Правовой статус авторов музыкальных произведений

 

Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица, в т.ч. организации, управляющие имущественными правами автора на коллективной основе и международные организации, а также государство в целом.

В теории российского гражданского права принято различать субъектов первоначального и производного авторского права. К субъектам первоначального авторского права относятся лица, создавшие произведение, т.е. авторов. Ко второй категории субъектов права принято относить лиц, посредственно не создававших произведение, но силу закона или договора получивших отдельные авторские правомочия, т.е. юридических правопреемников. Никто, кроме автора, не может ни на основании закона, ни в силу договора приобрести авторское право в целом, поскольку оно включает правомочия, неотделимые от личности творца произведения. Между первоначальным и производным авторским правом существует весьма существенное различие. В лице автора авторское право бессрочно, так как продолжается в течение всей его жизни; в лице правопреемников автора оно ограничено известным сроком, по истечении которого оно окончательно прекращается.

Концепция авторства - одна из ключевых в авторском праве любой правовой традиции. Именно с определением личности автора любое национальное законодательство, основанное на Бернской конвенции, связывает определение сроков действия авторских прав на произведение.

Ни один международно-правовой документ не расшифровывает понятие «автор». В тоже время, очевидно, что ни Бернская, ни Всемирная конвенция об авторском праве не охраняют произведения как таковые. Эти международно-правовые документы ставят своей целью защитить права авторов в отношении произведений.

Несмотря на то, что Бернская конвенция не дает определения понятия «автора» ясно, например, исходя из расчетов сроков защиты, что подразумевается только физическим лицом. Автор создает произведения, ему принадлежат имущественные права, которые он может удерживать, отчуждать или лицензировать, а также личные неимущественные права.

В пункте 2 ст. 1263 ГК РФ определены субъекты, которые признаются авторами аудиовизуального произведения. По сравнению с Законом об авторских правах никаких изменений в субъектный состав не внесено.

Авторами музыкального произведения являются композитор, создавший музыкальное произведение (с текстом или без текста), специально предназначенное для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК РФ). Заключая договоры с изготовителем аудиовизуального произведения, авторы передают ему права на такое произведение в целом.

Пункт 3 ст. 1263 ГК РФ предусматривает право композитора на вознаграждение за использование музыкального произведения, включенного в аудиовизуальное произведение, при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения. Данная норма распространяется как на композитора, являющегося одним из авторов аудиовизуального произведения, т.е. создавшего музыку специально для фильма (п. 2 ст. 1263 ГК РФ), так и на композитора, произведение которого существовало раньше и вошло в фильм составной частью (п. 5 ст. 1263 ГК РФ).

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснил, что судам следует учитывать, что в силу пункта 3 статьи 1263 ГК РФ композитор, являющийся автором музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю этого аудиовизуального произведения. Таким образом, даже если исключительное право на соответствующее музыкальное произведение в целом принадлежит другому лицу, право на вознаграждение сохраняется за композитором.

На связь права композитора на вознаграждение с исключительным правом указывает использованное в ст. 1263 ГК РФ выражение «сохраняет право на вознаграждение». Сохранение за композитором права на вознаграждение противопоставлено в этом случае как отчуждению исключительного права изготовителю аудиовизуального произведения, так и передаче ему лицензии на использование музыкального произведения (п. 4 ст. 1263 и ст. 1240 ГК РФ).

Право композитора на вознаграждение по п. 3 ст. 1263 ГК РФ (как и в случае с вознаграждением по ст. 1245 ГК РФ), будучи частью исключительного права, может быть отчуждено по договору вместе с исключительным правом (в полном объеме), а также может быть передано по наследству. При этом из формулировки п. 3 ст. 1263 ГК РФ со всей определенностью следует, что в случае, если иное не будет прямо оговорено в договоре об отчуждении исключительного права, право композитора на вознаграждение будет рассматриваться как «сохраняющееся» за ним.

Часть четвертая ГК РФ не только сохранила, но даже в значительной степени расширила правовые возможности, предоставляемые авторам музыкальных произведений.

Так, согласно п.2 ст. 1263 ГК РФ композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для аудиовизуального произведения, как и ранее, признается наряду с режиссером - постановщиком и автором сценария одним из авторов этого аудиовизуального произведения.

Мало того, не только автор музыкального произведения, специально созданного для аудиовизуального произведения, но и любой другой композитор, музыка которого используется в этом аудиовизуальном произведении, независимо от передачи прав на использование своего музыкального произведения в составе аудиовизуального произведения сохраняет право на получение особого предусмотренного п. 3 ст. 1263 ГК РФ вознаграждения при любом публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения.

Использовавшаяся ранее формулировка п.3 ст. 13 Закона об авторских правах давала некоторые основания считать, что на получение подобного вознаграждения вправе претендовать любой автор музыкального произведения, т.е. не только композитор, но и автор слов песен, автор либретто и т.д. В ГК РФ произошло четкое выделение именно композитора в качестве единственной категории получателей указанного вознаграждения.

Важное расширение правовых возможностей по сравнению с формулировкой п. 3 ст. 13 Закона об авторских правах произошло также за счет упоминания в качестве способов использования аудиовизуального произведения, при которых композитору должно выплачиваться вознаграждение, не только случаев его публичного исполнения, включающих, в частности, показ в кинотеатрах, но также и случаев сообщения аудиовизуального произведения в эфир или по кабелю, т.е. при любых видах демонстрации этого произведения по эфирному или кабельному телевидению. Подобное изменение формулировок, на наш взгляд, значительно укрепит правовые основания для сбора с телевещательных компаний вознаграждения для авторов музыкальных произведений. Композиторы являются также одними из основных получателей «компенсационного» вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, порядок сбора которого предусмотрен ст. 1245 ГК РФ. Положения этой статьи во многом аналогичные нормам ст. 26 Закона об авторских правах.

Особые положения, направленные на расширение прав авторов музыкальных произведений и их наследников, установлены также ст. 1293 ГК РФ, в соответствии с которой право следования, ранее закреплявшееся только в отношении оригиналов произведений изобразительного искусства, оказалось применимым также в отношении «авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений» (п. 2 ст. 1293). Таким образом, согласно ГК РФ писатели и композиторы наряду с художниками признаются обладателями особых прав на получение вознаграждения при каждой публичной перепродаже оригинала рукописей (автографов) своих произведений. При этом размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплат должны определяться Правительством РФ. Данный подход, на наш взгляд, создает предпосылки для начала осуществления сбора такого вознаграждения.

В части четвертой ГК РФ значительное внимание уделено реализации прав авторов в основных сферах, связанных с использованием музыки, при решении вопросов совершенствования российской системы управления правами на коллективной основе.

Так, все шесть сфер, в которых согласно ст. 1244 ГК РФ предусматривается государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе и допускается деятельность аккредитованной организации в интересах всех правообладателей, в том числе и тех, с которыми такой организацией не заключены договоры, в той или иной степени оказались связаны с использованием музыкальных произведений и выплатой вознаграждения их авторам, наследникам авторов или иным обладателям прав на музыкальные произведения.

Такое внимание к реализации прав на музыкальные произведения на коллективной основе обусловлено очевидной необходимостью, поскольку организации, осуществляющие публичное исполнение произведений, и телерадиовещательные компании неизбежно заинтересованы в возможности использования весьма значительных репертуаров и в упрощенных системах «очистки» прав на них.

Разумеется, непосредственно с реализацией прав композиторов и иных обладателей прав на музыкальные произведения связаны случаи управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения и отрывки из музыкально - драматических произведений при их публичном исполнении и сообщении в эфир или по кабелю, включая ретрансляцию (подпункт 1 п. 1 ст. 1244 ГК РФ), и осуществления прав композиторов - авторов использованных в аудиовизуальном произведении музыкальных произведений на получение вознаграждения при публичном исполнении и сообщении в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (подпункт 2 п. 1 ст. 1244).

В то же время управление правом следования, предусмотренное подпунктом 3 п. 1 ст. 1244 ГК РФ, должно осуществляться и в отношении авторских рукописей (автографов) музыкальных произведений согласно упомянутым выше положениям ст. 1293.

Обладатели прав на музыкальные произведения являются одними из основных потенциальных получателей вознаграждения, которое должно собираться при осуществлении прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограммы и аудиовизуальных произведений в личных целях (подпункт 4 п. 1 ст. 1244 ГК РФ), о чем уже упоминалось ранее.

Сбор вознаграждения для исполнителей и изготовителей фонограмм за публичное исполнение и сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (подпункты 5 и 6 п. 1 ст. 1244 ГК РФ), также в значительной мере оказывается связан с использованием музыкальных произведений, поскольку именно музыка в большинстве случаев составляется содержанием таких фонограмм.

В отношении авторских прав на музыкальные произведения действуют общие ограничения авторских прав, устанавливаемые для всех видов произведений, а также весьма немногочисленные специальные положения, выводящие отдельные случаи использования музыкальных произведений из сферы авторско-правовой охраны. К числу последних относится ранее уже содержавшаяся в законодательстве возможность свободного публичного исполнения музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст.1277 ГК РФ).

Кроме того, новое для российского законодательства ограничение авторских прав, правда применимое не только в отношении музыкальных произведений, закреплено в п. 3 ст. 1274 ГК РФ, предусматривающем возможность создания произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и последующего использования этой пародии либо карикатуры без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведения и без выплаты ему вознаграждения. На наш взгляд, до тех пор, пока не будет сформирована необходимая судебная практика, применения данного положения может приводить к значительным злоупотреблениям и конфликтам.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: