Появление Земских школ

Подготовила студентка 2 курса ЧА-218

Абдулкадирова Джанна


Появление земств в России

Когда почти полтора века назад император Александр II решился на отмену крепостного права в России, он понимал, что этот шаг должен быть поддержан реформированием всей общественной жизни страны, прежде всего поощрением подданных к более активному участию в решении дел на местном уровне. Именно поэтому неотъемлемым элементом эпохи великих реформ в России стало введение обновленного земства – российского варианта государственного управления и местного самоуправления, традиции которого уходят вглубь истории страны.

Зе́мства (зе́мские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, зе́мские упра́вы) в России в 1864—1919 гг. на уровне губернии, уезда и (с 1917 г.) волости. Они были введены земской реформой 1864 года. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены в 1918 год.

Земство – российский вариант государственного управления и местного самоуправления.

Появление Земских школ

До реформ Александра II образованием в России занимались государство и церковь. Соответственно, образовательные учреждения управлялись либо министерством просвещения (университеты, гимназии и начальные училища), либо духовными институтами (семинарии, церковно-приходские школы и так далее).

 

Однако во второй половине XIX века благодаря государственным реформам появились органы местного самоуправления, именуемые земствами. Учитывая, что поголовная неграмотность крестьянства воспринималась как государственная проблема, можно утверждать, что реформа начальной школы стала эволюционным шагом в развитии отечественной системы образования. В июне 1864 года появился документ под названием «Положение о начальных народных училищах». Согласно этому документу, к созданию этих самых «народных училищ» было решено привлечь органы общественного самоуправления, земства. и развитие народного образования со временем стала одним из основных направлений деятельности земств.

Одновременно развивалась другая сюжетная линия, а именно - существенные изменения в общественном сознании. И серьёзная роль здесь принадлежит Льву Толстому, хотя его идеи воплотились в жизнь не совсем так, как он хотел. Дело в том, что в деле народного образования Толстого интересовала не столько грамотность, сколько просвещение, моральное совершенствование человека. В бесплатной школе, которую писатель построил в Ясной Поляне и в которой сам преподавал, дети учились не только чтению, но и истории, пению - вплоть до изучения сольфеджио, рисованию, математике и другим естественным наукам.

И хотя сами земства как институт Льву Толстому решительно не нравились, его идеи, упав на благодатную почву, начали жить своей жизнью. По крайней мере, земские просветители именно ими и вдохновлялись. Образованные молодые люди буквально горели идеями народного образования: изучали народную литературу, рассылали книги в сельские библиотеки и читальни.

Развитие земских школ шло стремительными темпами. Если в начале XIX века начальные школы в России были, скорее, экзотикой, то сто лет спустя, в начале века двадцатого, школ стало так много, что в государстве стали задумываться о введении обязательного всеобщего начального образования. Летом 1917 года при участии Вернадского готовилась реформа образования: поскольку земские учебные заведения доказали свою эффективность, предполагалось полностью отдать начальное образование на откуп местному самоуправлению.

Ученики Архангельской земской школы Ноли. 1890-е годы

 

 

 Земские школы, появившиеся после учреждения земств в 1864 году, действовали в сельской местности в земских губерниях. Их деятельность регулировалась «Положениями о начальных народных училищах» 1864 и 1874 годов. Школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. С начала XX века постепенно распространился и тип школы с четырёхлетним учебным курсом, двумя классами (по два отделения в классе) и двумя учителями — так называемая двухкомплектная школа. В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности. Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящие законоучители-священники. В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8—12 лет. Обучение было бесплатным. Школы содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения — директоров и инспекторов начальных училищ. Финансирование школ было совместным, осуществлялось за счёт сельских обществ и волостей, земств и государства; при этом финансовое участие государства постоянно росло, в то время как участие крестьянских обществ сокращалось. С конца 1900-х годов земства перешли к построению школьных сетей, рассчитанных на достижение всеобщего обучения в течение 5—15лет

Урок в земской школе 3.

 

Министерство народного просвещения предписывало принимать в школу детей в возрасте от восьми до двенадцати лет. В то же время дети старше тринадцати лет в крестьянском хозяйстве считались уже настолько полезными работниками, что родители не были готовы отпускать их в школу даже зимой. Таким образом, в сельской школе с трёхлетним обучением оказались смешаны дети шести годовых возрастов — 8—13 лет. Учителя предпочитали более старших школьников, считая, что дети семи лет вообще не годятся для обучения, а дети 8—9 лет плохо усваивают программу; крестьяне же считали, что чем ранее ребёнок окончит школу, тем более пользы он принесёт в хозяйстве. Постепенно побеждала крестьянская точка зрения, и средний возраст школьников с годами стал понижаться. В начале XX века восьмилетний возраст поступления в школу настолько вошёл в обычай, что законопроект нового «Положения о начальных училищах» 1909 года предлагал принять его как обязательный.

В 1911 году 73 % учеников начальных школ были в возрасте 8−11 лет, 2 % — младше 8 лет, 25 % — старше 11 лет, причём из последних только 1,2 % находились на пятом — шестом годах обучения, а 23,6 % поступили в школу в возрасте старше 8 лет

Закон предписывал по возможности обучать мальчиков и девочек раздельно, а в случае совместного обучения ограничивал предельный возраст детей. Так как финансовых и организационных возможностей для раздельного обучения полов не имелось, подавляющее большинство мальчиков и девочек обучались совместно. В 1911 году в 94 % земских школ оба пола обучались совместно. В начальных народных училищах всегда училось больше мальчиков, чем девочек. Отчасти это было вызвано запретом обучать девочек старше двенадцати лет совместно с мальчиками; но главную причину неизменно усматривали в нежелании крестьян отдавать в школу дочерей в силу бытовавшего в их среде представления о бесполезности образования для женщин. Земские учителя пытались, как правило, убеждать крестьян в необходимости учёбы и для девочек. С годами количество девочек в школе увеличивалось, но этот процесс был крайне медленным. В 1880 году девочки составляли 20,6 % учащихся (а в земских школах — только 12,7 %[]), к 1906 году — 29,9 %, к 1911 году — 32,1 %

 

Земские учреждения дореволюционной России оставили заметный след в истории нар. образования и просвещения. По Положению о земских учреждениях, утверждённому царским пр-вом 1 янв. 1864, для заведования местными хоз. делами в губерниях и уездах создавались выборные органы местного самоуправления - губернские и уездные земские собрания, и управы. Учреждение земств было одной из буржуазных реформ, проведённых царизмом после отмены крепостного права, с целью приспособить самодержавный строй России к потребностям капиталистического. развития. Выборы в земские учреждения, построенные на основе высокого имущественного ценза и куриальной структуры избрания гласных, допускавшей сословное начало, обеспечивали значительное преобладание в земстве дворян-помещиков, направлявших его деятельность в своих классовых интересах. Компетенция земств была ограничена. Они не имели принудительной власти для приведения в исполнение своих решений и вынуждены были действовать через полицию, подчинённую центр. власти. Земства имели право взыскивать с населения земские сборы, вжимавшиеся на основе обложения недвижимых имуществ (земель, домов, фабрично-заводских предприятий и торговых заведений) в городах и уездах. Нр-во искусственно суживало и без того скудный земский бюджет, ограничив права земств в обложении промышленных и торговых предприятий (закон 21 ноября 1866) и земскую смету (закон 12 июня 1900). Земствам запрещалось сноситься друг с другом, созывать общеземские съезды, иметь общий печатный орган. "... Земство, - писал В. И. Ленин, - с самого начала было осуждено на то, чтобы быть пятым колесом в телеге русского государственного управления, колесом, допускаемым бюрократией лишь постольку, поскольку ее всевластие не нарушалось, а роль депутатов от населения ограничивалась голой практикой, простым техническим исполнением круга задач, очерченных все тем же чиновничеством".

К компетенции земских учреждений было отнесено в числе прочих дел "участие в попечении" ("преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах законом определенных...") о нар. образовании. Такая формулировка закона вела к ограничению земской деятельности и в этой области. Царское пр-во опасалось доверить руководство нар. просвещением даже помещичьему земству. Земства могли содержать школу на свой счёт, но по закону не имели права составить программу обучения, контролировать и направлять уч.-воспитательный процесс. При разработке проекта Положения о земских учреждениях вопрос о предоставлении земствам права участия в нар. образовании даже не затрагивался. Только при окончательном рассмотрении проекта в Гос. совете, по предложению министра нар. просвещения Е. П. Ковалевского, пр-во согласилось предоставить земствам ограниченные права в деле нар. образования, что было вызвано гос. потребностями и давлением либеральной оппозиции.

Хотя по Положению расходы земств на нар. образование были отнесены к числу "необязательных", именно в этой области (наряду с медициной) земская деятельность, вопреки желанию пр-ва, оказалась наиболее успешной. До учреждения земства нач. сельские школы влачили жалкое существование. Нередко не только в волости, но даже в уезде не было ни одной школы. Сельские школы не имели стационарных помещений, парт, учебников, наглядных пособий. Уч. заведений для подготовки преподавателей школ на всей территории, где потом действовали земские учреждения, не было вовсе.

В первые годы земства ограничивались поощрением инициативы сельских обществ, открывавших на свои средства сельские школы, и выдавали этим обществам небольшие "поощрительные" денежные субсидии на нужды школ. Губ. земства в 60-х гг., за редким исключением, не принимали участия в нач. сельском образовании, считая это дело обязанностью уездных земств и оставив за собой лишь содействие в подготовке учителей. Постепенно поощрительная система нар. образования, преобладавшая в земствах в начале их существования, отмирает. С начала 70-х гг. 19 в. уездные земства всё чаще берут на себя инициативу устройства новых сельских школ, оплату жалования учителей, снабжение школ уч. принадлежностями, хоз. расходы по содержанию училищ и пр. В организации сельских школ и учительских семинарий начинают принимать участие и отдельные губ. земства (Московское, Симбирское, Курское). Уже в течение первого десятилетия земства открыли более 10 000 школ (см. Земские школы).

 

 

.В 90-е гг., в связи с дальнейшим развитием капитализма, обострением классовых противоречий и усилением революционного движения, земства, с целью укрепления классовых позиций дворян на местах, значительно усиливают и расширяют свою деятельность. Активизация земства в эти годы объясняется и влиянием т. н. третьего элемента - либерально настроенной интеллигенции, служившей в земствах (агрономы, врачи, статистики, учителя), активно стремившейся к просветительской деятельности. В строительство и организацию земской школы с начала 90-х гг. включаются, помимо уездных, и губ. земства. Последние сосредоточили свои усилия на организации ср. образования, выделяя для этой цели значительную долю всех ассигнований губ. земств на нар. просвещение. В эти годы возросло число земских школ. Губ. земства открывают и берут на своё содержание реальные училища, женские гимназии, прогимназии, а также мужские гимназии. Земства строят на свой счёт новые стационарные школьные здания с учётом требований школьной гигиены, усиливают снабжение школ уч. пособиями. В малонаселённых районах, где земские школы обслуживали редкое население с разбросанными посёлками, земства организовывали при школах "ночлежные приюты", устраивали школьные завтраки (напр., в Вятской губ.)..

Со 2-й пол. 90-х гг. вновь оживляется работа земств, растёт число открываемых ими учительских семинарий и пед. курсов. В 1897 они были открыты семью губ. земствами, в 1900 - двенадцатью, в 1901 - пятнадцатью. С целью повышения общеобразовательного уровня педагогов земства усиливают снабжение учительских курсов уч. пособиями, организуют подвижные пед. музеи наглядных пособий, где проводятся практич. занятия с уч-ся, создают земские публичные б-ки и учительские б-ки при школах, устраивают учительские съезды. По данным 1901, расходы по подготовке учителей несли 32 губ. земства (из 34), но только половина земств тратила на это значительные суммы; многие губ. земства ограничивались выдачей стипендий уч-ся.

Земские педагоги отрицательно относились к любого рода механическому запоминанию, не сопровождающемуся пониманием. Любимым приёмом обучения чтению в земской школе было «пояснительное чтение» — ученик, читая текст, должен был затем пересказывать его своими словами, а педагог при этом вёл с учеником свободную беседу на тему прочитанного текста, добавляя сведения из самых разных областей жизни. Таким образом, ученики одновременно учились и читать, и рассуждать, и связно изъясняться, а также получали от учителя сведения по таким предметам, которых не было в программе (естествознание, география, история)

Чтобы представить, как проходило обучение в таких школах, приведем рассказ крестьянина: «...Вначале нас учил грамоте лакей местного помещика... учил строго, но, несмотря на это, мы ничему не научились, потому что сам лакей плохо умел читать. Потом стал учить нас батюшка. Азбуку учили год, а некоторые два и три года... Когда батюшку перевели, то учить нас стала жена дьячка. Учение пошло еще хуже: азбуку учили года по четыре, а больше помогали дьячку по хозяйственным делам, например, ходили за водой, смотрели за скотиной и т.п.»

Александр II с супругой посещает земскую школу

 

Атмосфера заинтересованности в своей работе и творческого отношения к ней, характерная для земской педагогики, привела к появлению оживлённой общественной жизни и обширной педагогической литературы. Губернские земства устраивали для повышения квалификации учителей летние учительские съезды, лекции и семинары, для проведения которых приглашали известных деятелей образования. С земской школой связана деятельность таких выдающихся педагогов второй половины XIX − начала XX века, как барон, В. И. Водовозов, С. А. Рачинский, Н. Ф. Бунаков, П. Ф. Каптерев

Земства принимали участие и во внешкольном образовании населения: открывали и содержали народные библиотеки-читальни, организовывали народные чтения, создавали воскресные школы, проводили повторительные занятия со взрослыми, устраивали книжные склады, вели книжную торговлю, а также предпринимали попытки издания книг для народа. Для руководства делом нар. образования земства создавали школьные комиссии и школьные бюро при всех земствах; им поручалось выяснение потребности населения в школах. В 1914 в России насчитывалось более 40 тыс. земских школ. Земства явились инициаторами постановки вопроса о введении всеобщего обязательного нач. образования, обсуждавшегося в конце 90-х гг. 26 земствами. В организации земской школы принимали участие передовые рус. педагоги К. Д. Ушинский, Н. А. Корф, Н. Ф. Бунаков, В. П. Вахтеров. Большую роль в развитии нар. образования в Симбирской губ. сыграл И. Н. Ульянов - инспектор нар. училищ Симбирской губ. Активное участие в работе земств принимали также Е. А. Звягинцев, Н. Н. Иорданский и др. Несмотря на большую работу земств по нар. просвещению они были не в состоянии преодолеть культурную отсталость страны. Подавляющее большинство населения России оставалось неграмотным.

 


 

Использованная литература: Веселовский Б. Б., История земства за 40 лет, т. 1 - 4, СПБ, 1909 - 11; Чарнолусский [В. И.], Земство и народное образование, ч. 1 - 2, СПБ, 1910 - 11; Звягинцев Е. А., Полвека земской деятельности по народному образованию, 2 изд., М., 1917; Гармиза В. В., Подготовка земской реформы 1864 года, М., 1957; Черныш М. И., Развитие капитализма на Урале и Пермское земство. Пермь, 1959.

В. В. Гармиза. Москва.

Источники:

1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1965. - 912 с. с илл., 5 л. илл.

2. Классификация по официальному изданию Министерства народного просвещения: Начальное народное образование в России, 1900−1905.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: