1.Общественно-политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. Диссидентское и правозащитное движение. «Самиздат». Советский человек: быт, интересы, самоидентификация.
______________________________________________________
______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем.
______________________________________________________
______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70-х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения.
|
|
______________________________________________________
______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Обострение отношений в конце 70-х — начале 80-х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны»
______________________________________________________
______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа студентов:
Презентационные работы:
1. «Состязание капиталистической и социалистической систем: основные вехи и итоги».
2. Диссидентское и правозащитное движение.
3. Советский человек: быт, интересы, самоидентификация.
4. Олимпиада 80
5. Участие СССР в войне в Афганистане.
Практическая работа студентов:
Проанализировать:
1.Реформы А. Н. Косыгина.
2. Деятельность Андропова и Черненко (попытка административного решения кризисных проблем.).
______________________________________________________
______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
______________________________________________________
______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 14.4. СССР в период перестройки
1.Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Первый этап реформ: ускорение экономического развития. Причины неудач. Второй этап: реформирование политической системы. Углубление экономических реформ. Сопротивление аппарата. Несовместимость либеральной экономики и командно-административной системы. Третий этап: неуправляемый процесс реформирования. Векторы реформирования «сверху» и «снизу». Движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.
______________________________________________________
______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
2.Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф.
______________________________________________________
______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
3.СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.
______________________________________________________
______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
4.Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия.
______________________________________________________
______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Самостоятельная работа студентов:
Презентационные работы:
1. Деятельность М.С. Горбачева во внутренней и внешней политике.
2. Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф.
Практическая работа студентов:
Проанализировать:
1. «Сущность перестройки».
______________________________________________________
______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Составление опорной схемы:
1. «Причины и этапы распада СССР»
Раздел 15. Россия и мир рубеже ХХ-XXI веков.
Содержание учебного материала:
Тема 15.1.Российская Федерация на современном этапе
1.Становление новой российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
2.Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция. Социальное расслоение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
______________________________________________________
______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
3.Попытка компромисса между прозападной либеральной экономической модернизацией и социально-политическим традиционализмом. Президентские выборы 2000 и 2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности.
4.Экономика. Переход к рыночным отношениям: реформы и их последствия. Плюсы и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе.
Самостоятельная работа студентов:
Презентационные работы:
1.«Россия на рубеже веков».;
2. Конституция РФ 1993 года;
3. Деятельность президента Ельцина;
4. Деятельность Путина В.В. и Медведева;
5. Партия Единой России.
Практическая работа студентов:
Проанализировать:
1. Переход к рыночным отношениям (выделив плюсы и минусы)
2. Российская экономика в мировой экономической системе.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
|
|
______________________________________________________
Тема 15.2.Мир в ХХI в.
1.Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Индустриализм «бежит» на Восток. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Социальная дифференциация в масштабе планеты и рост политических рисков. Новая мировая иерархия и международный терроризм.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
2.Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за перераспределение ролей в мировой экономике.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
3.Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Самостоятельная работа студентов:
Презентационные работы:
1. «Одно- и многополярный мир»,
2. «Глобализация – объективный процесс»
Практическая работа студентов:
Проанализировать:
1. Роль России в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________