Законспектировать в тетрадь, выделенное красным.
Поскольку основу всего живого составляют генетические структуры, то и вирусы классифицируют сейчас по характеристике их наследственного вещества – нуклеиновых кислот.
Все вирусы подразделяют на две большие группы: ДНК-содержащие вирусы (дезоксивирусы) и РНК-содержащие вирусы (рибовирусы). Затем каждую из этих групп подразделяют на вирусы с двухнитчатой и однонитчатой нуклеиновыми кислотами. Следующий критерий – тип симметрии вирионов (зависит от способа укладки капсомеров), наличие или отсутствие внешних оболочек.
Вирусы – это особое царство ультрамикроскопических размеров организмов, обладающих только одним типом нуклеиновых кислот, лишенных собственных систем синтеза белка и мобилизации энергии и являющихся, поэтому абсолютными внутриклеточными паразитами.
Функционирование вирусов
Вирусы вносят в клетку свою генетическую информацию, и клетка начинает производить подобные вирусы.
Вирусы, благодаря мутированию и способности быстро размножаться внутри клеток, становятся устойчивыми к действию лекарств, и это обстоятельство затрудняет лечение таких вирусных заболеваний, как грипп, гепатит и др.
|
|
Роль вирусов: Негативная роль
- Вызывают заболевания растений, животных и человека.
- Используются как биологическое оружие.
Позитивная роль
- Регулируют численность живых организмов в биосфере.
- Являются объектом нано – биотехнологий.
- Заболевания человека, вызванные вирусами.
Основными путями передачи вирусной инфекции являются:
Пищевой путь, при котором вирус попадает в организм человека с загрязненными продуктами питания и водой (вирусный гепатит А, Е и др.)
Парентеральный (или через кровь), при котором вирус попадает непосредственно в кровь или внутреннюю среду человека. Главным образом это происходит при манипуляции зараженными хирургическими инструментами или шприцами, при незащищенном половом контакте, а также трансплацентарно от матери к ребенку. Таким путем передаются хрупкие вирусы, быстро разрушающиеся в окружающей среде (вирус гепатита В, ВИЧ, вирус бешенства)
Дыхательный путь, для которого свойственен воздушно-капельный механизм передачи, при котором вирус попадает в организм человека вместе с вдыхаемым воздухом, который содержит частицы мокроты и слизи выброшенных больным человеком или животным. Это наиболее опасный путь передачи, так как с воздухом вирус может переноситься на значительные расстояния и вызывать целые эпидемии. Так передаются вирусы гриппа, парагриппа, свинки, ветряной оспы.
Меры профилактики:
- Соблюдение здорового образа жизни.
- Меры по повышению иммунитета.
- Повышение санитарной культуры населения.
- Своевременное выявление и лечение больных.
- Ношение марлевых повязок при контакте с больными.
- Соблюдение санитарно-гигиенических правил.
- Вакцинация населения.
|
|
Домашнее задание: прочитать лекцию и законспектировать