Задание для группы 5-18 на 8 апреля

Задание для группы 1-19 на 8 апреля

Тема урока: «Значение генетики».

1.Использую интернет-ресурсы, составьте конспект по плану:

- Значение генетики для медицины.

- Значение генетики для селекции.

- Значение генетики для промышленности.

Задание для группы 1-18  на 8 апреля

Тема урока «Искусственные сообщества».

 

ссылка на учебник:

Https://newgdz.com/fullpage/?xZ5imoMyJFGiec/304/uchebniki-10-11-klass/11646-chitat-biologiia-10-11-klass-kamenskii-onlain

1.Прочитать текст учебника §81  с.320-323.

2.Используя текст учебника, сформулируйте определения: искусственная экосистема, агробиоценоз.

3.Ответьте на вопросы с.323 № 4, 5, 6, 7.

Задание для группы 2-18 на 8 апреля

Тема урока: «Сукцессии».

 

1.Прочитать текст и выписать определения: сукцессия, сукцессионная серия,

климаксные сообщества.

2. Ответьте на вопросы:

- Какова общая стратегия развития экосистем?

- Назовите и охарактеризуйте 2 вида экологических сукцессий?

- Какие организмы называют пионерами и в чем их главная задача?

- Что такое гетеротрофная и автотрофная сукцессия?

 

Экосистемы не являются статичными образованиями. Любой биоценоз постоянно изменяется и развивается под действием различных факторов – внешних и внутренних.

Процессы последовательной смены биоценозов во времени называют сукцессией (от лат. successio – последовательность, преемственность). Смена биоценозов, связанная с вымиранием видов в ходе биологической эволюции и замещением их другими видами, называется эволюционной сукцессией. Она происходит в длительные, эволюционно значимые промежутки времени. Смены биоценозов, не связанные с эволюцией видов и идущие в короткие промежутки времени, называют экологическими сукцессиями.

Цепи сменяющих друг друга биоценозов носят название сукцессионных серий. Общая стратегия развития экосистем сходна с общей стратегией эволюции живого: снижение неупорядоченности (энтропии); усиление контроля над физической средой; приобретение максимальной устойчивости к ее изменениям; защищенность экосистем от внешних воздействий. Каждый последующий биоценоз в сукцессионном ряду является более совершенным в плане упорядоченности, устойчивости и эффективности усвоения ресурсов среды, чем предшествующий.

Наиболее совершенные биоценозы, способные устойчиво существовать в течение длительного времени, называют климаксными сообществами (от лат. climax – покой).

Различают два вида экологических сукцессий:

– первичные сукцессии – процессы развития и смены биоценозов на первично свободных субстратах – не заселенных ранее участках;

– вторичные сукцессии – восстановление экосистем, ранее уже существовавших на данном участке.

Первичные сукцессии происходят на субстрате, изначально не содержащем органического вещества: голой скале, застывшем лавовом потоке, вулканических островах, песчаной дюне, месте отступившего ледника и др. Первые поселяющиеся там организмы называются пионерами (от лат. pioneer – первый), их главной задачей является образование почвы. Пионерами обычно являются бактерии, лишайники, водоросли, мхи, споры и частицы которых приносятся ветром. Поскольку у них нет корней, в почве они не нуждаются. Под действием солнца, ветра, воды и выделяемых пионерами органических кислот скала разрушается и образуется минеральная пыль. При ее смешении с отмирающими остатками растений образуется почва. В почвообразовании участвуют вселившиеся грибы и животные: простейшие, черви, членистоногие. Образованная ими почва уже является субстратом, на котором могут расти сосудистые растения, имеющие корни.

Таким образом, деятельность первых колонистов создает основу для внедрения в формирующуюся экосистему новых видов. Смена растений приводит к смене питающихся ими животных. На каждой следующей стадии сукцессии видовое богатство биоценоза возрастает, но на определенном этапе между видами начинается конкуренция и на самых поздних стадиях сукцессии число видов, как правило, снижается.

Итоговые стадии сукцессии – климаксные сообщества – отличаются значительной биомассой организмов, высоким видовым разнообразием, обилием и сложностью пищевых цепей. Это позволяет экосистемам использовать ресурсы среды наиболее полно и эффективно и придает им устойчивость к стрессовым воздействиям.

Вторичные сукцессии - идут на субстратах, с которых были удалены ранее существовавшие на них сообщества. Вторичные сукцессии направлены на восстановление повреждений экосистем как от естественных причин – пожаров, ураганов и др., так и от действий человека — вырубки лесов, прокладки дорог, распашки полей и т. д.

Вторичные сукцессии идут намного быстрее, чем первичные, так как в субстрате уже имеются готовые органические вещества — почва. Сукцессия на субстрате, уже содержащем органическое вещество, называется гетеротрофной. Но если при пожаре вся органика выгорела полностью, сукцессия идет по типу первичной и носит название автотрофной.

 

Задание для группы 5-18  на 8 апреля

Тема урока: «Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах».

1.Прочитать текст и выписать определения: круговорот веществ, поток энергии.

2.Зарисовать схему «Поток энергии и круговорот веществ в экосистеме».

3.Ответьте на вопросы:

- Напишите основные закономерности перехода энер­гии с одного трофического уровня на другой вместе с по­требляемой пищей?

- Что является основным каналом переноса энергии в экосистеме?

- Как называется закономерность перехода всего 10% энергии,  употребленной в пищу, с одного трофического уровня на другой?

 

Вне зависимости от величины и степени сложности эко­системы являются открытыми системами и в большей или меньшей степени требуют постоянного притока энергии и различных веществ. В процессе жизнедеятельности орга­низмов происходит постоянный приток энергии и кругово­рот веществ, причем каждый вид использует лишь часть со­держащейся в органических веществах энергии. Происхо­дит этот процесс через цепи питания (трофические уровни), представляющие собой последовательность видов, извлека­ющих органические вещества и энергию из исходного пище­вого вещества; при этом каждое предыдущее звено стано­вится пищей для следующего (рис. 1).

Круговорот веществ — это перемещение вещества в форме химических элементов и их соединений от проду­центов к редуцентам, через консументы или без них и опять к продуцентам.

                

Рис. 1. Поток энергии и круговорот веществ в экосистеме

Итак, органическое вещество, образованное растениями, переходит в тело животных, а затем при участии бактерий вновь превращается в неорганические вещества, усваивае­мые растениями. Таким образом, в экосистеме осуществля­ется круговорот веществ.

Поток энергии — переход энергии в виде химических свя­зей органических соединений (пищи) по цепям питания от одного трофического уровня к другому (более высокому ).

Солнце является единственным источником энер­гии на Земле. Оно обеспечивает постоянный, непрерывный, незамкнутый приток энергии на Землю. В отличие от ве­ществ, которые циркулируют по звеньям экосистемы и вхо­дят в круговорот, используясь многократно, энергия может быть использована только один раз.

Для понимания процессов потока энергии в экосистемах важно знать законы термодинамики. Первый закон термо­динамики гласит, что энергия не может создаваться заново и не исчезает, а только переходит из одной формы в другую. Поэтому энергия в экосистеме не может появиться сама со­бой, а поступает в нее извне — от Солнца.

Второй закон термодинамики гласит, что процессы, свя­занные с превращениями энергии, могут протекать само произвольно лишь при условии, что энергия переходит из концентрированной формы в рассеянную. В соответствии с этим законом растениями используется лишь часть посту­пающей в экосистему солнечной энергии. Остальная энер­гия рассеивается и переходит в тепловую, которая расходу­ется на нагревание среды экосистемы. Небольшая часть сол­нечной энергии, поглощенная растением, расходуется на продукционный процесс, т. е. образование биомассы. Далее, переходя на следующие трофические уровни, вместе с пи­щей в виде химических связей, энергия также рассеивается и уменьшается в количестве, пока полностью не рассеется.

Пищевая цепь — основной канал переноса энергии в экосистеме. Растения являются первичными поставщика­ми энергии для всех других организмов в цепях питания. Существуют определенные закономерности перехода энер­гии с одного трофического уровня на другой вместе с по­требляемой пищей.

Во-первых, основная часть энергии, усвоенная консументом с пищей, расходуется на его жиз­необеспечение (движение, поддержание температуры и т.п.). Эту часть энергии рассматривают как траты на дыха­ние.

Во-вторых, часть энергии переходит в тело организма потребителя «в запас».

В-третьих, некоторая доля пищи не усваивается организмом, следовательно, из нее не вы­свобождается энергия. В последующем она высвобождает­ся из экскрементов, но другими организмами (деструкто­рами), которые потребляют их в пищу. Выделение энергии с экскрементами у хищников невелико, у травоядных оно более значительно. Например, гусеницы некоторых насе­комых, питающиеся растениями, выделяют с экскремен­тами до 70% энергии.

В каждом звене пищевой цепи большая часть энергии расходуется в виде тепла, теряется, что ограничивает число звеньев. В среднем, максимальные траты на дыхание в сум­ме с неусвоенной пищей составляют около 90% от потреб­ленной. Поэтому переход энергии с одного трофического уровня на другой составляет всего около 10% энергии, употребленной в пищу. Нетрудно подсчитать, что энергия, доходящая до 5 уровня, составляет всего 0,01% энергии, поглощенной продуцентами. Эта закономерность называет­ся «правилом десяти процентов». Она показывает, что цепь питания имеет ограниченное число звеньев, обычно не бо­лее 4—5. Пройдя через них, практически вся энергия оказывается рассеянной. Поэтому необходим постоянный при­ток энергии, чтобы экосистема могла существовать.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: