Скульптура 1920-30 х

18.05.2020

 

 

Введение

  • 1 Характерные особенности периода
  • 2 Периодизация
    • 2.1 Искусство периода Революции и Гражданской войны
      • 2.1.1 Политика правительства в отношении искусства; ленинский план монументальной пропаганды
      • 2.1.2. Живопись и графика
      • 2.1.3. Архитектура.
    • 2.2 Искусство 1921—1941 годов
        • 2.2.1.1 Особенности.
        • 2.2.1.2 АХРР
        • 2.2.1.3 ОСТ
        • 2.2.1.4 4 искусства и ОМХ
      • 2.2.2 Графика 1920-30 х
      • 2.2.3 Скульптура 1920-30х
      • 2.2.4 Монументальная живопись
      • 2.2.6 Социалистический реализм
      • 2.2.7 Живопись 1920-30 х годов
      • 2.2.8 Архитектура 1920-30х
    • 2.3 Искусство периода Великой Отечественной войны
      • 2.3.1. Особенности
      • 2.3.2 Плакат
      • 2.3.3 Живопись
      • 2.3.4.Графика
      • 2.3.5 Скульптура
      • 2.3.6 Архитектура.
    • 2.4 Искусство послевоенного периода
      • 2.4.1 Особенности.
      • 2.4.2. Живопись
      • 2.4.3. Графика
      • 2.4.4. Скульптура
      • 2.4.5. Сталинский ампир


Примечания.

 


 



Характерные особенности

· Идеологическое содержание начинает выдвигаться на первый план.

· Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу трудящихся масс, оно должно быть понятно этими массами и любимо ими. Оно должно выражать чувства, мысли и волю этих масс, поднимать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их.

· Основные задачи советского искусства: служить народу, отстаивать общее дело борьбы за социализм и коммунизм, нести людям правду, рождать в них творческое начало.

· Кроме того, важными понятиями были народность и многонациональность.

 

Ленинский план монументальной пропаганды и отношение правительства.

Важным аспектом политики правительства в области искусства стал вопрос музеев. В первые годы советская власть национализировала художественные музеи, частные собрания и коллекции (Третьяковская галерея, частные галереи Щукина, Морозова, Остроухова — в Москве, Эрмитаж, Русский музей и проч. — в Петрограде). Был национализирован московский Кремль, его соборы превращены в музеи, предприняты меры по охране памятников Звенигорода, Дмитрова, Коломны,

В 1918 году Ленин издал декрет «О памятниках республики». В нём оглашался план воздействия на народные массы с помощью скульптуры. За короткие сроки лучшими советскими скульпторами было возведено множество памятников деятелям революции и культуры. К сожалению, большинство из них не сохранилось из-за дешевизны примененных материалов..

Виды искусства, способные «жить» на улицах, в первые годы после революции играли важнейшую роль в «формировании общественного и эстетического сознания революционного народа». Поэтому наряду с монументальной скульптурой самое активное развитие получил политический плакат. Он оказался самым мобильным и оперативным видом искусства.

Живопись. Графика.

В первые годы революции продолжали развиваться традиционные станковые формы. Многие из советских художников старшего поколения первых лет советской власти сформировались ещё в предреволюционные годы и «соприкосновение с новой жизнью было сопряжено для них с немалыми сложностями»

Советское искусствознание делило мастеров советской живописи этого периода на две группы:

  • художники, которые стремились запечатлеть сюжеты привычным изобразительным языком.
  • художники, которые использовали более сложное, образное восприятие современности. Они создавали образы-символы, в которых пытались выразить свое «поэтическое, вдохновенное» восприятие эпохи в её новом состоянии.

Архитектура.

В военный период большинство архитекторов осталось без работы и занималось «бумажной архитектурой». Некоторые сотрудничали со скульпторами, создавая памятники (Л. В. Руднев, памятник «Жертвам репрессии» на Марсовом поле, 1917—1919).

Владимир Татлин в 1920 году создал свою знаменитую башню, которая стала символом нового направления в искусстве, выражением смелости и решительности исканий

Искусство 1921—1941 годов.

В советских учебниках этот период характеризовался как «Искусство в период борьбы за победу социализма и упрочение социалистического общества». 1921 год — дата окончания Гражданской войны, в советской историографии принимается за начальную точку отчёта. С этого времени в стране происходит восстановление хозяйства, реорганизация экономики по социалистическому принципу, разрушение старых привычных устоев быта. Все это нашло отражение в искусстве.

Особенности:

I. Сохранение художественного наследия прошлого

II. Расцвет агитационного массового искусства

III. Множество стилевых направлений

IV. Монументальное отражение классических традиций, новые символики и революц. Романтики.

АХРР

Особенности: Тематические выставки; приуроченные к знаменательным датам советской действительности.

I. Митрофан Греков. «Тачанка», 1925

II. И. И. Бродский, «В. И. Ленин в Смольном в 1917 году», 1930

III. Исаак Бродский («Выступление Ленина на путиловском заводе», «Ленин в Смольном»

IV.  Георгий Ряжский («Делегатка», 1927; «Председательница», 1928)

V. портретист Сергей Малютин («Портрет Фурманова», 1922)

VI. Ефим Чепцов («Заседание сельячейки», 1924)

ОСТ

Общество художников-станковистов, основанное в 1925 году, включало художников с менее консервативными с точки зрения живописи взглядами, в основном, студентов ВХУТЕМАСа.

I. Вильямс «Гамбургское восстание») «Перед спуском в шахту»

II. А. Дейнека. «Оборона Петрограда», 1928

III. Лабас, Лучишкин («Шар улетел», «Я люблю жизнь»)

IV. Дейнека («На стройке новых цехов», 1925

V. Пименов («Тяжелая индустрия»)

Искусства и ОМХ

Общество «Четыре искусства» было основано художниками, входившими ранее в Мир искусства и Голубую розу, которые бережно относились к культуре и языку живописи. Самые видные члены объединения: Павел Кузнецов, Петров-Водкин, Сарьян, Фаворский и многие другие выдающиеся мастера. Для общества была характерна философская подоплека с адекватным пластическим выражением.

Особенности:

I. Утверждения реализма на основе достижений французской художественной школы: провозглашение приоритета художественного качества работы над сюжетом произведения.

Представители:

§ Архитектура: И.В.Шоптовский; В.А.Щуко; А.В.Щусев.

§ Скульптура: И.С.Ефимов; А.Т.Матвеев; В.И.Мухина

§ Живопись: П.В.Кузнецов; К.С.Петров-Водкин; М.С. Сарьян

§ Графика: В.А.Фаворский; А.И.Кравченко; А.П.Остроумова-Лебедева

 

Графика 1930-х годов

Особенности: Значение реалистической иллюстрации. Помимо иллюстрации, в технике гравюры получила распространение листовая гравюра — эстамп.

I. Игнатий Нивинский. ЗаГЭС. 1927. Цветной офорт, сухая игла.

II. «Ласточка». Иллюстрация Е. Кибрика к повести Р.Роллана «Кола Брюньон».

III. Кукрыниксы цикл к «Господам Головлевым», «Тоска» (1941)

IV. Фаворский использует технику гравюры на дереве: циклы иллюстраций к Пришвину (1933-35), «Слову о полку Игореве», дантовой Vita Nova, шекспировскому «Гамлету» (1940)

V. Д.А.Шмаринов –Иллюстрации к роману «Преступление и наказание»

VI. Кибрик получил известность литографиями к книге Ромена Роллана «Кола Брюньон» (1936), из которых особое распространение получил образ Ласточки, своего рода «Деревенской Джоконды»

 VII. Лучшим циклом Герасимова считается рисунки чёрной акварелью к горьковскому «Делу Артамоновых»

В эти годы идеологическая политика государства вызывает к публикации ряд произведений народного эпоса, которые также обильно иллюстрируются: «Слово о полку Игореве», «Давид Сасунский», «Витязь в тигровой шкуре», «Джангар», затем «Манас». Ерванд Кочар создает рисунки тушью к «Давиду Сасунскому», Сергей Кобуладзе — иллюстрации к «Витязю в тигровой шкуре»; в своих работах они ориентируются на средневековые традиции, модернизируя их, приспосабливая к современному пониманию книги.

Скульптура 1920-30 х.

Особенности:Участие скульпторов в оформлении метрополитена, клубов, стадионов, советских павильонов международных выставок В.И.Мухина –проект памятника Горькому «Рабочий и Колхозница». Тяготение к монументальности

I. Сарра Лебедева-  портрет Дзержинского (1925)

II. Александр Матвеев  («Раздевающаяся женщина», «Женщина, надевающая туфлю»), а также знаменитый «Октябрь» (1927), где в композицию включены 3 обнаженные мужские фигуры — сочетание классических традиций и идеала «человека эпохи Революции» (атрибуты — серп, молот, буденовка).

III. И. Шадр. «Булыжник — орудие пролетариата. 1905 год»

IV. Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 года

V. Андреев «Ленин-Вождь»

VI. И. Шадр. Памятник Максиму Горькому

 VII. Вера Мухина формируется как мастер тоже в 20-е. В этот период она создает проект памятника «Освобожденный труд» (1920, не сохранился), «Крестьянка» (1927).

VIII. Иван Шадр статуи «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин», «Красноармеец»

Основная тенденция развития скульптуры этого периода — также тяготение к монументальности. Ясней всего их выражает творчество Веры Мухиной. Её работы этого периода — портрет доктора А. А. Замкова (1934-35) — мужа скульптора, а также архитектора С. А. Замкова (1934-35), который приводился советскими искусствоведами как пример «собирательного образа молодого человека 1930-х годов»[18]. В 1936 году в Париже состоялась Всемирная выставка, советский павильон для которой создал Борис Иофан. Мухина выиграла конкурс на создание статуи, которая по замыслу Иофана должна была его увенчивать — так появилась знаменитая скульптурная группа «Рабочий и колхозница», прославившая её имя. В конце 30-х она принимает участие в ряде конкурсов, в частности, создавая проект памятника молодому Максиму Горькому в переименованном в его честь Нижнем Новгороде. Также она выполняет ряд моделей и декоративных проектов для украшения новых сооружений — Москворецкого моста, статую «Родина» для Рыбинского узла канала Москва-Волга и проч.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: