Вопрос 34. Охарактеризуйте основные направления и итоги реформ Петра I в государственно-политической сфере

Проводимые реформы диктовались Северной войной, старая государственная машина не справлялась с длительным напряжением военных лет.

1. В 1701г. созданы «консилии» (Совет Министров). Царь перестал советоваться с Боярской Думой (последнее упоминание относится к 1704г.).

2. В 1711г. создан Сенат (вместо консилий). Сенат являлся законодательным органом власти. Уходя в Прутский поход (в 1711г.) Пётр наметил работу Сената: поддержание торговли, обеспечение государственных доходов, контроль над правосудием и набор дворян в офицеры. Решения принимались сенаторами коллективно и вступали в силу лишь с общего согласия. С созданием коллегий изменилась роль Сената. Он стал контролировать деятельность коллегий, назначать чиновников, являлся высшей судебной инстанцией и одновременно законосовещательным органом при царе. В 1722г. введена должность генерал-губернатора Сената («око государева»), который хранил интересы государства и предупреждал должностные преступления, ему подчинялись прокуроры. Первым генерал-прокурором стал Ягужинский.

3. В 1718-1722г.г. на смену приказов пришли коллегии. Каждую коллегию возглавлял президент, решения принимались большинством голосов. Каждая коллегия (12) ведала определённой отраслью управления:

- иностранная коллегия – возглавлял Головкин;

- военная коллегия - возглавлял Меншиков;

- адмиралтейская – возглавлял Апраксин;

- камер-коллегия – ведала сбором доходов;

- штатс-коллегия – проводила расходы;

- ревизион – коллегия – контролировала штатс и камер;

- коммерц-коллегия – ведала торговлей;

- берг-коллегия – горнодобывающая промышленность и металлургия;

- мануфактур-коллегия – ведала лёгкой промышленностью;

- юстиц-коллегия – ведала судопроизводством и законодательством;

- вотчинная – поземельные отношения;

- главный магистрат - управлял городами и судебными делами горожан;

4. 1707-1710г.г. – губернская реформа. Реформа местного управления – страна разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, которые ведали сбором налогов, набором рекрутов, правосудием. Губернии делились на провинции, провинции на дистрикты.

5. В 1711г. появились фискальные службы, тайные агенты осуществляли надзор за должностными лицами. Получали половину штрафа, не несли ответственности за ложный донос.

6. В 1714г. вышел указ о единонаследии, запрещавший дробить имения при передаче их по наследству. Имения передавались одному сыну, младшие имели право купить имение, отслужив 7 лет. Уничтожалось различие между вотчиной и поместьем. Майорат - система наследования имущества, при котором вся собственность переходила к старшему сыну.

7. Организация Прокуратуры Указом от 12 января 1722 г. была организована Прокуратура. Затем последующими указами были учреждены прокуроры в провинциях и надворных судах. Генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду самого императора. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ от 27 апреля 1722 г. устанавливалась его компетенция: присутствие в Сенате («смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил»), контроль за фискалами («ежели что худо будет, немедленно доносить Сенату»).

8. Судебная реформа. Она была проведена в 1719 г. и упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы — отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, он решал наиболее важные государственные дела. Монарх, как верховный судья, многие дела разбирал и решал самостоятельно. По его инициативе возникли Канцелярии розыскных дел возникли по его инициативе, они помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя, а Сенат являлся апелляционной инстанцией. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления). Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами. Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке апелляции. Камериры судили за дела, касавшиеся казны; воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян. Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Но поскольку порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи — в административные, была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам. Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган. Судебные дела чаще всего решались медленно, сопровождались волокитой и взяточничеством. Состязательный принцип заменялся следственным. Вообще, судебная реформа проходила особенно беспланово и сумбурно. Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства.

9. Деятельность Синода. Синод — главное центральное учреждением по церковным вопросам. Синод назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении ересей, богохульств, расколов и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием — конференцией.

10. Городская реформа.В 1720 Петр I создаёт Главный Магистрат, а в следующем 1721 году выпускает к нему соответствующий регламент. Вводилось разделение городов на разряды, а жителей (посадских людей) — на категории.

Магистраты отвечали за следующие функции:

1. Суд на уровне города

2. Создание и управление полицией

3. Развитие торговли и промышленности

Податные горожане делились на подлых (чернорабочие, не участвующие в выборах) и регулярных, которые в свою очередь делились на гильдии — в первую гильдию записывали всех банкиров, крупных купцов и владельцев мастерских, а во вторую мелких ремесленников и лавочников. Именно регулярные горожане избирали бурмистров, которые заседали в магистратах.
Неподатные горожане — дворяне, иностранные гости и духовенство не участвовали в выборах.

 

 

Итоги и результаты преобразований
административного аппарата

После окончания реформ центрального и церковного управления, а также городской реформы, получилась широкая структура административных органов, часть из которых дублировала функции друг друга, но в целом была более мобильной в плане решения возникающих проблем.

1. Произошло укрепление вертикали власти, становление абсолютизма как формы правления в Российской Империи на долгие столетия.

2. Существенно возросло количество чиновников и затраты на содержание бюрократического аппарата.

3. Были организованы условия для роста промышленности и торговли, снабжения армии, флота, новых верфей и фабрик.

4. Разделение судебных и административных органов не было выполнено в должной мере, практически на всех уровнях администрация вмешивалась в ход судебных процессов.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: