Упражнения для развития умений ориентироваться в условиях общения

 

1. Прочитайте тексты поздравительной открытки.

                   а). Дорогая мамочка!

           Поздравляю тебя с Днем рождения!

Желаю тебе здоровья. Обещаю хорошо учиться, всегда радовать тебя.

                                                                         Твоя дочь Алена.

                б).      Мама!

Желаю тебе всего наилучшего. Поздравляю тебя с праздником.

                                                                                    Инна.

- Какое поздравление вам понравилось больше? Почему?

- Какие ошибки допустила Инна?

- Составьте текст поздравления друга, бабушки, учителя. Варианты праздников: Новый год, Женский день, Рождество, Пасха.

 

2. Прочитайте текст. Подберите заголовок. К выделенным словам подберите такие противоположные по смыслу, чтобы хмурая картина осенней природы изменилась на веселую, солнечную. Дайте новому тексту соответствующее название.

 

Тяжелые, черные тучи плыли по небу. Сердитый ветер качал ветки деревьев. Желтые листья грустно трепетали от ветра. Пришла холодная дождливая осень.

 

3. Прочитайте текст.

      

                            Полакомилась

Забралась мышка в сарай. Увидела она рассыпанное зерно. Подбежала мышка к нему. А ловушка цап мышку за лапку!

 

Прочитайте предложения и назовите то, которое подходит по смыслу к содержанию текста:

Построили новый сарай. Мышка была голодна.

Подумайте, где надо вставить это предложение. Прочитайте дополненный текст.

 

4. Прочитайте текст.

 

Котенок захотел поймать птичку. Он притаился на ветке возле кормушки. Это заметил воробей. Птичка смело бросилась на разбойника. Котенок свалился на землю.

 

Какое заглавие больше подходит к тексту: «Котенок», «Неудачная охота», «Охота». Докажите, что вы правы. Поставьте вопросы к тексту.

5. Прочитайте. Изменив по одному слову в данных предложениях, составьте описание осеннего наряда дерева и кустарника.

 

Листья на березе зеленые.

Кисти зеленых ягод  висят на калине.

 

Вариант: Изменив по одному слову в данных предложениях о признаках осени, составьте новые о признаках зимы.

 

Деревья стоят в разноцветном убранстве.

Земля покрыта пестрым ковром.

6. Дополнив незаконченные предложения, составьте описание котенка:

 

У нас живет котенок Дымок. Шерсть у Дымка …, ушки …, а глазки ….

 

7. Догадайтесь, какие слова пропущены в следующем тексте.

 

                         Птицы зимой

Трудно … добывать зимой корм. Попрятались … букашки и червяки. Вот и жмутся … к жилью человека.

 

Докажите, что вы правильно вставили слова.

 

8. Составьте текст по данному заглавию и концовке.

 

                             Почему часы тикают?

… Пришлось папе сдавать часы в ремонт. А маленькому Алеше здорово попало.

 

9. Прочитайте начало и концовку текста.

 

                               Друзья

Однажды Юра возвращался из школы. Вдруг у забора он увидел щенка …

… Теперь у Юры есть самый лучший друг.

 

Подумайте, о чем еще необходимо написать. Дополните текст нужными предложениями.

 

10. Составьте и запишите два предложения с данными словами. Свяжите их между собой по смыслу: 1). пешеходный переход; 2). Зеленый свет светофора. На какую тему составлены предложения?

 

11. Прочитайте. Подумайте, какая основная мысль текста?

 

                    Грустный рассказ

В начале лета мальчик с отцом отдыхали в Крыму. В горах они поймали черепаху. Вскоре южную жительницу привезли в Москву.

Черепаха оказалась почти ручная. Она с удовольствием ела салат, капусту, разную траву.

В конце августа черепаха пропала. Ее долго искали. Лишь на следующий год случайно нашли ее панцирь. Возле трубы, по которой идет тепло, она раскапывала землю и забивалась в ямку.

                                               (По С. Баруздину)

Дополните текст 2-3 предложениями в соответствии с  заглавием.

 

12. Дополните незаконченные предложения несколькими подходящими по смыслу словами:

 

Лесная тропинка … … ….

На опушке леса    … … ….

13. Дополните незаконченные предложения начальными нужными словами:

… … … много грибов.

… … … мало цветущих растений.

14. Прочитайте предложение:

 

Плохие те люди, которые в опасности от товарищей убегают.

Составьте текст, в котором данное предложение выражало бы основную мысль.

 

15. Прочитайте начало и концовку текста.

 

                            Бобренок

Спасаясь в половодье, маленький бобренок выбился из сил. Он стал тонуть.

… Бобренок со всех сторон подгрыз ножку стола. За ночь вода спала. Бобренка в мешке поскорее отнесли к реке.

 

- Подумайте, о чем должно сообщаться в основной части текста. Дополните текст необходимыми предложениями.

 

16. Прочитайте концовку текста. Подумайте, что и почему могло случиться с Таней. Составьте  текст. Озаглавьте его.

 

Не послушалась Таня маминого наказа. Теперь девочке надо пить горькое лекарство.

17. прочитайте текст. Какое предложение является зачином текста? Какая тема основной части? Спишите основную часть.

 

Реки,  озера, океаны люди часто называли по какому-либо признаку. Есть на земном шаре Тихий океан. Так назвал его Колумб. В дни, когда он плыл, океан был спокойным, тихим.

В тени больших деревьев течет Черная река. Вода в ней кажется всегда темной, даже черной. А в озере Светлом - ровное и песчаное дно. Его видно через прозрачную, светлую воду.

- Почему слова тихий, светлый, черный в одних случаях написаны с большой буквы, а в других - с маленькой?

 

18. Прочитайте текст. Определите его тему и цели. Какое предложение не соответствует теме и цели высказывания? Придумай заголовок.

 

Какой нарядный стоит лес в своем осеннем убранстве. Дремлют деревья под последними лучами солнца. Вот краснолистый стройный клен нежно шепчет. Возле большого пня огнем пылает рябина. В пышные наряды оделись богатыри-дубы. На полях, в садах, в огородах собирают урожай.

19. Прочитайте текст. Исправьте ошибки, связанные с неоправданным повторением одного и того же слова.

 

Дивные изменения происходят в лесу. Вот, например, тихо-тихо в сосновом лесу. Вдруг слышно - падает веточка. Лежит веточка на земле нежная и тонкая. Потом с тихим шелестом опустились еще веточка. Ветра нет, а веточки падают  и падают. Это - веткопад. Так начинается листопад у осины. На дереве ни единого полома, как бы эту веточку взяли и просто сняли.                                         (За О. Константиновым)

 

20. Прочитайте текст и план к нему. Исправьте ошибки, которые есть в предложенном плане. Докажите, что это - научное описание.

 

Лещ живет в речках, озерах, водохранилищах. Держится на глубине с глинистым дном.

Длина его тела 50-75 сантиметров, масса около шести килограммов.

Тело высокое, сплюснутое по бокам. Голова маленькая. Спина темно-коричневая или сероватая. Бока золотисто-коричневые. Плавники серые с черной каймой.

Взрослые рыбы питаются личинками, насекомыми, червяками, рачками, мелкими моллюсками.

                                  План

1. Где водится лещ?

2. Чем питается?

3. Какого он цвета?

4. Какова длина его тела, масса?

21. Прочитайте. Какие ошибки есть в тексте? Отредактируйте текст и запишите.

 

                                    Мак

В поле расцвели большие красные маки. Поле стало похожим на большой чудесный ковер. Они похожи на большое пламя. Это расцвели полевые маки.

      

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: