Известный древнегреческий философ писал: «По природе душа важнее тела, поскольку душа пользуется телом как орудием, а все использующие выше используемого. Пэтому здоровье души (добродетель) важнее здоровья тела, и высшим делом человека является «забота о душе» Порок смерти, и хужне совершить несправедливость, чем ее терпеть, поскольку совершающий несправедливость калечит свою душу. Четыре основные добродетели – это мудрость, справедливость, мужество и умеренность.»
Автором данного текста является:(Варианты ответов):
Локк
Платон
Беркли
Конфуций
Вернадский
Разделами философии, которые рассматривают проблему человека и его добродетелей являются:
(Указать не менее 2-х вариантов ответов)
Онтология
Гносеология
Антропология
Этика
Тема 4.Философия средневековья.
Практическое занятие №1
1.Докажите, что философия в средние века являлась «служанкой богословия».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Практическое занятие №2
Отобразите схемой теоцентризм как основной принцип схоластического видения мира.
Практическое занятие №3
Раскрыть смысл философских понятий:
Схоластика_________________________________________________________________________
Патристика_________________________________________________________________________
Номинализм________________________________________________________________________
Теология___________________________________________________________________________
Практическое занятие №4.
2.Заполнить таблицу: «Философия Средневековья»
Основные положения учения
Августин Блаженный | Фома Аквинский |
Практическое занятие №5
Решите кейс – задание:
Философское учение подтверждающее, что дух, сознание, идея – первичны, а тело, природа, физическое – вторичны (введите слово в поле в форме соответствующего)_______________________________________________
Тема5.Философия нового времени.
Практическое занятие №1
1.Раскрыть смысл философских понятий:
Монада_____________________________________________________________________________
Деизм______________________________________________________________________________
Субстанция__________________________________________________________________________
|
|
Познание____________________________________________________________________________
Практическое занятие №2
2.Заполнить таблицу «Основные направления философии Нового времени»
Определение | Страна и время возникновения | Представители | Основные положения |
Метод дедукция | Франция 16век | Рене Декарт | |
Метод индукции | Англия 16 век | Фрэнсис Бэкон | |
Эмпиризм | Англия 16 век | Фрэнсис Бэкон | |
Сенсуализм | Д. Локк, Д. Юм | ||
Агностицим | |||
Практическое занятие №3
Объясните:
- что такое познание «путем паука», «путем муравья» и «путем пчелы»? Приведите примеры____________________________________________________________________________________________________________________________________________.
- почему книга Н. Макиавелли «Государь» вызвала неоднозначную оценку? В чем вы согласны с Макиавелли, а в чем – нет?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- как вы понимаете, что такое «ученое незнание» Николая Кузанского?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- как вы думаете, почему портрет Ф. Бэкона украшает здание Лондонского человеческого королевского общества._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- согласны ли вы с известным афоризмом Бэкона «Знание – сила»?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
.
Тема 6.Русская философия.
Практическое занятие №1
1.В чем феномен русской философии? Выпишите характерные черты русской философии.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Заполните схему с указаниями хронологических рамок русской философии (основных направлений и наиболее ярких представителей
Практическое занятие №2
____________ создал патриотическую идеологическую систему, которая утверждала принципы соборного единения народа, морально-этические нормы и ценности русского человека, национального миросозерцания, идеал Отечества («Святая Русь»):
а) Григорий Сковорода;
б) Андрей Рублев;
в) Сергий Радонежский;
г) Владимир I Святой.
Практическое занятие №3
Три главных направления народничества: подчеркнуть.
консерватизм (К.Н. Леонтьев), персонализм (Н.А. Бердяев), онтологизм (С.Л. Франк);
анархистское (М.А. Бакунин), пропагандистское (П.Л. Лавров), заговорщическое (П.Н. Ткачёв);
философия права (И.А. Ильин), философия культуры (Г.П. Федотов), философия истории (Н.Я. Данилевский);
марксистское (Г.В. Плеханов), диалектическое (А.М. Деборин), «механистическое» (И.И. Скворцов-Степанов).
Практическое занятие №4
… явился одним из первых теоретиков освоения человеком космического пространства, считал космос живым и разумным, был сторонником идеи вечности, несотворимости материи:
А.Л. Чижевский;
В.И. Вернадский;
К.Э. Циолковский;
Н.Ф. Фёдоров.
Практическое занятие №5.
Прочтите отрывок из произведения русского философа Л. И. Введенского. Как Вы думаете, с какого времени началось заимствование в развитии русской философии? (Ответ обоснуйте). Конечно, наша философия, как и вся наша образованность, заимствованная. Но так оно и должно быть: большее или меньшее заимствование и подчинение чужим влияниям — это общий закон развития философии любого европейского народа. Даже сама греческая философия, если и обошлась без прямых заимствований, о чем трудно судить, во всяком случае, была подготовлена и пробуждена перенесением с Востока разнообразных научных сведений. Путем же усвоения греческой философии, возобновившегося в эпоху Возрождения, постепенно, лишь в продолжение двух столетий, выработалась самостоятельная новая философия. Подчинение же чужим влияниям продолжалось и после ее возникновения и всегда давало наилучшие результаты: Локк и Лейбниц находились под влиянием Декарта, Кант — под влиянием Юма и Руссо и т. Д.________________________________________________________________________________________________
|
|
Тема7.Бытие.
Задания:
Практическое занятие №1
Представьте, что Вам необходимо раскрыть незнакомой аудитории сущность термина «бытие» через схему, рисунок, символ, диаграмму ит.д.Как Вы изобразите «бытие»?
Практическое занятие №2
2.Бытие обнаруживает некие общие законы развития и существования–«Законы диалектики».Они характерны как для материального мира, так и для мира идей. Приведите примеры на каждый из законов диалектики.
Закон перехода количественных изменений в качественные__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закон единства и «борьбы» противоположностей
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Закон отрицания отрицания_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема8.Проблема сознания в философии.
Практическое занятие №1
Вся материя отражает. Вся материя ощущает. Эквивалентны ли эти суждения?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие №2.
Сознание –это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соотнесите понятие «бессознательного» с философским пониманием психики?
Практическое занятие №3.
В чем заключается роль «бессознательного» для «Я» личности?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие №4.
Почему З. Фрейд понятие «быть сознательным» называет чисто описательным?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема9.Теория познания.
Практическое занятие №1
1.Заполните схему: укажите виды познания и приведите по - одному примеру на каждый из видов познавательной деятельности человека.
Виды познания |