В широком смысле повествование связывают со структурой произведения в целом. Логичнее же его связывать с «событием рассказывания» как одним из аспектов художественного произведения, поскольку именно в нем возможен непосредственный контакт рассказывающего субъекта с читателем. Данная проблема рассматривается в работе Ж. Женетта «Повествовательный дискурс», но приемлемого определения понятия ни данная работа, ни существующие словари и энциклопедии не дают.
Н.Д. Тамарченко предлагает трактовать повествование как «материальную (речевую) основу «события рассказывания», т.е. общения повествующего субъекта с адресатом-читателем» [58, с. 226]. Повествование в произведение выполняет «посредническую» функцию – обеспечивает взаимодействие читателя с миром героев. Повествование следует рассматривать в двух аспектах – как особый тип высказывания (речевая форма), и его субъектную принадлежность (виды повествующего субъекта).
Осмысление повествования в смысле соотнесенности с «событием рассказывания» в произведении представляет собой в русском литературоведении отдельное научное направление, которое в зарубежном литературоведении получило название нарратологии (наратор-повествователь). Если рассматривать повествование в узком смысле, как элементы речевой структуры, то происходит смешение повествования с описанием и изображением.
|
|
В классической риторике было разработано учение о формах построения прозаической речи, к ним относили повествование, описание и рассуждение (позже заменено «характеристикой»). Работы М.М. Бахтина резко изменили научный взгляд на данный вопрос. Ученый дифференцирует, как известно, речь изображающую (повествователя и рассказчика) и речь изображенную (прямая речь персонажа). В итоге все высказывания изображающих субъектов М.М. Бахтин трактует как «повествование», а «описание «и «рассуждение» воспринимаются как его составные элементы.