Основные методы исследования

Методы исследования

Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы. Иногда учащиеся используют формулировку методы исследовательской работы или проекта, однако правильнее использовать первый вид записи. Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.

В главе «Методы исследования» описывается, как и где было организовано исследование. В главе может быть выделен объект и предмет исследования. В качестве объекта изучения выступает то, на что направлено внимание исследователя. Предметом является то, что исследователь изучает в объекте. Если в качестве объекта выступают живые организмы, тогда предметом исследования в этом случае может быть физическое развитие (индекс физического развития, ростовой индекс и др.), функциональные показатели (частота сердечных сокращений, показатели артериального давления и др.).

Если в качестве объектов наблюдения были люди, тогда в главе 2 описание строится по следующей схеме: описание условий обследования (как проходил эксперимент), базы обследования, характеристика контингента обследуемых (количество, возраст, пол), время, календарные сроки, условия, место проведения, сколько раз было проведено исследование и количество его повторностей, продолжительность исследования. При необходимости может быть дана характеристика природных условий, функциональных возможностей приборов, применяемых в ходе выполнения исследования.

Глава должна содержать описание методики и техники проведения исследования. Методика должна быть основана на измерении, на снятии каких-либо показателей, на наблюдении, постановке эксперимента. В приложениях к научно-исследовательской работе приводятся первичные результаты этих измерений, исследований, анкетирования.

В конце главы «Методы исследования» должны быть сведения о методах и показателях статистической обработки материалов исследования (определение среднего арифметического значения, ошибки средних арифметических значений, критерий достоверности и др.). Глава может быть иллюстрирована рисунками, схемами, графиками, таблицами и должна заканчиваться кратким резюме, например: «Таким образом, для решения поставленных задач, были использованы адекватные методики, представлена схема организации исследования …». Рекомендуемый объем главы 3-4 страницы.

Огромное количество методов исследования, применимых в исследовательской работе (проекте), можно объединить на методы эмпирического уровня, экспериментально-теоретического уровня и просто теоретического уровня. Рассмотрим возможные методы исследования в исследовательском проекте школьника.

Виды методов исследования


Методы эмпирического уровня:

· наблюдение;

· интервью;

· анкетирование;

· опрос;

· собеседование;

· тестирование;

· фотографирование;

· счет;

· измерение;

· сравнение.

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

· эксперимент;

· лабораторный опыт;

· анализ;

· моделирование;

· исторический;

· логический;

· синтез;

· индукция;

· дедукция;

· гипотетический.

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

· изучение и обобщение;

· абстрагирование;

· идеализация;

· формализация;

· анализ и синтез;

· индукция и дедукция;

· аксиоматика.

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.


Основные методы исследования


1. Изучение литературы и других источников информации

Этот метод исследования представляет собой сбор информации по теме исследования (проекта) из книг, журналов, газет, дисков и сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найди их определения.

Учитывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте исследовательской работы ставьте ссылки на источники информации.

2. Наблюдение

Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать к наблюдению, необходимо составить план.

Ответьте на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно будете наблюдать. Результаты наблюдений записывайте. Записи можно делать в форме текста или таблицы.

3. Опрос

Существуют 3 основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.

4. Анкетирование

Это метод исследования представляет собой массовый сбор материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн. Готовясь к опросу, четко сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы, и определите, кому будете их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.

5. Эксперимент

Этот метод исследования заключается в проведении серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе (проекте). Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Необходимо помнить, что учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены!

6. Анализ текста

Данный метод исследования представляет собой процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: