Выбор темы научного исследования

Тема 3.2. Планирование и этапы выполнения научных исследований

 

Выбор темы научного исследования

Тема научно-исследовательской работы может быть отнесена к определённому научному направлению или к научной проблеме. Под научным направлением понимается наука, комплекс наук или научных проблем, в области которых ведутся исследования.

Структурными единицами научного направления являются проблемы, комплексные проблемы, темы и научные вопросы.

Комплексная проблема представляет собой совокупность проблем, объединённых единой целью.

В Российской Федерации приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, утверждёнными Указом Президента от 7 июля 2011 г., являются следующие направления:

1) безопасность и противодействие терроризму;

2) индустрия наносистем;

3) информационно-телекоммуникационные системы;

4) науки о жизни;

5) перспективные виды вооружения, военной и специальной техники;

6) рациональное природопользование;

7) транспортные и космические системы;

8) энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

В этом документе по вопросу реализации приоритетных направлений научных исследований отмечено:

«Индустрия наносистем» позволит создать новые перспективные материалы, приборы и устройства особого назначения с повышенным сроком службы, низкой материалоёмкостью и весом конструкции, что, в свою очередь, будет способствовать укреплению национальной безопасности, повышению качества жизни, а также активизирует процессы импортозамещения и выхода на внешние рынки.

«Информационно-телекоммуникационные системы» позволят создать современную национальную информационную инфраструктуру, построенную на базе новых видов отечественных производств высокого технологичного уровня, что позволит России выйти на внешние рынки, а также активизировать процессы импортозамещения.

«Рациональное природопользование» позволит повысить уровень и качество жизни населения за счёт снижения риска аварий и катастроф, увеличения уровня экологической безопасности, восстановления и рационального использования ресурсов.

«Транспортные и космические системы» позволят повысить эффективность и безопасность использования ракетно-космической и транспортной техники (в том числе авиационной и морской), увеличить экономичность перевозок за счёт снижения расхода топлива, создать новые экологичные виды транспорта; способствовать созданию инновационной продукции, не имеющей мировых аналогов, и усилению позиции России на мировых рынках.

«Науки о жизни» предусматривают:

– создание новых высокоэффективных, стабильных и специфичных биокатализаторов, в том числе для целей медицины, улучшение существующих и разработка новых процессов и технологий получения биологически активных веществ и лекарственных форм (антибиотики, витамины, стероиды, аминокислоты и другие);

– решение задач молекулярной медицины за счёт расшифровки генетической информации на всех уровнях её реализации;

– улучшение качества профилактики заболеваний, расширение возможностей и повышение доступности средств медицинской диагностики;

– разработку и создание новых лекарственных средств, препаратов, методов лечения и диагностики, что, в свою очередь, приведёт к снижению уровня заболеваемости.

Научная проблема – это совокупность сложных теоретических и (или) практических задач, решения которых назрели в обществе. Проблема возникает тогда, когда человеческая практика встречает затруднения или даже наталкивается на невозможность достижения цели.

Тема научного исследования – это часть научной проблемы. Она базируется на многочисленных исследовательских вопросах, под которыми понимают более мелкие научные задачи.

При разработке темы или вопроса выдвигается конкретная задача в исследовании – разработать новый материал, конструкцию, технологию и т. д.

Решение проблемы ставит более общую задачу: сделать открытие, решить комплекс научных тем и т. д.

Темы научных исследований определяются самой жизнью. Но есть и «вечные» темы. Например, поиск новых источников энергии, новые материалы, обладающие заданными свойствами, изучение человека, космоса и т. д.

Выбору темы должно предшествовать тщательное ознакомление с отечественными и зарубежными литературными источниками данной и смежных специальностей. Существенно упрощается методика выбора тем в научном коллективе, имеющем научные традиции (свой профиль) и разрабатывающем комплексную проблему.

При коллективной разработке научных исследований большую роль приобретает критика, дискуссия, обсуждение проблем и тем. В процессе дискуссии выявляются новые, ещё не решённые актуальные задачи разной степени важности и объёма. Это создаёт благоприятные условия для участия в научно-исследовательской работе вуза студентов различных курсов.

Считается, что правильный выбор темы работы наполовину обеспечивает успешное её выполнение.

Выбор направления, проблемы, темы научного исследования и постановка научных вопросов определяются спецификой научного учреждения, отрасли науки, в которых работает исследователь. Конкретизация же направления исследования является результатом изучения состояния исследований в том или ином направлении на данном отрезке времени.

При выборе проблемы и темы научного исследования сначала на основе анализа противоречий исследуемого направления формулируется сама проблема и определяются в общих чертах ожидаемые результаты, затем разрабатывается структура проблемы, выделяются темы, вопросы, устанавливается их актуальность.

Выбор (постановка проблем или тем) является сложной и ответственной задачей и включает в себя ряд этапов:

1) формулирование проблемы;

2) разработка структуры проблемы (выделяют темы, подтемы и вопросы);

3) определение актуальности проблемы, т. е. её ценности для науки и техники.

После обоснования проблемы и установления её структуры приступают к выбору темы научного исследования.

К теме предъявляют ряд требований:

1) актуальность;

2) научная новизна;

3) экономическая эффективность;

4) практическая значимость.

Актуальность – это важность, необходимость скорейшего разрешения.

Критерием для установления актуальности чаще всего служит экономическая эффективность. На стадии выбора темы экономический эффект может быть определён только ориентировочно.

Оценку данного показателя проводят с использованием численных критериев. Один из них – это критерий экономической эффективности:

Кэ = Эп / Зи,

где Эп – предполагаемый экономический эффект от внедрения;

Зи – затраты на научные исследования.

Чем больше значение Кэ, тем выше экономическая эффективность темы исследования.

Для теоретических исследований требование экономичности может уступать требованию значимости.

Важной характеристикой темы является её практическая значимость, осуществимость или внедряемость в обществе, производстве, науке, учебном процессе, поэтому, формулируя тему, научный работник должен хорошо знать производство и его запросы на данном этапе.

Тема научного исследования должна быть актуальна в научном и прикладном значении.

Актуальность в научном аспекте обосновывается следующим:

1). Задачи фундаментальных исследований требуют разработки данной темы для объяснения новых фактов.

2). Уточнение развития и разрешения проблемы научного исследования возможно и остро необходимо в современных условиях.

3). Теоретические положения научного исследования позволяют снять существующие разногласия в понимании процесса или явления.

4). Гипотезы и закономерности, выдвинутые в научной работе, позволяют обобщить известные ранее и полученные исследователем эмпирические данные.

Актуальность в прикладном аспекте, в частности, означает:

1). Задачи прикладных исследований требуют разработки вопросов по данной теме.

2). Существует настоятельная потребность решения задач научного исследования для нужд общества, практики и производства.

3). Научная работа по данной теме существенно повышает качество разработок научных коллективов в определённой отрасли знаний.

4). Новые знания, полученные в результате научного исследования, способствуют повышению квалификации кадров или могут войти в учебные программы обучения студентов.

Научная новизна (вклад в науку) – одно из главных требований в теме научной работы. Выявление элементов новизны возможно при наличии следующих моментов:

1). Обстоятельное изучение литературы по предмету исследования с анализом его исторического развития.

2). Рассмотрение существующих точек зрения.

3). Вовлечение в научный оборот нового цифрового и фактического материала, например, в результате проведения эксперимента – это уже заметная заявка на оригинальность.

4). Детализация известного прогресса, явления.

Подробный анализ практически любого интересного в научном отношении объекта приводит к новым полезным результатам, выводам, обобщениям.

Можно выделить следующие элементы новизны, которые могут быть приведены в научной работе:

1). Новая сущность задачи, т. е. такая задача поставлена впервые.

2). Новая постановка известных проблем или задач.

3). Новый метод решения.

4). Новое применение известного метода или решения.

5). Новые результаты и следствия.

Круг тем исследований неисчерпаем. Тема автором выбирается самостоятельно или по рекомендации консультанта, но формулирование темы – это прерогатива автора и обычно оно вызывает затруднение. Следует помнить, что название темы исследования отражает индивидуальный опыт и ограничено сферой деятельности автора. Кроме этого, необходимо знать, что формулировка темы оказывает существенное влияние не только на весь ход исследования, но и на качество его результатов.

Формулировка темы исследования должна быть лаконичной, недопустимо использовать в названии темы взаимоисключающие понятия, а также понятия, не относящихся к содержанию исследовательского проекта. Название темы должно быть по возможности кратким – не более восьми – десяти слов. Не следует включать в название такие формальные и неопределённые слова, как «Исследование…» или «Изучение…», «Некоторые вопросы…» или «К вопросу…».

Выбор темы исследовательской работы и формулировка её названия аккумулируют мысль, обращая её, одновременно и к теоретическим вопросам, и к практическому материалу, который необходимо собрать в процессе проведения исследования, поэтому любой исследователь сталкивается с необходимостью работать в библиотеке или с современными информационными носителями (Интернет, электронные издания и т. д.).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: