Морально-психологического обеспечения войск

Успех в современной войне будет зависеть не только от умения личного состава мастерски владеть техникой и оружием, психологического настроя на безусловное выполнение боевых задач, но и от создания благоприятных социальных условий деятельности военнослужащих, удовлетворения их объективных социальных потребностей. В этой связи в боевой обстановке еще больше, по сравнению с мирными условиями, возрастает значение военно-социальной работы как важнейшего средства поддержания и дальнейшего укрепления морально-психологической стойкости воинов.

 

 1. Цели и задачи военно-социальной работы в боевой обстановке

 

Социальная работа в Вооруженных Силах является важнейшим компонентом МПО. Она призвана обеспечить социально-правовой режим деятельности Вооруженных Сил, предусмотренный Конституцией, законодательством Российской Федерации, активно содействовать подготовке и воспитанию не только высокопрофессиональных защитников Родины, но и граждан России, сознательных защитников ее от внешнего врага.

Военно-социальная работа распространяется на все стороны жизнедеятельности военнослужащего, как равноправного члена гражданского общества, в целях реализации его социально-правовых потребностей, норм, прав и гарантий. Она осуществляется как в мирное время, так и в боевых условиях, изменяется и уточняется с учетом военно-политической, оперативно-стратегической и морально-психологической обстановки.

В боевой обстановке военно-социальную работу можно охарактеризовать как систему правовых, политических, экономических, воспитательных, социальных и других мероприятий, проводимых в целях создания социально-правовых условий, способствующих формированию у личного состава высоких морально-психологических качеств, готовности выполнить стоящие перед частью, кораблем боевые задачи.

Военно-социальная работа в боевой обстановке организуется на основе законодательства Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и директив министра обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, указаний и рекомендаций Главного управления воспитательной работы, а также приказов непосредственных командиров и начальников.

Как и другие компоненты морально-психологического обеспечения, военно-социальная работа имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами. Военно-социальная работа как в мирное время, так и в боевой обстановке представляет собой целостную систему. Ее структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов. Это - субъект, содержание, управление, объект и связующие их в единое целое средства, функции и цели. (См. рис.2)

Схематически структуру можно изобразить следующим образом.

 


Рис. 2. Структура военно-социальной работы.

 

Последовательность перечисления элементов на данной схеме не случайна: военно-социальная работа как деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект, стоящий в конце перечисления, является главным фактором, определяющим суть и характер деятельности. Поэтому и характеристику военно-социальной работы правомерно начинать с объекта.

В боевой обстановке можно рассматривать несколько групп объектов социальной работы. Сюда относятся офицеры, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие службу по призыву и контракту, гражданский персонал и семьи военнослужащих, а также ветераны войн, Вооруженных Сил, льготные категории (афганцы, чернобыльцы и др.).

Объектами военно-социальной работы являются также воинские коллективы: отделения, экипажи, расчеты, взводы, роты, батальоны и др.

В деятельности офицера по военно-социальной работе и профилактике правонарушений объектами могут быть гражданское население, проживающее в районе дислоцирования и ведения боевых действий частями и подразделениями.

В период проведения боевых операций, а также оперативных пауз объектами военно-социальной работы будут раненые, контуженые, воен-нослужащие, получившие сверхдопустимые дозы облучения, нуждающиеся в снятии стрессовых состояний и восстановлении психического здоровья, а также личный состав деморализованных и дезорганизованных воинских подразделений, воины, которым необходима реадаптация.

В системе объектов военно-социальной работы в боевой обстановке могут быть военнопленные и население вероятного противника.

Каждой из этих категорий, тем более отдельным личностям, присущи определенные особенности, которые надо учитывать при подготовке и проведении боевых действий. Они отличаются друг от друга по характеру выполняемых боевых задач, боевому опыту, интеллектуальному и физическому развитию, психологическому и национальному складу и другим параметрам. Поэтому военно-социальная работа с перечисленными категориями военнослужащих планируется и проводится строго дифференцированно, на основе знаний и учета всех отличий.

Функции по созданию социальных условий, в которых личный состав и гражданский персонал могли бы эффективно реализовывать возложенные на них обязанности в боевых условиях, выполняют субъекты военно-социальной работы. К субъектам относятся военнослужащие и органы, которые проводят военно-социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику, это и различные благотворительные и общественные организации. Но главным субъектом военно-социальной работы в боевой обстановке являются командиры, штабы, органы военного управления, социальные структуры Вооруженных Сил, войсковая общественность (офицерские собрания, советы семей военнослужащих и др.), профсоюзные организации, органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, правоохранительные органы.

Содержание военно-социальной работы в боевой обстановке вытекает из ее функций. Функции военно-социальной работы - это отдельные, относительно самостоятельные, но тесно связанные виды деятельности в целях получения определенного результата в области поддержания жизнеобеспечения и деятельности личного состава. Функции военно-социальной работы в боевой обстановке имеют сложную интегральную природу. Существуют явные функции, т.е. совпадающие с целями и задачами социальной работы в боевой обстановке, и латентные (скрытые), обнаруживающие себя лишь в динамике боевых действий.

Различаются следующие функции:

- нравственно-гуманистическая - обозначает проявление гуманного отношения человека к человеку. В боевых условиях военно-социальная работа направляется прежде всего на тех военнослужащих, которые оказываются в более трудном положение, выполняют наиболее ответственные боевые задачи;

- информационно-коммуникативная - выявляет, собирает, обобщает и доводит до субъектов информацию о военнослужащих и их семьях, нуждающихся в социальной помощи, о фактах, требующих вмешательства командиров, штабов и органов воспитательных структур, создает банки данных о личном составе, лицах, нуждающихся в социальной помощи и поддержке;

- аналитико-прогностическая - изучает тенденции социального напряжения в ходе подготовки и ведения боевых действий, общественное мнение о состоянии социальной помощи и защиты военнослужащих, потребности в них, прогнозирует процессы социального развития в части, подразделениях в боевой обстановке;

- организационно-методическая - содействует созданию внештатных социальных служб, изучает инновационные формы социальной работы, обобщает и распространяет опыт их деятельности, систематизирует информационные материалы, законодательные и иные правовые акты, организует их оперативное доведение до личного состава;

- регуляционно-профилактическая - предусматривает и приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические, педагогические и другие механизмы предупреждения и преодоления негативных социальных явлений, регулирует психолого-социальное поведение личности в боевой обстановке;

- аффектно-коммуникативная - регулирует уровень эмоциональной напряженности в воинском коллективе, влияет на ситуацию в микросоциуме, способствует волевой регуляции поведения, самоконтролю, самообладанию личности военнослужащего в боевой обстановке;

- социоинтегральная - использует достижения различных областей военных и гуманитарных знаний в решении социальных проблем личного состава в период подготовки и ведения боевых действий, направляет усилия командиров, штабов, органов воспитательной работы на создание объективной, всесторонней и полной характеристики социальной помощи и защиты военнослужащих.

Конкретное содержание, формы и методы военно-социальной работы в боевых условиях определяются также целями и характером задач, условиями обстановки, уровнем социальной защиты военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, их социально-психологическим состоянием.

Все используемые средства, формы и методы военно-социальной работы должны не только подготовить сознание, психику и мораль, создать необходимое морально-психологическое состояние военнослужащих для решения боевых и учебно-боевых задач, но и обеспечить их социально-правовое положение и социально-психологическое самочувствие, достойное вооруженного защитника государства, гарантировать и защищать личные и гражданские права.

Цель военно-социальной работы в боевой обстановке - создание необходимых социальных условий для успешной деятельности войск (сил) при подготовке и ведении операций (боевых действий).

Как свидетельствуют анализ современной практики органов военного управления и воспитательной работы, опыт проведенных учений и маневров, военно-социальная работа включает в себя:

- создание социальных и правовых условий для полного выполнения военнослужащими своих функциональных обязанностей, соблюдения и реализации всех правовых и социальных гарантий, предусмотренных Конституцией и законодательством Российской Федерации;

- организацию и осуществление взаимодействия с органами власти и юстиции в районах боевых действий, в целях решения социальных и правовых проблем, возникающих у военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала;

- организацию правового образования всех категорий военно-служащих, гражданского персонала, членов их семей, осуществление оперативных социальной и правовой консультаций и помощи;

- разъяснение личному составу прав, обязанностей в мирное и военное время, формирование чувства личной ответственности за выполнение (невыполнение) законов, правовых актов военного времени, в том числе и международных, военной присяги, боевых и общевоинских уставов, приказов и распоряжений командиров и начальников;

- укрепление единоначалия, организованности, правопорядка и воинской дисциплины.

Военно-социальная работа ведется целеустремленно и тем активнее, чем сложнее и напряженнее боевая обстановка. При этом упор делается на решение тех задач военно-социальной работы, от которых в определенной степени зависит успех боя. Важнейшими из этих задач являются: разъяснение личному составу законов военного времени, международных правовых норм ведения боевых действий, общения с военнопленными и гражданским населением, прав и обязанностей военнослужащих в условиях ведения войны (вооруженного конфликта), их ответственности за выполнение своего воинского долга; вооружение воинов знаниями об особенностях и механизме воздействия боевой обстановки на состояние их социальной защищенности; социальная психодиагностика, оказание оперативной социальной помощи в реабилитации военнослужащих, получивших боевые травмы, возвращении их в строй; создание социальных условий и проведение мероприятий по снятию отрицательных последствий воздействия боевой обстановки на личный состав.

Актуальная задача военно-социальной работы в боевых условиях - анализ и прогнозирование социальной обстановки в войсках (силах) и ее влияния на успешное выполнение боевых задач.

К числу основных задач относится разъяснение воинам боевых задач, решений командующих (командиров) по социальным вопросам в целях повышения боевой активности и инициативы военнослужащих при подготовке и ведении операций (боевых действий).

Одной из задач военно-социальной работы является формирование у военнослужащих твердой уверенности в проявлении постоянной заботы со стороны командования, органов воспитательных структур о полном удовлетворении их материально-бытовых и других социальных запросов в условиях боевой обстановки.

Большое значение придается созданию социальных и правовых условий жизни и деятельности личного состава войск (сил) в боевой обстановке, обеспечивающих строгое соблюдение законов военного времени, реализацию прав и разрешение социальных проблем военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.

В число задач военно-социальной работы в боевой обстановке входит организация взаимодействия с органами государственной власти, общественными и религиозными организациями для создания благоприятной военно-социальной обстановки в районах боевых действий, использования местных ресурсов в целях удовлетворения материально-бытовых запросов военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.

Значительное место в социальной работе занимает формирование у военнослужащих стойкости, настроя на безусловное выполнение боевых задач при ограниченных возможностях удовлетворения социальных проблем в ходе подготовки и проведения операций. Действенному решению этих задач способствуют прогнозирование, предупреждение и нейтрализация отрицательных настроений военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, вызванных несвоевременным, неполным удовлетворением их социальных нужд.

Большая группа задач связана со специальной подготовкой офицеров, имеющих в подчинении личный состав, с вооружением их теоретическими знаниями и практическими навыками организации и осуществления социальной помощи. Важное значение при этом имеют обобщение и распространение положительного опыта решения социальных проблем личного состава командирами, офицерами воспитательных структур на всех уровнях.

Социальная работа в боевой обстановке включает в себя изучение прибывающего пополнения, заботу об удовлетворении его материально-бытовых проблем, изучение всесторонней морально-психологической готовности к ведению боевых действий.

Важной задачей является восстановление социальных условий для морально-психологической реабилитации личного состава, лиц, перенесших большие моральные, психологические и физические нагрузки в процессе ведения боевых действий, для оказания своевременной медицинской помощи и эвакуации раненых и больных.

Одной из задач социальной работы в боевой обстановке является розыск и эвакуация убитых, отправка их на родину, организация захоронения воинов, отдавших жизнь в боях за честь, свободу и независимость Отечества. Командиры, органы воспитательной работы заботятся об отдании воинских почестей и соблюдении воинских ритуалов при захоронении в братских могилах, своевременном сообщении в райвоенкоматы о гибели военнослужащих для извещения родственников и назначения пенсий семьям погибших.

Исходя из перечисленных задач военно-социальной работы, командиры и органы воспитательных структур организуют и проводят ее с учетом конкретных условий, а также характера боевых действий и предназначения подразделений. Опыт Великой Отечественной войны, учений и маневров, боевых действий подразделений ограниченного контингента войск в Афганистане, Таджикистане и Чечне свидетельствует, что успех социальной работы в боевой обстановке во многом зависит от умения организовать ее, от совместных усилий командиров, штабов, работников воспитательных структур и тыла.

Исходя из целей военно-социальной работы в боевой обстановке определяется механизм реализации ее задач. Его составляют три вида деятельности:

1. Базисная деятельность - совершенствование законов, других нормативных актов в части, касающейся социальной защиты военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала. Этот вид деятельности является прерогативой Президента и Правительства Российской Федерации и осуществляется как в мирное, так и в военное время.

2. Организаторская деятельность. Она предполагает совер-шенствование военно-социальной работы командиров, должностных лиц органов военного управления, офицеров воспитательных структур и общественных организаций.

3. Практическая деятельность. Направляется она на эффективное применение таких методов военно-социальной работы, как изучение, анализ, обобщение, прогнозирование, планирование, оказание помощи, выработка предложений и т.д.

Для успешного решения задач военно-социальной работы командиры, офицеры воспитательных структур должны знать законодательные и нормативные акты по социальной защите и поддержке военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, нормы семейного, трудового и жилищного законодательства, основы уголовного и законодательного права; владеть методикой анализа и разработки военно-социальных программ, работы в различной социальной среде воинских коллективов, членов семей и гражданского персонала.

Успех выполнения задач военно-социальной работы в боевой обстановке в значительной мере зависит от того, насколько непрерывно и действенно ее будут осуществлять командиры, офицеры штабов, тыла, органов воспитательных структур.

Непрерывность военно-социальной работы в боевой обстановке обеспечивается:

· определением, уяснением и своевременной постановкой задач подчиненным командирам, штабам, органам воспитательной работы, их инструктированием о формах и методах военно-социальной работы, методике ее планирования с учетом характера операций и различных этапов выполнения боевых задач;

· продуманной расстановкой должностных лиц, решающих задачи социального обеспечения военнослужащих и членов их семей в боевой обстановке, организацией тесного взаимодействия их между собой, а также с органами государственной власти на местах, налаживанием оперативной информации об имеющихся проблемах и предложениях по их разрешению;

· непрерывной организаторской работой командиров, офицеров штабов, тыла, органов воспитательной работы непосредственно в частях и подразделениях, особенно решающих наиболее ответственные задачи, их активным влиянием на военнослужащих, крепкой связью с ними, знанием настроений и запросов воинов, личным примером высокой ответственности за оказание практической помощи на месте по возникающим бытовым и правовым вопросам;

· поддержанием непрерывной связи между командирами, штабами, тылом, органами воспитательной работы, их взаимной информацией, разработкой и осуществлением совместных мероприятий, направленных на полное удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала;

· обеспечением непрерывной и достоверной информацией о социально-психологическом состоянии личного состава подразделений и частей, систематической информацией о важнейших документах Президента, Правительства Российской Федерации по вопросам социальной защиты и поддержки военнослужащих;

· своевременным планированием и определением форм и средств военно-социальной работы, умелым сочетанием и творческим применением их в соответствии с боевыми задачами и обстановкой;

· поддержанием органов воспитательной работы всех уровней в постоянной готовности к ведению активной и эффективной военно-социальной работы в условиях быстро меняющейся обстановки, развитием у них инициативы и оперативности, наличием резерва военно-социальных работников, постоянным их обучением в ходе боевых действий.

Таким образом, военно-социальная работа в боевой обстановке представляет собой систему политических, экономических, правовых, воспитательных мероприятий, планируемых и проводимых командирами, органами воспитательных структур всех уровней в целях выполнения задач оперативного и гарантированного материально-бытового обеспечения военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала, их социальной защиты в сложных условиях боевой обстановки.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: