Основные понятия темы

Роль фирм в рыночной экономике

Возникает закономерный вопрос: «Зачем в рыночной экономике нужны фирмы, почему она не может обойтись без них?». Иначе говоря, как соотносятся между собой рынок и фирма?

Появление и широкое распространение фирм относятся к периоду первоначального накопления капитала.

Именно тогда стали возникать многие индивидуальные и ассоциированные предприятия, ставшие впоследствии опорой фабричного производства и организационной формой предпринимательской деятельности. Функции фирм на последующих этапах экономического развития и научно-технического прогресса постоянно расширялись, а их роль в экономике возрастала.

Фирма как хозяйственная структура и экономическая категория за длительный период развития рыночных отношений существенно эволюционировала. Первоначально понятие «фирма» означало «торговое имя» коммерсанта. Сегодня этот термин означает институт, преобразующий ресурсы в продукцию. В учебой литературе под фирмой понимается определенная организация, экономический и правовой субъект, занимающийся производственной деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью в решении вопросов: «Что, как и для кого производить, где, кому и по какой цене продавать?»

Главная функция фирмы состоит в объединении ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг. Конечной целью деятельности фирмы является максимальное увеличение благосостояния ее владельцев.

Классификация фирм проводится по многочисленным признакам: по форме собственности – государственное и частное; по размерам – малые, средние и крупные; по характеру деятельности – производственное, коммерческое, финансовое; по отраслевой принадлежности – промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т.д.; по доминирующему фактору производства – трудоёмкие, наукоёмкие, материалоёмкие; по видам лиц – физические и юридические лица; по количеству участников данного хозяйственного объединения – коллективные и индивидуальные; по степени предпринимательской деятельности юридических лиц – коммерческие и некоммерческие; по пределам имущественной ответственности – с полной, ограниченной и дополнительной ответственностью.

Основы менеджмента и маркетинга

Основные понятия темы:

Рыночная экономика, менеджмент, маркетинг, конъюнктура, реклама.

Содержание темы:

Первичным звеном хозяйственной системы является предприятие (фирма). Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.

Действие предприятия невозможно без управления, которое в условиях рыночной экономики принимает форму менеджмента. Менеджмент – это методы, средства и приёмы управления предприятием, используемые в целях повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Управление состоит в решении вопросов: 1) «кто» управляет и «кем»?; 2) «как» осуществляется управление?; 3) «чем» осуществляется управление? Менеджмент включает много видов деятельности: анализ факторов и принятие решений в сфере бизнеса, управление сотрудниками в интересах стоящих перед фирмой задач.

Менеджмент включает в себя: обеспечение сырьём, материалами, финансами, наём квалифицированной рабочей силы, организацию технологического процесса производства.

Методы управления предприятием: регулирование заработной платы и меры материального стимулирования; административное управление с помощью указов и инструкций; социально-психологические методы (например, вручение грамот и благодарностей).

Выбор формы управления фирмой зависит от структуры самой фирмы. В случае единоличного владения весь управленческий процесс ложится на плечи владельца фирмы. На крупных предприятиях можно выделить три уровня менеджмента: высший, средний и низкий. 1 – это директор (президент) и его заместители; 2. – начальники отделов, занимающиеся финансами, сырьём, оборудованием, информацией, маркетингом и т.п.; 3. руководители бригад, мастера, непосредственно организующие работников предприятия для выполнения производственных заданий.

Если менеджмент ориентирован на управление предприятием, то маркетинг содействует продвижению товаров на рынке. Маркетинг – это совокупность взаимосвязанных мероприятий по анализу состояния рынка и активному продвижению производимых товаров (услуг) до потребителя. Специалиста по маркетингу называют маркетологом.

Основными функциями маркетинга являются: всестороннее исследование рынка и спроса покупателей, сбор информации о рынках сбыта для прогнозирования возможных продаж и поддержания спроса, стандартизация и сертификация (установление определённых характеристик для товаров и услуг), реклама и дизайн, планирование ассортимента продукции, определение продажной цены, обслуживание потребителей, транспортировка и складирование товара, страхование.

Составляющие маркетинга: продукт, продажная цена, продвижение, позиция.

Ключевым моментом маркетинга является продвижение товара. Он необходим для поддержания текущего спроса. Для этого используется реклама. С помощью рекламы осуществляется информирование различными способами и средствами потенциальных покупателей о потребительских свойствах товаров и услуг с целью формирования спроса на них.

Виды рекламы: информативная (информация о товарах, новинках, о применении товаров), увещевательная (формирование предпочтения к марке товара, убеждение в необходимости покупать данный товар), напоминающая (извещение о надобности этого товара в ближайшем будущем, указание места приобретения товара).

Маркетинг позволяет предвидеть конъюнктуру (колебания экономической активности, совокупность признаков, характеризующих состояние экономики в определённый период), способствует удовлетворению спроса на товары.

Вопросы для повторения:

1. Что собой представляет предприятие (фирма)?                                                                                          2. В чём сущность менеджмента?                                                                                                           3. Каковы основные вопросы управления?                                                                                             4. Назовите составные элементы управления.                                                                                          5. Каковы методы управления предприятием?                                                                                                6. Какие существую уровни управления?                                                                                                                                                                       7. В чём сущность маркетинга?                                                                                                                  8. Назовите функции маркетинга.                                                                                                           9. Выделите составные элементы маркетинга.                                                                                      10. Что такое реклама и каковы её виды?                                                                                                            11. Что такое конъюнктура?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: