Ответы, не указанные в списке № 1, получают оценку 2 балла.Фигура 1 0 баллов (5% и более ответов) 24 – абстрактный узор 37 – лицо, голова человека 1 - очки 8 - птица (летящая) чайка 1 балл (от 2% до 4,99%) 10 – брови, глава человека 33 – волна, море 4 – животное (морда) 4 – кот, кошка 21 – облако, туча 58 – сверхъестественные существа 10 - сердце (любовь) 4 – собака 8 – сова 28 – цветок 37 – человек, мужчина 31 - яблоко | Фигура 6 0 баллов (5% и более ответов) 24 – абстрактный узор 15 – лестница, ступени 37 – лицо человека 1 балл (от 2% до 4,99%) 33 – гора, скала 36 – ваза 64 – дерево, ель 19 – кофта, пиджак 66 – молния, гроза 37 – человек: мужчина, женщина 28 – цветок | |||
Фигура 2 0 баллов (5% и более ответов) 24 – абстрактный узор 64 – дерево и его детали 67 – рогатка 28 – цветок 1 балл (от 2% до 4,99%) 41 – буква Ж, У и др. 13 – дом, строение 60 – знак, символ, указатель 8 – птица: следы, ноги 45 – цифра 37 – человек | Фигура 7 0 баллов (5% и более ответов) 24 – абстрактный узор 18 – автомашина 36 – ключ
62 – серп 1 балл (от 2% до 4,99%) 47 – гриб 36 – ковш, черпак 43 – линза, лупа 37 – лицо человека 36 – ложка, половник 62 – молоток 1 – очки 18 – самолет 60 – символ: серп и молот 48 – теннисная ракетка | |||
Фигура 3 0 баллов (5 % и более ответов) 24 – абстрактный узор 53 – звуковые и радиоволны 37 – лицо человека 9 – парусный корабль, лодка 31 – фрукты, ягода 1 балл (от 2% до 4,99%) 21 – ветер, облака, дождь 7 – воздушные шарики 64 – дерево и его детали 49 – дорога, мост 4 – животное или его морда 48 – карусели, качели 68 – колеса 67 – лук и стрелы 35 – Луна 27 – рыба, рыбы 48 – санки 28 – цветы | Фигура 8 0 баллов (5% и более ответов) 24 – абстрактный узор 37 – девочка, женщина 37 – человек: голова или тело 1 балл (от 2% до 4,99%) 41 – буква У и др. 36 – ваза 64 – дерево 11 – книга 19 – майка, платье 2 – ракета 58 – сверхъестественные существа 28 – цветок 67 – щит | |||
Фигура 4 0 баллов (5 % и более ответов) 24 – абстрактный узор 33 – волна, море 41 – вопросительный знак 4 – змея 37 – лицо человека 4 – хвост животного, хобот слона 1 балл (от 2% до 4,99%) 4 – кот, кошка 32 – кресло, стул 36 – ложка, половник 4 – мышь 38 – насекомое, гусеница, червяк 1 – очки 8 – птица: гусь, лебедь 27 – ракушка 58 – сверхъестественные существа 1 – трубка для курения 28 - цветок | Фигура 9 0 баллов (5% и более ответов) 24 – абстрактный узор 33 – горы, хребты 4 – животное, его уши 41 – буква М 1 балл (от 2% до 4,99%) 4 – верблюд 4 – волк 4 – кот, кошка 4 – лиса 37 – лицо человека 4 – собака 37 – человек: фигура | |||
Фигура 5 0 баллов (5 % и более ответов) 24 – абстрактный узор 36 – блюдо, ваза, чаша 9 – корабль, лодка 37 – лицо человека 65 – зонт 1 балл (от 2% до 4,99%) 33 – водоем, озеро 47 – гриб 10 – губы, подбородок 22 – корзина, таз 31 – лимон, яблоко 67 – лук (и стрелы) 33 – овраг, яма 27 – рыба 25 - яйцо | Фигура 10
0 баллов (5% и более ответов) 24 – абстрактный узор 8 – гусь, утка 64 – дерево, ель, сучья 37 – лицо человека 4 – лиса 1 балл (от 2% до 4,99%) 63 – Буратино 37 – девочка 8 – птица 58 – сверхъестественные существа 45 – цифры 37 – человек, фигура | |||
СПИСОК № 2. Категория ответов, оригинальность которых оценивается 2 баллами
(18) Автомобиль: машина легковая, гоночная, грузовая, повозка, тележка, трактор.
(3) Ангелы и другие божественные существа, их детали, включая крылья.
(1) (1) Аксессуары: браслет, корона, кошелек, монокль, ожерелье, очки, шляпа.
(20) Бельевая веревка, шнур.
(41) Буквы: одиночные или блоками, знаки препинания.
(7) (7) Воздушные шары: одиночные или в гирлянде.
(39) Воздушный змей.
(33) Географические объекты: берег, полны, вулкан, гора, озеро, океан, пляж, река, утес.
(34) Геометрические фигуры: квадрат, конус, круг, куб, прямоугольник, ромб, треугольник.
(24) Декоративнаякомпозиция: все виды абстрактных изображений, орнаменты, узоры.
(64) Дерево: все вилы деревьев, в том числе новогодняя ель, пальма
(49) Дорога и дорожные системы: дорога, дорожные знаки и указатели, мост, перекресток, эстакада.
(4) Животное, его голова или морда: бык, верблюд, змея, кошка, коза, лев, лошадь, лягушка, медведь, мышь, обезьяна, олень, свинья, слон, собака.
(5) (5) Животное: следы.
(53) Звуковые волны: магнитофон, радиоволны, радиоприемник, рации, камертон, телевизор.
(65) (65) Зонтик.
(63) Игрушка: конь-качалка, кукла, кубик, марионетка.
(62) Инструменты: вилы, грабли, клещи, молоток, топор.
(46) Канцелярские и школьные принадлежности: бумага, обложка, нанка, тетрадь.
(11)Книга: одна или стопка, газета, журнал.
(68) Колеса: колесо, обод, подшипник, шина, штурвал.
(50) Комнатаили части комнаты: пол, стена, угол.
(22) Контейнер: бак, бидон, бочка, ведро, консервная банка, кувшин, шляпная коробка, ящик.
(9) Корабль, лодка: каноэ, моторная лодка, катер, пароход, парусник.
(12) Коробка: коробок, пакет, подарок, сверток.
(54) Космос: космонавт.
(16) Костер, огонь.
(23) Крест: Красный крест, христианский крест, могила.
(40) Лестница: приставная, стремянка, трап.
(2) Летательный аппарат: бомбардировщик, планер, ракета, самолет, спутник.
(32) Мебель: буфет, гардероб, кровать, кресло, парта, стол, стул, тахта.
(43) Механизмы и приборы: компьютер, линза, микроскоп, пресс, робот, шахтерский молот.
(44) Музыка: арфа, барабан, гармонь, колокольчик, ноты, пианино, рояль, свисток, цимбалы.
(6) (6) Мячи: баскетбольные, теннисные, бейсбольные, волейбольные, комочки грязи, снежки.
(59) Наземный транспорт - см. Автомобиль, не вводить новую категорию.
(38) Насекомое: бабочка, блоха, богомол, гусеница, жук, клоп, муравей, муха. паук, пчела, светлячок, червяк. (35) Небесные тела: Большая Медведица, Венера, затмение Луны, звезда. Луна, метеорит, комета, Солнце.
(21) Облака, туча: разные виды и формы.
(30) Обувь: ботинки, валенки, сапоги, тапки, туфли.
(19) Одежда: брюки, кальсоны, кофта, мужская рубашка, пальто, пиджак, платье, халат, шорты, юбка.
(67) Оружие: винтовка. лук и стрелы, пулемет, пушка, рогатка, щит.
(48) Отдых: велосипед, каток, ледяная горка, парашютная вышка, плавательная лоска, роликовые коньки, санки, теннис.
(29) Пища: булка, кекс. конфета, леденен, лепешка, мороженое, орехи, пирожное, сахар, тосты, хлеб.
(66) Погода: дождь, капли дождя, метель, радуга, солнечные лучи, ураган.
(36) Предметы домашнего обихода: ваза, вешалка, зубная щетка, кастрюля, ковш, кофеварка, метла, чашка, щетка.
(8) (8) Птица: аист, журавль, индюк, курица, лебедь, павлин, пингвин, попугай, утка, фламинго, цыпленок.
|
|
(26) Развлечения: певец, танцор, циркач.
(47) Растения: заросли, кустарник, трава.
(27) Рыба и морские животные: гуппи, золотая рыбка, кит, осьминог.
(58) Сверхъестественные (сказочные) существа: Алладин, баба Яга, бес, вампир, ведьма, Геркулес, дьявол, монстр, привидение, фея, черт.
(42) Светильник: волшебный фонарь, лампа, свеча, уличный светильник, фонарь, электрическая лампа.
(60)Символ: значок, герб, знамя, флаг, ценник, чек, эмблема..
(52)Снеговик.
(57) Солнце и другие люнеты: см. Небесные тела
(55) Спорт: беговая дорожка, бейсбольная площадка, скачки, спортивная площадка, футбольные ворота.
(13) Строение: дом, дворец, здание, изба, конура, небоскреб, отель, пагода, хижина, храм, церковь.
(15)Строение, его части: дверь, крыша, окно, пол, стена, труба.
(14) Строительный материал: доска, камень, кирпич, плита, труба.
(17) Тростник и изделия из него.
(51) Убежище, укрытие (не дом): навес, окон, палатка, тент, шалаш.
(31) Фрукты: ананас, апельсин, банан, ваза с фруктами, вишня, грейпфрут, груша, лимон, яблоко.
(28) Цветок: маргаритка, кактус, подсолнух, роза, тюльпан.
(45) Цифры: одна или в блоке, математические знаки.
(61)Часы: будильник, песочные часы, секундомер, солнечные часы, таймер.
(37)Человек, его голова, лицо или фигура: девочка, женщина, мальчик, монахиня, мужчина, определенная личность, старик.
(56) Человек из палочек: см. Человек.
(10)Человек, части его тела: брови, волосы, глаз, губы, кость, ноги, нос, рот, руки, сердце, ухо, язык.
(25) Яйцо: все виды, включая пасхальное, яичница.
4. Показатель РАЗРАБОТАННОСТИ оценивается по характеру детализации идей. Баллы за разработанность каждого ответа, которые заносятся в графу, отведенную для этих показателей выполнения задания. При оценкетщательности разработки ответов баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом, однако, основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе ею разработанность не оценивается.
Один балл дается за:
· Каждую существенную деталь общего рисунка. При этом каждый клаcc деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается.
|
|
· Цвет, если он дополняет основную идею ответа.
· Специальную штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею) — тени, объем, цвет.
· Украшение, если оно имеет смысл само по себе.
· Каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую но отношению к основному ответу. Например, одинаковые предметы разного размера могут передавать идею пространства.
· Поворот рисунка на 90' и более, необычность ракурса (вид изнутри, например), выход за рамки задания большей части рисунка.
· Каждую подробность в названии сверх необходимого минимума.
Если линия разделяет рисунок на две значимые части, подсчитывают баллы в обеих частях рисунка и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет — шов, пояс, шарф и т. д., то она оценивается 1 баллом.
Ниже приведены три примера подсчета баллов за разработанность рисунков. Следует их внимательно изучить.
Пример 1. Разработанность ответа: 0 | |
Пример 2. Разработанность ответа: 4 | |
Пример 3. Разработанность ответа: 12 |
Высокие значения этого показателя характерны для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности.
Поскольку выполнение заданий ограничено во времени, бывает полезно соотнести этот показатель с показателем беглости. Человек, который детально разрабатывает каждую идею, очевидно, жертвуетих количеством. Разработанность ответов отражает, по-видимому, другой тип продуктивности творческого мышления и может бытькак преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как она проявляется.
Различие между двумя аспектами творчества может быть представлено, с одной стороны, как творчество в области создания новых идей и, с другой стороны, -как творчество вихразработке - создании новых производств и видов деятельности. Так изобретатель (Томас Эдисон, Никола Тесла) предлагает оригинальный способ решения технической или другой проблемы, а предприниматель (Генри Форд, Ли Якокк) реально воплощает его и находит ему рыночное применение. Члены экипажа гоночной машины также распределяют между собой задачи: штурман намечает способ прохождения трассы, т. е. решает проблему теоретически, а пилот преодолевает препятствия на практике.
После подсчета результатов необходимо ориентироваться на данные, представленные в таблицах № 1 и 2 (нормы для взрослых соотносят с нормами старшеклассников).
Таблица 1. Средние значения показателей КТТМ у учащихся разных классов (в скобках – стандартное отклонение)
Классы | Беглость | Гибкость | Оригинальность | Разработанность |
1 – 2 | 9.0 (1.2) | 7.5 (1.7) | 10.3 (2.9) | 22.4 (8.8) |
3 – 4 | 8.9 (1.6) | 7.6 (1.6) | 9.7 (3.6) | 31.7 (15.2) |
5 – 6 | 9.0 (2.1) | 6.8 (2.2) | 9.2 (4.1) | 30.4 (16.5) |
7 – 8 | 9.1 (1.8) | 7.4 (1.9) | 9.6 (3.6) | 31.8 (17.4) |
9 –11 | 9.7 (0.7) | 8.1 (1.2) | 10.7 (3.3) | 40.4 (13.6) |
1 – 11 | 9.2 (1.4) | 7.6 (1.6) | 10.0 (3.4) | 31.3 (15.3) |
Таблица 2. Преобразование "сырых" показателей в Т-шкалу
Баллы по оригинальности | Баллы по разработанности | |||||
Т-шкала | 1 – 3 класс | 4 – 8 класс | 9 – 11 класс | 1 – 3 класс | 4 – 8 класс | 9 – 11 класс |
100 | - | - | - | 66 | 110 | 108 |
95 | - | - | - | 62 | 101 | 101 |
90 | - | - | - | 58 | 92 | 95 |
85 | 20 | - | - | 54 | 83 | 88 |
80 | 19 | 20 | 20 | 49 | 75 | 81 |
75 | 18 | 18 | 18 | 45 | 68 | 74 |
70 | 16 | 17 | 17 | 40 | 62 | 68 |
65 | 15 | 15 | 16 | 35 | 55 | 61 |
60 | 13 | 13 | 14 | 31 | 48 | 54 |
55 | 12 | 11 | 12 | 26 | 39 | 47 |
50 | 10 | 9 | 11 | 22 | 30 | 40 |
45 | 9 | 7 | 9 | 18 | 23 | 33 |
40 | 7 | 5 | 7 | 14 | 16 | 27 |
35 | 6 | 3 | 5 | 10 | 11 | 20 |
30 | 4 | 1 | 4 | 5 | 7 | 13 |
25 | 2 | - | 1 | 1 | 2 | 7 |
20 | 1 | - | - | - | - | 1 |
Значения по Т-шкале 50 ± 10 соответствуют возрастной норме.
Пример расшифровки
Представленный на картинке ниже пример демонстрирует, как начисляются баллы в соответствии со шкалами. Первая цифра (слева направо) относится к номеру категории, вторая обозначает баллы, полученные за оригинальность, третья — очки за разработанность. Каждый рисунок оценивается по трём параметрам: номер категории ответа, оригинальность и разработанность.
Приложение 1