Второй эшелон новых индустриальных стран

Опыт новых индустриальных стран использовался и в ряде государств Юго-Восточной Азии, в частности Таиланде, Филиппинах и Индонезии.

Таиланд и Филиппины, входившие в американскую систему союзов, в годы войны во Вьетнаме получили значительные средства за использование США военных баз на их территории, обслуживание тылов вооруженных сил американской армии. В 1970-е гг. Таиланд, оставаясь монархией, в 1980-е гг. Филиппины вступили на путь демократизации.

Индонезия, страна с почти 200-миллионным населением, получила полную независимость лишь в 1950 г., после освободительной войны против голландских колонизаторов. Большое влияние в ходе войны приобрела Коммунистическая партия Индонезии. Она поддержала курс президента Сукарно, установившего режим личной власти и провозгласившего курс на строительство социализма. Резкое ухудшение экономического положения, расхищение чиновниками кредитов, представленных СССР и Китаем, вызвали недовольство части армии и в 1965 г. подтолкнули группу офицеров, связанных с Компартией, на попытку переворота. Она, однако, не получила поддержки большинства армии, фактически захватившей власть в стране и разгромившей Компартию и другие левые организации. В 1968 г. командующий армией генерал Сухарто стал президентом страны. Он удерживал этот пост до 1998 г.

Политика Сухарто ориентировалась на проведение модернизации страны с привлечением иностранного капитала, в частности японского. Как Филиппины и Таиланд, Индонезия, богатая природными ресурсами, заимствовала опыт Японии и Южной Кореи.

Модернизационная политика, связанная не только с освоением недр, но и созданием сперва легкой промышленности, а затем и комплексов сборки высокотехнологических отраслей радиоэлектроники, принесли определенные плоды. За 30 лет, с 1960 по 1990-е гг., удельный вес рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве, в Индонезии сократился с 75% до 55%, в Таиланде -— с 84% до 64%, на Филиппинах — с 64% до 46%. Доля работников промышленной сферы во всех этих странах составила 14-15% общего числа занятых. Среднегодовые темпы роста экономики достигали 5%, что было ниже показателей Японии и Южной Кореи, но выше большинства стран Азии.,"

Кризис 1998 г., от которого больше всего пострадали новые индустриальные страны, поставил под вопрос перспективность их модели модернизации. Основа этой модели — создание с участием иностранного капитала массового производства (или сборки по лицензионным соглашениям) дешевой продукции для продажи на зарубежных рынках (преимущественно, развитых стран). Так, у Филиппин стоимость внешнеторгового оборота с 1960 по 1995 г. возросла с 52% до 80% стоимости производимого ВВП, у Таиланда — с 54% до 90%.

Емкость внешних, мировых рынков, однако, не безгранична. К концу 1990-х гг. увеличение числа индустриализирующихся стран, выпускавших однотипную продукцию, привело к кризису ее перепроизводства. Зарубежные банки и корпорации, держатели акций предприятий, созданных с участием их капитала в новых индустриальных странах, стремясь избавиться от них, спровоцировали панику на биржах стран Юго-Восточной Азии. В некоторых из них, в частности в Индонезии, она вызвала политический кризис.

Одним из последствий кризиса может стать ускорение интеграционных процессов стран Юго-Восточной Азии. Несмотря на существование регионального интеграционного объединения (АСЕАН), в этом районе мира темпы и глубина развития интеграции пока отставали от западноевропейской.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: