Деятельность Авиатранспортного управления включает в себя решение многих вопросов, в частности:
- проведение аналитических исследований и подготовку обзоров по
различным экономическим проблемам воздушного транспорта, в том числе
составление прогнозов будущего развития воздушных перевозок на мировом
и региональном уровнях;
разработка и/или обновление инструктивных материалов и другой информации в области авиатарифов и сборов за пользование аэропортовыми и аэронавигационными средствами, прогнозирования, регламентации международных воздушных перевозок (как регулярных, так и нерегулярных), статистики, упрощения формальностей, совместного финансирования;
- обеспечение комплекса работ, связанных с подготовкой и проведением
авиатранспортных конференций, специализированных и зональных
совещаний, неофициальных региональных семинаров и курсов;
- разработка и оказание помощи в применении договаривающимися
государствами положений Приложения 9 к Чикагской конвенции (упрощение
формальностей при международных воздушных перевозках);
|
|
- действия по выполнению Датского и Исландского соглашений 1956 года о совместном финансировании;
- взаимодействие с ООН и другими соответствующими организациями, включая региональные органы гражданской авиации, по всем вопросам в области воздушного транспорта и др.
Процессы, происходящие в воздушном транспорте как одной их отраслей мировой экономики, дальнейшее обострение противоречий капиталистического хозяйствования, находящее свое выражение в повторяющихся экономических и энергетических кризисах, осложняющих финансовое положение авиакомпаний, проведение крупнейшими капиталистическими странами, и в первую очередь США, политики дерегулирования, составляющей реальную угрозу экономической стабильности международного воздушного транспорта, ставят ИКАО перед необходимостью расстановки несколько иных акцентов в своей деятельности, уделяя все большее внимание вопросам экономического регулирования.
ИКАО практически не занималась экономическими проблемами развития международного воздушного транспорта. Этими вопросами занималась в основном ИАТА, а также другие международные организации.
Однако в конце 70-х годов в связи с кризисом ценорегулируюшей деятельности ИАТА и ухудшением экономического положения авиакомпаний, вызванным обострением конкурентной борьбы, ИКАО была вынуждена заняться вопросами экономического регулирования на межправительственном уровне. Так, Специальная авиатранспортная конференция (1977 г.) и вторая АТК (1980 г.), созванные во исполнение резолюций А21-25 и А22-25 Ассамблеи, были посвящены рассмотрению исключительно экономических проблем, связанных с развитием мирового воздушного транспорта. Принятые ими рекомендаций в отношении регламентации международных воздушных перевозок и международных авиатарифов были впоследствии утверждены, соответственно, на 22-й и 23-й сессиях Ассамблеи.
|
|
Определенный вклад в разработку вопросов экономического регулирования внесла и 24-я сессия Ассамблеи, Экономической комиссией которой были рассмотрены основные проблемы воздушного транспорта, в том числе такие, как:
регламентация международных воздушных перевозок;
международные авиатарифы;
систематизация выводов ИКАО по проблемам воздушного транспорта;
перечень основных проблем, связанных с дальнейшим развитием воздушного транспорта;
наличие в будущем авиационного топлива и др.
Региональные аспекты проблемы экономического регулирования
воздушного транспорта нашли свое отражение в резолюции А24-12 "Практические меры по улучшению возможностей осуществлять международные воздушные перевозки для развивающихся государств, имеющих общие интересы".
Работа ИКАО в области экономического регулирования в последующие годы проводилась в соответствии с программами работы организации на 1984–1986 и 1987–1989 годы, и, по оценке 26-й сессии Ассамблеи, была выполнена в полном объеме.
Программа работы организации на 1990–1992 годы предусматривала проведение дальнейшей работы в области международного воздушного транспорта. Она включает в себя систематизацию и обеспечение государств информацией, инструктивным материалом и оказание им помощи в выполнении своих обязательств в области гражданской авиации в соответствии с директивами и требованиями Ассамблеи и Совета; разработку и публикацию инструктивных материалов и документов, циркуляров, статистических сборников и руководств; подготовку обзоров международных тарифов, развития международного воздушного транспорта, положения в области коммерческих прав, международных соглашений о воздушном сообщении; проведение исследований пассажирского и грузового воздушного транспорта, международных почтовых перевозок; проведение анализа и исследования вопросов по упрощению формальностей, совместному финансированию и др.
На 27-й сессии Ассамблеи были подведены итоги деятельности ИКАО в 1986–1989 годах и утверждена программа ее работы на 1990–1992 годы, направленная на повышение безопасности и экономической эффективности гражданской авиации. Представляется целесообразным еще раз подчеркнуть, что на сессии выявились различные подходы государств к вопросам экономического регулирования международного воздушного транспорта. Однако в целом большинство государств выступило за урегулирование в рамках ИКАО международного воздушного транспорта и отвергло стремление ряда стран к получению односторонних преимуществ за счет ущемления интересов других государств. В выступлениях делегатов подчеркивалось, что упорядоченное и эффективное развитие международной гражданской авиации может осуществляться только на основе, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества всех государств в духе доброй воли.