Стадии политического процесса

Тема «Политический процесс».

Процесс - с лат. «processus» - «продвижение»

Политический процесс – совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих функций в сфере власти.

Политический процесс - цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики.

 

В современной политической науке политический процесс иногда отождествляется с понятием политики в целом (Р.Доуз), результатами функционирования политической системы (Т.Парсонс), соперничество групп за статусы и ресурсы власти (Р.Дарендорф). Для понимания видов, функций, целей и задач политического процесса следует ознакомится с его структурой.

 

Структура политического процесса

Субъекты – участники политического процесса.

· Инициаторы (те, кто заявляет проблему).

· Исполнители (те, кто способен обеспечить последовательное решение проблемы: властные институты; должностные лица; назначенные для этих целей люди из неправительственных организаций)

Объект (цель) - политическая проблема, результат, который достигается как цель процесса

Ресурсы (средства) - то, с помощью чего осуществляется политический процесс

 

ПРИМЕР: Президент РФ подписал указ о военном призыве в период с 1 октября по 31декабря (осенний призыв в армию). Президент РФ в данном примере субъект политического процесса. Призыв в армию — это объект политического процесса. Подписанный указ – средство политического процесса.

 

 

Классификация политических процессов

Основа классификации Виды политического процесса Пример

Масштабь

1.Внутриполитический процесс. Реализация политической власти внутри страны. 44-й Президент США Барак Обама подписал указ об ассигнованиях на оборонные нужды страны.
2.Внешнеполитический (международный) процесс. Реализация политической власти на международной арене. 16 июня 2009 года в Екатеринбурге состоялся первый саммит организации БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай + ЮАР с 2010 года).

Легальность политического процесса.

1. Эволюционный легальности процесс. Процесс в политического рамках действующей процесса. политической системы. Отличается легитимностью органов государственной власти (субъектов политического процесса). Государственная Дума в третьем чтении приняла федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», который был одобрен Советом Федерации в соответствии с действующим законодательством.
2. Революционный процесс. Могут использоваться немирные средства достижения результата политического процесса (в частности, насилие). Революционные преобразования стараются произвести в короткие сроки. В феврале 1917 года в России в ходе массовых антиправительственных выступлений Петроградских рабочих и солдат насильственным образом было свергнуто российское самодержавие и создано Временного правительства.

Публичности/ непубличность принятия политических решений.

1. Открытый процесс. Характерен для демократического режима: мнения и интересы граждан учитываются посредством выборов и референдумов. 26 марта 2000 года в России прошли выборы Президента Российской Федерации.
2. Скрытый (теневой) процесс. Характерен для недемократического режима: население не может легально влиять на принятие государственных решений. В 1918-1923 годах на территории Советской России действовали революционные трибуналы, которые могли применять смертную казнь без должных следственных действий и рассмотрению дела, по существу.  

Значимость

для общества

1.Общий процесс Политические процессы, связанные с принятием ключевых политических решений и характеризующиеся разнообразием способов политического участия граждан В 1985 году в СССР началась «перестройка», сопровождавшаяся развитием «гласности» и «демократизации» общества.
2. Частный (базовый и периферийный) процесс Характеризуются менее существенными изменениями, не оказывающими существенного влияния на доминирующие формы и способы отправления власти. Кандидат в Президенты США Хиллари Клинтон после утечки электронных писем, в которых она обсуждала политические вопросы, потеряла часть электората.

Способ достижения цели

1. Консенсусный процесс. Сотрудничество Согласование позиций привело к подписанию соглашения, по которому государство А отсрочило долг за импорт газа, а государство Б не стало препятствовать транзиту газа и решило изыскать внутренние резервы на погашение долга в течение 6 месяцев.
2. Конфликтный процесс Соперничество "Нафтогаз" в июле 2018 года подал иск против "Газпрома" в Стокгольмский арбитраж с требованием пересмотра тарифов на транзит газа.

Политический процесс невозможно понять, если рассматривать лишь то, как принимаются решения. Ведь политика - это не только принятие каких-либо решений в отдельных областях, здесь важны и виды, типы решений. Начать с того, например, что всегда есть «решение о необходимости принять решение», то есть понимание того, что в какой-то области есть проблемы и их нужно решать, ощущение того, что «надо что-то делать». Затем процесс идет дальше - к вопросам о том, что именно должно быть сделано, как это должно быть сделано и когда. Но дело этим не ограничивается. Даже после того как «все сделано», и все решения проведены в жизнь, возникают новые проблемы, и требуются новые решения. Возникают вопросы, соответствуют ли полученные результаты первоначальным намерениям и как все это можно улучшить в будущем.

 

Стадии политического процесса

 

1.Формирование политических приоритетов

2. Формирование актуальных проблем

3. Принятие политических решений

4. Реализация принятых решений

5.Оценка эффективности проведенных мероприятий

 

Стадия и ее сущность Пример проявления
1.Формирование политических приоритетов. Посредством инсайдеров официальных институтов политическая элита выявляет актуальные потребности широких слоев населения (общественные потребности). После грузино-южно-осетинского конфликта 2008 года политическому руководству РФ стали понятны основные проблемы в Вооруженных силах РФ.
2.Формирование актуальных проблем. Эта стадия реализуется политиками разного уровня, а также с помощью СМИ. Были выдвинуты следующие проблемы: слабая материально-техническая база вооружённых сил, низкий уровень военного образования, низкий уровень заработных плат. внедрение передового вооружения.
3. Принятие политических решений. После актуализации проблемы начинает действовать механизм поиска оптимальных и эффективных решений проблемы. Далее эти механизмы оформляются в конкретные политические решения в виде нормативно-правовых актов. Реформа Вооружённых сил РФ проводится в три этапа: 1) 2008 — 2011 тт. Оптимизация численности, оптимизация управления, реформа военного образования. 2) 2011 т. — настоящее время, Повышение денежного довольствия (на сегодняшний день увеличено в 2,5-3 раза в сравнении с 2008 годом), обеспечение жильём, повышение квалификации военнослужащих- 3) До 2020 года. Полное реформирование ВСРФ по новому государственному стандарту (переукомплектование новыми видами вооружений).
4. Реализация  принятых решений. В реальной жизни трудно провести грань между принятием политического решения и его реализацией. Активизируется механизм реализации принятых решений на местах посредством органов исполнительной власти разного уровня. С 6 ноября 2012 года Министром обороны РФ является Сергей Шойгу, на которого возложена функция реализации проводимой реформы Вооружённых сил РФ.
5. Оценка эффективности принятых решений. Осуществляется через СМИ, аналитические центры, независимые фонды, группы давления и проч. Антитеррористическая операция в Сирии, в которой принимали участие ВСРФ, показали высокую эффективность проводимой реформы армии.

 

Инсайдер (от англ. inside внутри) — член какой-либо группы людей, имеющей доступ к информации, недоступной широкой публике.

Политическое решение — результат преобразования политической воли субъекта в конкретную модель его будущих действий.

В зависимости от успешности реализации стадий процесса политики, политический процесс может существовать в разных режимах. Режим существования политического процесса определяется множеством факторов: уровень компетенции политической элиты, стадия экономического цикла, состояние войны и проч.

Режимы существования политического процесса.

Режим существования и его сущность Пример проявления
1. Режим функционирования Политическая система воспроизводит сложившиеся отношения между политической элитой и населением страны. Эпоха правления Л.И.Брежнева в СССР, которая характеризовалась стагнацией в экономике и отсутствием политических реформ. Для характеристики эпохи правления Л.И. Брежнева часто используют пропагандистское клише «Эпоха застоя».
2. Режим развития. Политический процесс проходит полностью все стадии с последующим качественным изменением: применяются методы управления, отвечающие происходящим переменам как внутри общества, так и на международной арене. После «нефтяного шока» 1973 год в США начался нефтяной кризис, продолжавшийся 2 года. Для уменьшения возможных негативных последствий в будущем в США был создан Стратегический нефтяной резерв, а также стали активно развиваться отрасли ресурсосберегающих технологий.
3.Режим упадка. Политическая система распадается, политические решения не исполняются, уровень легитимности политической элиты падает, доверие населения утрачивается. Могут начаться революционные процессы. В 1991 году, по словам В.В. Путина, произошла «крупнейшая геополитическая катастрофа XX века» - распад СССР.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: