. Магнитофон. Заключительная беседа, деление всех рыб на две группы: 1.речные; 2.морские. Практическая работа «Смоделируй «одежду рыб» из бумажных кружков».
«Подледное царство». Беседа. Цель: познакомить детей с приспособленностью к жизни в водной среде в зимний период, разъяснить необходимость охраны рыб и их среды обитания. Беседа, психогимнастика «Рыбка», рассматривание, чтение книги «Песенки подо льдом» Сладкова Н. Рассказ Н. Сладкова «Песенки подо льдом».   Чтение рассказа и беседа.
«По лесным тропинкам» Игра-путешествие. Цель: в занимательной форме активизировать знания детей о животных, птицах, об экологии родного края. Стимулировать их познавательную активность, развивать мышление, интеллектуальные способности. Вызывать любовь к природе, к своему родному краю. Сообщение цели, конкурсы и задания, загадки, математическая задача, пословицы и поговорки. Наборы букв для слов – «человек» и «природа»; карта «Лесная тропинка», кубик, карточки с пословицами. Карандаши, ручки, бумага. Привал: изобразите пантомимой – радугу и дождь, земля и дерево. Подведение итогов игры-путешествия. Награждение команд.
«Птицы – наши друзья». Беседа. Цель: закрепить знания детей о пользе птиц для человека. Вызвать любовь к птицам. Беседа, рассказ воспитателя, загадки, стихи о птицах. Картинки с птицами. Песня «Раненная птица». Магнитофон. Рисование птиц.
«Кто такие птицы и звери?» Беседа. Цель: закрепить знания детей о птицах и зверях. Учить определять тех и других к своей группе. Беседа, рассматривание картинок, обобщение. Картинки с изображением птиц и зверей, перья птиц. Лупа, ножницы. Дидактическая игра «Третий лишний».
Звездный час «Птицы». Игра. Цель: продолжить закреплять знание детей о птицах. Развивать мышление, память. Чтение высказывания Н. Сладкова, вопросы. Карточки с вопросами.   Награждение победителей.
III

Раздел: «Путешествие по экологической тропе».

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

«Лес – бесценный дар природы». Игра-путешествие. Цель: создать условия для воспитания чувства ответственности за сохранение леса как природного сообщества. Развивать творческие способности, познавательный интерес.                 Беседа, стихи, загадки, конкурсы, игровые моменты, обобщение. Правила поведения в лесу, жетоны, круги из бумаги (срезы от дерева). Компас, магнитофон, ручки, бумага, кассеты. Подведение итогов, повторение правил поведения в лесу.
«Этот жужжащий, летающий, ползающий мир». Беседа. Цель: формировать у детей представление о насекомых, о их среде обитания, о вреде и пользе насекомых для человека. Развивать познавательный интерес, память. Беседа, рассказ воспитателя о насекомых, загадки, стихи, викторина. Картинки с насекомыми. Их среда обитания. Шаблоны бабочек. Рисование бабочек по шаблону и по памяти.
«Чудеса в пестром царстве». Беседа. Цель: показать детям богатство природного мира. Помочь им увидеть признаки приспособления насекомых к выживанию. Учить видеть и воспринимать ее красоту, беречь прекрасные творения природы. Вызвать доброе отношение к природе. Беседа, психогимнастика «Бабочки», чтение сказки «Дремучий медведь». Сказка «Дремучий медведь».   Чтение и заключительная беседа по сказке.
«В царстве цветов». Экскурсия-путешествие. Цель: познакомить детей с полевыми цветами, научить любоваться их красотой, выяснить какую пользу они приносят человеку. Вызвать умение видеть прекрасное, любить и ценить его. Беседа, показ, конкурс стихов, викторина «Прекрасное рядом». Картинки с полевыми цветами. Бумага, краски, карандаши. Рисование «Цветочные радости».
«Самые смелые». Беседа. Цель: учить различать и правильно называть раннецветущие растения – первоцветы. Помочь им установить причину их раннего цветения. Развивать наблюдательность. Беседа. показ, рассказ воспитателя, обобщение. Картинки с цветами-первоцветами. Бумага, фломастре- ры. Написание плаката «Не губите первые цветы!»
«В дни зеленой весны». Экскурсия в лес. Цель: отметить изменения в природе, развивать наблюдательность, умение восхищаться красотой природы, красотой цветка. Вызвать бережное отношение ко всему живому. Беседа, рассказ и показ, стихи о весне, игра. Ножницы, цветная бумага, картон, клей. Фотоаппарат. Аппликация «Узоры из цветов».
«Лекарственные растения». Беседа. Цель: изучить лекарственные растения нашей местности. Обобщить знания о них, выяснить значение лекарственных растений для человека. Определить, какой вред может нанести человек «зеленому другу». Развивать навыки исследовательской работы. Вызвать бережное отношение к природе. Анкеты, беседа, составление историй о своем лекарственном растении, обобщение результатов, рассказ воспитателя. Иллюстрации с лекарственными растениями. Чайник, сбор трав. Фиточай.
«Охрана растений». Беседа. Цель6 обобщение и закрепление правил поведения в лесу на лугу при сборе лекарственных растений, познакомить детей с растениями, занесенными в Красную книгу. Вызвать бережное отношение к природе. Беседа, показ, рассказ воспитателя, сценка, викторина, слушание музыки Чайковского «Времена года». Карточки с заданиями, карточки с редкими растениями, выставка книг о лекарственных растениях. Магнитофон, кассета с записью Чайковского «Времена года», Красная книга России растения. Заключительная беседа.
IV

Раздел: «Земля – наш общий дом».

1.

2.

3.

«Экологические катастрофы». Беседа. Цель: познакомить детей, что происходит в мире по вине человека, выяснить причины этих катастроф. Развивать познавательный интерес, умение задуматься и сделать выводы. Беседа, показ иллюстраций, рассказ воспитателя. Иллюстрации с изображением экологических катастроф. DVD, кассеты. Обсуждение и беседа.
«Природа – наш общий дом». Праздник. Цель: пробудить интерес и любовь к окружающей среде, научить детей общению с ней, формировать чувства сопричастности к природе, личной ответственности за нее. Стихи о природе, песни, сказочные герои (Водяной, Леший, Баба-Яга, Иван Царевич), загадки. Клятва «Мы обещаем…» 1.не ломать деревья; 2.не рвать цветы охапками; 3.не разорять гнезда; 4.не вырывать грибы; 5.не оставлять мусор и т.д. Магнитофон. Произношение клятвы.
«Природа и мы». Устный журнал. Цель: сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой: человек – часть с природы. Вызвать у детей бережное, заботливое отношение к своему удивительному дому. Страницы устного журнала, стихи, загадки, частушки, викторина, чаепитие. Корзина с испеченными орехами и грибами для чаепития. Магнитофон. Чаепитие.
v.

Раздел: «Давайте чистым воздухом дышать!»

1.

2.

3.

4.

5.

«Здравствуй, дерево!» Прогулка в лес. Цель: учить детей различать деревья по их названию, по коре, узнавать возраст дерева, закрепить названия профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, птицами, животными; расширить знания детей о том, для чего нужна древесина и что из нее изготавливают, воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним. Рассматривание деревьев, цвета коры у разных деревьев, беседа, наблюдение, игра «Узнай дерево», загадки. Карточки с загадками.   Рисование рисунков «Мое любимое дерево».
«Сочинение рассказов о деревьях». Занятие по развитию речи. Цель: предложить детям составить рассказ по результатам экскурсии в лес, предварительно обсудив результаты наблюдений (темы: «Наше дерево летом», «Наше дерево весной» и т.д.), развивать речь, память, умение обобщать, использовать различные выражения, связанные со словом дерево. Беседа, план составления рассказа, рассматривание иллюстраций, обсуждение рассказов. Иллюстрации с изображений дерева зимой, летом, весной, осенью. Бумага и ручки. Заслушивание рассказов детей, обсуждение.
«Чистый и загрязненный воздух». Беседа. Цель: дать представление о том, какую роль играют деревья и растения в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья человека, воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух. Беседа, рассматривание иллюстраций. Две картины (на одной изображен город, фабрики, автомобили; на другой красивая природа, лес, луг, летают бабочки, птицы поют).   Обобщающая беседа и высказывания детей.
 «День дерева». Праздник. Цель: создать у детей праздничное настроение от того, что дерево является другом; формировать у детей доброжелательное отношение к дереву и желание поздравить его с праздником. Стихи, загадки, игры, конкурсы, рисование. Загадки, стихи, листья, кора от разных деревьев. Магнитофон, аудиозаписи, бумага, карандаши. Рисование рисунков «Праздничный портрет».
«Лесной пожар». Экологическая сказка. Цель: показать детям, что может навредить жизни деревьев и всем обитателям леса, воспитывать у детей осторожное обращение с огнем, соблюдение правил поведения в лесу. Разыгрывание сценок. Песни. Игры. Шапочки-маски зайца, совы, лисы, медведя, волка. Магнитофон, аудиозаписи. Исполнение песни «Большой хоровод».
VI

Раздел: «Знакомим детей с почвой» (исследовательская работа).

1.

2.

3.

«Опыт № 1». Опыт. Цель: показать детям, что в почве есть воздух. Беседа об обитателях почвы, чем они дышат, рассматривание картинок с обитателями почвы, проведение опыта, обобщение. Картинки с изображением обитателей почвы. Образцы почвы (рыхлой), банки с водой (на каждого ребенка), большая банка с водой (у воспитателя). Дети делают выводы из проведенного опыта.
«Опыт № 2». Опыт. Цель: показать, что в результате вытаптывания почвы (на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит их становиться меньше, помочь детям самостоятельно придти к этому выводу. Рассматривание почвы, ее сравнение, обоснование, обобщение, проведение опыта.   Два образца почвы (рыхлая и утрамбованная), банки с водой для каждого ребенка и этикетки для этих банок (силуэт человеческого следа и растение). Дети делают выводы из проведенного опыта.
«Опыт № 3». Опыт. Цель: показать детям, как происходит загрязнение почвы, обсудить возможные последствия этого. Рассматривание чистой и грязной (грязной) воды, беседа, обобщение, проведения опыта.   Две стеклянные банки с почвенными образцами, две банки с водой (с чистой и грязной). Дети делают выводы из проведенного опыта, заключительная беседа «Какой должна быть почва».

Помимо этих занятий планируется самостоятельное чтение детьми художественной литературы. Это чтение поможет детям самостоятельно добывать знания, наблюдать оценивать и сравнивать, высказывать предложения и прогнозы, их обсуждать. Помощь взрослого в таком познавательном общении с книгой неоценима. Он беседует с детьми о прочитанном, закрепляет полученные знания.

Чтение художественной литературы о природе:

Вахрушев А. «Мир и человек».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: