Конспект урока №49 (18) по природоведению 7б класс 06.04.20
Тема урока: Ноготки, бархатцы — однолетние цветочно-декоративные сложноцветные.
Цель: формирование знаний о семействе однолетних цветочно-декоративных сложноцветных растениях.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить общие признаки растений класса двудольные; изучить биологические особенности однолетних растений: ноготков и бархатцев;
- показать их значение для человека.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать связную устную и письменную речь обучающихся, внимание путем выполнения заданий на закрепление материала;
- развитие мыслительной деятельности путем нахождения причинно-следственных связей;
- коррекция и развитие монологической речи обучающихся с опорой на текст учебника;
- развивать память учеников (работать над связным высказыванием при помощи ответов на вопросы учителя).
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе, интерес к изучению растений.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: доска, тетради, ручки, учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» для 7 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Клепинина З. А., иллюстрации.
|
|
Словарь: бархатцы, ноготки, плод-семянка.
Методы: беседа, объяснение, демонстрация, работа со статьей учебника, упражнения.
Формы работы: беседа, работа со статьей учебника, работа в тетрадях, работа с наглядным материалом.
Ход урока:
I. Подготовительный этап
Организационный момент, нэн.
• Проверка готовности к уроку.
• Психологический настрой на урок.
• Разбор даты, дня недели, месяца.
• Определение состояния погоды на момент начала урока.
Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, для того чтобы получить на уроке хорошие оценки, необходимо соблюдать следующие условия: на уроке быть внимательными, работать активно,
не бойтесь ошибиться. Помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает!
Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний
- Какую тему изучали на прошлом уроке?
- Сейчас, мы проверим д/з.
Почему люди выращивают подсолнечник?
Какое строение имеют цветки подсолнечника?
Какую роль в жизни подсолнечника играют разные цветки?
Как называется плод подсолнечника?
Актуализация опорных знаний.
Какие растения называются цветковыми? Приведите примеры.
Это растения, которые цветут хотя бы один раз в жизни.
На какие два класса делятся цветковые растения.
Цветковые растения делятся на класс однодольные и двудольные.
Чем отличаются однодольные растения от двудольных?
|
|
Однодольные (кукуруза): корневая система мочковатая с хорошо развитыми придаточными корнями, разное жилкование листьев: параллельное, дуговое
У однодольных в семени одна семядоля.
Двудольные (фасоль): стержневая корневая система с сильно развитым главным и боковыми корнями, у двудольных в семени 2 семядоли.
Сообщение темы и цели урока
- Сегодня, ребята, мы продолжим изучение сложноцветных растений.
Тема нашего урока: «Ноготки, бархатцы — однолетние цветочно-декоративные сложноцветные».
Обу-ся открывают тетради и записывают число и тему урока.
II. Основная часть
Объяснение нового материала:
Календула (ноготки) — однолетнее травянистое растение, холодостойкое и светолюбивое. Корневая система у него стержневая. Стебель календулы прямостоячий, сильно ветвится, так что растение похоже на невысокий кустик. Цветки жёлтые или оранжевые. Как и у подсолнечника, они собраны в соцветие-корзинку и имеют такое же строение. Расскажите о строении цветка календулы. И плод у календулы, как и у подсолнечника, — семянка (рис. 113). Только семянка календулы изогнута и похожа на край ногтя. Отсюда и пошло второе название растения — ноготки. Календулу выращивают как декоративное и лекарственное растение.
Цветёт она долго, с июня до поздней осени. А поскольку растёт в виде кустика, то на одном растении всегда много цветков. Календула будет выглядеть всегда красивой и свежей, если регулярно срезать уже отцветшие корзинки. В этом случае на растении будут образовываться всё новые и новые цветки.
Плод семянка Рис.113 |
Календула |
Из цветков календулы делают настойку, которую применяют для полоскания рта, горла, используют при ожогах, ранах.
Календулу выращивают из семян, которые рано весной высевают в открытый грунт. Иногда семена высевают под зиму.
Бархатцы довольно распространённое однолетнее травянистое растение (рис. 114). В отличие от календулы это теплолюбивое растение, совершенно не переносит заморозков. В остальном оно очень неприхотливое: теневыносливое, засухоустойчивое.
У бархатцев корневая система стержневая, стебель прямостоячий, сильно ветвится, образуя раскидистый кустик. Цветки имеют такое же строение, как и у подсолнечника и календулы. Расскажите сами о строении цветка бархатцев. Соцветие тоже корзинка, плод — семянка.
Бархатцы выращивают из семян, которые высевают вначале в парники, в ящики, а рассаду высаживают в открытый грунт в начале июня. Объясните почему.
В посадках кустики бархатцев смыкаются, получается сплошной ряд, поэтому их высаживают по краям клумб, рабаток в качестве бордюра. Это растение хорошо выглядит в ящиках на балконах.
|
Календула и бархатцы — цветочно-декоративные растения. Они украшают парки, скверы, дворы,
Рис. 114.
Бархатцы |
Плод семянка
Физ. минутка
Вы, наверное, устали,
Ну тогда все дружно встали.(дети повторяют движения за учителем)
- наклоны головы назад, вперёд;
- повороты головы влево, вправо;
- махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево, и наоборот…
- быстро поморгайте глазами, закройте глаза и посчитайте до пяти;
- круговые движения глазами вначале вправо, затем влево 2-3 раза в каждую сторону и посмотрели вдаль.
Закрепление материала
Работа в тетради. Самостоятельное чтение.
1 группа стр.174, 2 группа стр.-175
Задание: Заполнить таблицу
Календула (ноготки) | Бархатцы |
Условия выращивания: | Условия выращивания: |
Выводы: календула холодостойкое, светолюбивое, а бархатцы теплолюбивое растение, теневыносливое, засухоустойчивое.
Строение цветка у календулы и бархатцев:
Соцветие корзинка, плод – семянка.
Запишите текст в синей рамке в тетрадь на стр. 175-176.
|
|
Домашнее задание: Прочитать учебник на стр.174 – 176, ответить на вопросы. Прочтите «Помощник огородника» стр. 176