Различия между течением и направлением на примере французского романтизма

Французская литература XIX века — это богатая литература. По богатст­ву, разнообразию, плодовитости всего того, что происходило во французской литературе этого века, с ней может спорить только русская. Французская литература XIX века очень бо­гата была течениями, всякого рода новаторством, которое и по сей день сохраняет для всего мира живое значение.

Во Франции романтизм утвердился довольно поздно, к началу 1820-х. Здесь были сильны традиции классицизма, и новому направлению пришлось преодолевать сильное противодействие. Хотя романтизм и принято сопоставлять с развитием антипросветительского движения, тем не менее он сам связан и с наследием Просвещения, и с предшествующими ему художественными направлениями. Так лирический интимно-психологический роман и повесть Атала (1801) и Рене (1802) Шатобриана, Дельфина (1802) и Коринна, или Италия (1807) Ж.Сталь, Оберман (1804) Э.П.Сенанкура, Адольф (1815) Б.Констана – оказали большое влияние на формирование французского романтизма. Жанр романа получает дальнейшее развитие: психологический (Мюссе), исторический (Виньи, раннее творчество Бальзака, П.Мериме), социальный (Гюго, Жорж Санд, Э.Сю). Романтическая критика представлена трактатами Сталь, теоретическими выступлениями Гюго, этюдами и статьями Сент-Бёва, родоначальника биографического метода. Здесь же, во Франции, блестящего расцвета достигает поэзия (Ламартин, Гюго, Виньи, Мюссе, Ш.О.Сент-Бёв, М.Деборд-Вальмор). Появляется романтическая драма (А.Дюма-отец, Гюго, Виньи, Мюссе).

Как мы знаем, в теории литературы достаточно употребительны термины «направление», «течение», «движение» и т.п. Говоря о французском романтизме (и вообще о любых литературных направлениях) важно уметь разграничивать эти понятия.

Итак, направление и течение - литературные понятия, обозначающие совокупность фундаментальных духовно-содержательных и эстетических принципов, характерных для творчества многих писателей, ряда группировок и школ, а также обусловленные этими важнейшими принципами совпадения и соответствия программно-творческих установок, тематики, жанров и стиля. В борьбе и смене направления и течения наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Трактовка и применение этих терминов различны. Порой они употребляются как синонимы, подчас течение отождествляется с литературной школой или группировкой, а направление - с художественным методом или стилем.

В соответствии с наиболее распространенной точкой зрения понятие «Направление» фиксирует общность глубинных духовно-эстетических основ художественного содержания, обусловленную единством культурно-художественных традиций, однотипностью миропонимания писателей и стоящих перед ними жизненных проблем, а в конечном счете - сходством эпохальной социально- и культурно-исторической ситуации. Но само миропонимание, идеологические и художественные концепции, идеалы писателей, принадлежащих к одному направлению, может быть различным.

Так, в основе романтического миропонимания лежит глубокое разочарование в просветительских идеалах, в современной действительности, в перспективах общественного прогресса и, с другой стороны, всезахватывающая жажда совершенства, страстное стремление к идеалам всеобщим, абсолютным, «бесконечным». Однако конкретное содержание и «разлада», и «мечты» было у писателей-романтиков неодинаковым: одни жаждали кардинального переустройства общественной жизни (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ж. Санд, А. Мицкевич, Ш. Петёфи), другие искали спасения в религии (Ф. Р. Шатобриан, А. Ламартин, В. А. Жуковский), искусстве (иенские романтики, Э. Т. А. Гофман), в слиянии с природой, в возврате к народной старине (У. Вордсворт, гейдельбергские романтики).

В этом отношении направления отличаются от литературных группировок и школ, предполагающих непосредственную идейно-художественную близость и программно-эстетическое единство их участников (например,  группа «Парнас» во Франции), а также от течений как разновидностей направления

В европейских литературах направления возникают лишь в новое время, когда художественная литература обретает относительную самостоятельность в качестве «искусства слова», обособляясь от других, нехудожественных литературных жанров. В литературу властно входит личностное начало, становится возможным выражение точки зрения автора, и художник получает возможность выбора той или иной жизненной и творческой позиции. Большинство ученых склонно считать основной единицей членения литературного процесса Н. и связанный с ним «большой» стиль.

Литературное направление возникает тогда, когда группа писателей той или иной страны и эпохи объединяется на основе какой-то определенной творческой программы и создает свои произведения, ориентируясь на ее положения. Это способствует большей творческой организованности и законченности их произведений. Но не программные принципы, которые провозглашает какая-то группа писателей, определяют особенности их творчества, а наоборот, — идейно-художественная общность творчества объединяет писателей и вдохновляет их на осознание и провозглашение соответствующих программных принципов.

Но развитие национальных литератур — явление более сложное. Творческие программы литературных направлений заключают в себе лишь теорию «литературных приемов и художественной техники». Наоборот, на первый план в них обычно выдвигаются такие положения, которые относятся к содержанию творчества.

Сами названия литературных направлений, сменявших друг друга после классицизма, это показывают. В программах направлений «сентиментализма» и «романтизма», очевидно на первый план выдвигались свойства пафоса произведений, в программах «натурализма» и «реализма» — свойства художественного отражения жизни.

Тот факт, что с середины XVII в. в национальных литературах cтaли возникать и развиваться различные направления не означает, что все писатели обязательно принадлежали к тому или другому из них. Были и такие писатели, которые не возвышались до программирования своего творчества, не создавали литературных теорий, и их творчеству, значит, нельзя присваивать обозначений, вытекающих из каких-либо программных положений.

Литературоведы часто употребляют, иногда как синонимы, термины «направление» и «течение». Целесообразно было бы, видимо, сохранить термин «литературное направление» только для обозначения творчества тех групп писателей той или иной страны и эпохи, каждая из которых объединена признанием единой литературной программы, а творчество тех групп писателей, которые обладают только идейно-художественной общностью, называть литературным течением.

Различие между литературными направлениями и течениями не состоит только в том, что представители первых, обладая идейно-художественной общностью творчества, создавали творческую программу, а представители вторых не могли ее создать? Литературный процесс — явление более сложное. Очень часто бывает так, что творчество группы писателей определенной страны и эпохи, создавшей и провозгласившей единую творческую программу, обладает, однако, лишь относительной и односторонней творческой общностью, что писатели эти, по существу, принадлежат не к одному, а к двум (иногда и более) литературным течениям. Поэтому, признавая одну творческую программу, они по-разному понимают ее положения и по-разному применяют их в своих произведениях. Бывают, иначе говоря, литературные направления, объединяющие в себе творчество писателей разных течений. Иногда писатели разных, но чем-то идейно близких друг другу течений программно объединяются и процессе своей общей идейно-художественной полемики с писателями других течений, идейно резко враждебных им.

Романтизм получил распространение и в других европейских странах. А развитие романтизма в США связано с утверждением национальной независимости. Для американского романтизма характерна большая близость традициям просветительства, особенно у ранних романтиков (У.Ирвинг, Купер, У.К.Брайант), оптимистические иллюзии в ожидании будущего Америки. Большая усложненность и многозначность характерны для зрелого американского романтизма: Э.По, Хоторн, Г.У.Лонгфелло, Г.Мелвилл и др. В особое течение тут выделяется трансцендентализм – Р.У.Эмерсон, Г.Торо, Хоторн, которые воспевали культ природы и простой жизни, отвергали урбанизацию и индустриализацию.

Источники:

1. Жирмунский В. М., Сравнит. лит-ведение. Восток и Запад, Л., 1979.

2. Поспелов Г.Н., Литературные течения и направления. Теория литературы.М. Издательство «Высшая школа»,1978.

3. Кожевникова В.М., Николаева П.А., Литературный энциклопедический словарь, 1987.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: