Правовые гарантии основных прав и свобод человека и гражданина

Конституционно-правовой статус личности во многом зависит от того, насколько обеспечены ее права и свободы. Именно наличие гарантий позволяет считать те или иные права действующими, относя их к статусу человека и гражданина. В конституционно-правовой литературе под гарантиями основных прав и свобод гражданина понимают систему норм, принципов, условий и требований, которые в совокупности закрепляют в конституциях права, свободы и законные интересы человека (схема 7.3).

Схема 7.3. Гарантии прав и свобод

В зависимости от содержания и механизма действия различают социальные, экономические и политические гарантии. Социальные гарантии содействуют реализации прав человека, образуют атмосферу свободы, уважения личности (например, идея личной свободы и готовность ее защищать у американцев, немецкая традиция законопослушности и склонности к порядку, английская традиция сохранения "древних вольностей" и т.п.). К экономическим гарантиям относят материальное состояние государства, систему отношений властности. Реализация социально-экономических и культурных прав, например, прямо зависит от размеров национального богатства. Политические гарантии – это политическая среда, которую составляют многопартийность, разделение властей, развитое местное самоуправление, участие граждан в управлении делами государства и общества, защите собственных и коллективных интересов.

Но права и свободы человека – это прежде всего явление юридическое. Они не могут быть обеспечены в изоляции от всей системы правового регулирования. Юридические гарантии непосредственно составляют условия и способы их реализации и защиты.

Соблюдение прав человека гарантируют нормы, которые предписывают государству информировать граждан о своей деятельности. Наиболее важнейшей нормой этой гарантии стало правило, которое обязывает государство уведомлять о принятых законах, которые накладывают на человека определенные обязательства и ограничения: "Неопубликованный надлежащим образом закон не имеет обязующего значения". Со временем право на информацию стало более широким; так, по Закону о свободе информации, принятому в США в 1966 г., лицо имеет право запросить у органов управления любую информацию. А последний, в свою очередь, обязан на протяжении 10 дней предоставить ее или дать мотивированный отказ с указанием закона, запрещающего публичное распространение сведений.

Особое значение в наше время приобретают правовые нормы, которые обязывают государственный орган предоставить возможность лицу ознакомиться с информацией частного характера. Так, в 1971 г. в Великобритании был принят Акт об информации, по которому лицо имеет право ознакомиться с любым досье, составленным на нее государственными и муниципальными службами. Конституция Бразилии содержит аналогичную норму – обязанность государства ознакомить лицо со сведениями, которые касаются ее, независимо от того, в каких архивах они находятся. Некоторые страны гарантируют неразглашение частных сведений, что также обеспечивает право человека на уважение его достоинства, на неприкасаемость его частной жизни.

Права и свободы человека в значительной мере гарантируются наличием в конституционном законодательстве материальных и процессуальных норм, которые ограничивают деятельность государственных органов, полиции, чиновников. Так, ст. 5 Основного закона ФРГ с целью обеспечения свободы печати устанавливает, что "цензуры не существует"; ст. 16 Конституции Японии запрещает преследование лиц, которые пользуются правом петиции, а ст. 18 запрещает принудительный труд.

В выделенной категории особенно важны нормы, которые устанавливают порядок введения чрезвычайного положения, ведь именно в таком режиме права и свободы человека подвергаются риску. Примером может служить конституционное право ФРГ, содержащее исчерпывающий перечень прав, которые могут быть ограничены "в период состояния обороны". Не меньшее значение имеют нормы конституций отдельных стран, по которым введение некоторых режимов правления, провозглашение чрезвычайных положений возможно лишь с разрешения парламента или с его согласия (ст. 48 Конституции Греции, ст. 41 Конституции Португалии).

Заметную роль в защите прав человека играет институт омбудсмана – парламентского уполномоченного по правам человека. Омбудсман – независимое от правительства должностное лицо, которое назначается парламентом. Омбудсман контролирует соблюдение прав человека в сфере деятельности чиновников, государственных органов, доводит до сведения законодателей информацию о положении прав человека в стране, обращается с предложением о проверке конституционных законов и других актов, выступает инициатором принятия новых актов по вопросам гражданских свобод.

В заключение отметим, что некоторые обновленные конституции содержат специальные разделы, посвященные конституционным гарантиям прав и свобод человека (например, в Конституции Македонии этому вопросу посвящен разд. 3 "Гарантии основных прав и свобод", который состоит из пяти статей). А в разд. V Конституции Перу 1993 г. названы шесть видов таких гарантий: процесс "Хабеас корпус", процесс "ампара", процесс с требованиями "предать гласности", процесс о неконституционности правовых актов (так называемая народная деятельность) и исполнительный процесс.

Первые конституции провозгласили жизнь и свободу человека естественными и неотъемлемыми правами личности. В основу этих конституционных положений было положено утверждение о том, что все люди рождаются свободными и сохраняют это свое состояние на протяжении всей жизни не но воле государственной власти, а в силу природы или власти божественной. Государство может лишь ограничивать свободу граждан в той мере, в какой это необходимо для сохранения мира в стране, нормальных отношений внутри общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: