Опричнина - самодержавие в понимании Ивана грозного

Падение Избранной Рады

Противоречия между царем и его приближенными нарастали постепенно, помимо воли всех действующих лиц. Царю, который был воспитан на мысли, что он единоличный богоизбранный правитель, было все тяжелее сносить опеку Сильвестра и осознавать, что в действительности страной правит Алексей Адашев. Иван видел в своих подданных холопов. Позже, споря с Андреем Курбским, Грозный выявил принцип царской власти: «А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнить вольны же!» Иван хотел, чтобы сподвижники беспрекословно повиновались его воле. Адашев и Сильвестр  имели свое мнение и понятие о чести. Они считали, что у аристократии помимо обязанностей перед монархом должны быть и права, а у монарха есть долг перед страной, не вписывались в выдвинутую Иваном IV формулу деспотизма.

При Избранной Раде не все было гладко. Были проблемы с набором стрелецкого войска и созданием народного ополчения в военное время. Эти мероприятия просто напросто разоряли центр страны. Огромные затраты уходили на войны. Соответственно, росли налоги (это очень плохо сказывалось на хозяйстве). Население находилось в волнении.

В 1553 году Грозный заболел горячкой. Сразу же поползли слухи о скорой концине царя. Придя в себя после бреда, Иван велел написать завещание, в котором объявлял наследником своего сына Дмитрия, который родился в прошлом году. Но когда в царской столовой палате собрали бояр для присяги, многие отказались присягать. Боярин Федор Григорьевич, молвил: «Мы служили тебе и сыну твоему рады, но сын твой, государь наш, еще в пеленках, а владеть нами будут Захарьины… А мы уже от бояр до твоего возраста беды многие видели». Закончились события 1553 г. так: Дмитрию, в конце концов, присягнули все, в том числе и Владимир Старицкий. Потом 23-летний царь Иван все же выздоровел, зато его несчастный первенец Дмитрий вскоре погиб. Кормилица, переходя по мосткам реку, обронила мальчика, и тот захлебнулся. Несчастные родители позже утешились рождением других сыновей – царевичей Ивана и Федора.

Некоторые историки полагали, что падению Избранной рады способствовали и разногласия Грозного с Адашевым по вопросам внешней политики. Сам Иван говорил, что удалил людей Избранной рады, считая их виновниками болезни и преждевременной кончины его супруги – Анастасии.

В 1560 г. царь сослал Сильвестра в Соловецкий монастырь. Грозный гордился, что не казнил его, а просто прогнал с глаз долой. Потом опала была наложена на Адашевыъ. Алексея и Данилу отослали воеводами на Ливонскую войну. Но вслед им было послано войско, чтобы «взять изменников под стражу». Алексея не застали в живых, Данилу заключили под стражу, а потом казнили. Немилость пала почти на всех членов рады и правительственный круг распался.

 

Введение Опричнины

Избраная Рада пала. Это событие расценивается разными историками по-разному. Б.В. Кобрин считает, что это было проявлением конфликта двух программ централизации России: путем медленных структурных реформ или стремительно, силовым путем. Историки считают, что выбор второго пути обусловлен личным характером Ивана Грозного, не желавшего слушать людей, которые не согласны с его политикой. Также большую роль повлияло стремление Ивана к самодержавной абсолютной власти (которое овладело им еще в юности). Таким образом Иван становится на путь ужесточения власти после 1560 г.

По мнению Р.Г. Скрынникова, знать бы легко простила Грозному отставку его советников Адашева и Сильвестра, но она не желала мириться с покушением на прерогативы боярской Думы. Идеолог боярства Курбский самым решительным образом протестовал против ущемления привилегий знати и передачи функция управления в руки приказных (дьяков):

«Писарям русским князь великий зело верит, а избирает их ни от шляхетского роду, ни от благородна, но паче от поповичей или от простого всенародства, а то ненавидячи творит вельмож своих».[3]

Царский указ от 15 января 1562 года об ограничении их вотчинных прав вызвал недовольства князей еще больше, чем прежде уравнивавший их с поместным дворянством. Поэтому в начале 1560-х годов среди знати появилось стремление бежать от Ивана IV за границу. Например, дважды пытался бежать за рубеж И.Д.Бельский, были пойманы при попытке к бегству и прощены князь М.В.Глинский и И.В.Шереметьев. Среди приближенных царя наросла напряженность. Зимой 1563 сбежали к полякам боярин Колычев, Т.Пухов-Тетерин. В измене и сговоре с поляками был обвинен, но после помилован наместник г.Стародуба В.Фуников.

Неудачи были и в военном деле. Так, в 1564 г. русское войско было разбито на р. Уле. Некоторые считают, что это послужило причиной начала казней тех, кого Грозный счел виновниками поражения. Были казнены многие князья и чиновники.

В начале декабря 1564 года была предпринята попытка вооруженного мятежа против царя. В ней приняли участие западные силы:

«Многие знатные вельможи собрали в Литве и в Польше немалую партию и хотели с оружием идти против царя своего»[4]

В 1565 году Иван IV объявил о введении Опричнины в стране. При этом страна была разделена на две части: «Государеву светлость Опричнину» и земство. В Опричнину вошли в основном северо-восточные земли, на которых было мало бояр-вотчинников. Центр Опричнины – Александровская слобода (Новая резиденция Грозного. Именно из нее 3 января 1565 гонцом была доставлена грамота духовенству, народу и боярской Думе об отречении царя от престола). Однако, Веселовский считает, что Иван IV не заявлял об отказе от власти, но перспектива ухода государя и наступления «безгосударственного времени», когда вельможи смогут снова заставить ремесленников и городских торговцев делать все для них даром, не могла не взволновать московских горожан.

 

Опричное войско

Указ о введении Опричнины утвердили высшие органы духовной и светской знати – Освященный собор и Боярская Дума. В том же 1565 году началось образование опричного войска.

Войско составляли Опричники, которых при Иване Грозном называли «государьевы люди». По сословному составу они были разнородной массой – в их числе были бояре, князья и дворяне. Опричники давали царю клятву в верности и отрекались от своих семей. Также они обещали жить отдельно от земских людей. Дворянский состав опричнины и принесение личной присяге главе конгрегации позволяет говорить об опричнине, как об орденском образовании. Опричники одевались в черную одежду, похожую на монашескую. Считается, что опричники имели особые знаки различия (прикрепленные к седлу метла – чтобы выметать измену и собачья голова – чтобы вынюхивать и выгрызать измену). Однако, наличие собачьей головы упоминают не все современники, а «метла» таковой могла не являться.

 Сначала был сформирован отряд из тысячи человек, которые были избраны из опричных уездов. Позже количество опричников достигло шести тысяч человек. В их число также включались отряды стрельцов с опричных территорий. С 1565 года служилые стали делиться на 2 класса: дети боярские из земщины и дети боярские «дворцовые и городовые», то есть те, кто получал жалование с царского двора. Поэтому опричным войском нужно считать не только Государев полк, но и служилых людей, которые были набраны с опричных территорий и служили под начальством опричных воевод.

Многие историки упоминают 500-800 людей «особой опричнины». Они служили в случае особой необходимости в роли доверенных царских порученцев, осуществляли охранные, следственные, разведывательные и карательные функции. Летописец, по мнению Фроянова возлагает вину за беды, обрушившиеся на Россию на саму «Русскую землю, погрязшую в грехах, междоусобной брани и изменах»:

«И потом по грехом Руския всея земли, восташа мятеж велик и ненависть во всех людях, и междоусобная брань и беда велика, и государя на гнев подвигли, и за великую измену царь учиниша опричнину».[5]

С помощью опричников, освобожденных от судебной ответственности, Иван IV конфисковал боярские и княжеские вотчины и отдавал их дворянам-опричникам. Самим боярам и князьям предоставлялись поместья в других областях страны (обычно в Поволжье).

Царь исполнял ряд монашеских обязанностей. Например, в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра – к заутрене, в восемь начиналась обедня. Грозный показывал пример благочестия – усердно выполнял все требования. При всем этом есть свидетельства, что приказы о казнях, пытках и других жестоких наказаниях отдавались в церкви.

Введение опричнины поспособствовало массовым репрессиям. Казни, конфискации и опалы были практически ежедневными мероприятиями. В 1566 г. часть опальных была возвращена, но после Собора 1566 г. и требований об отмене опричнины террор возобновился.

В начале 1567 года Иван IV передал через посланника королеве Елизавете I просьбу о предоставлении убежища в Англии. Поводом послужили дошедшие до царя известия о заговоре в земщине, целью которого было свержение с Грозного с престола. По этому делу последовал ряд казней, также в Коломну был сослан конюший боярин Иван Фёдоров-Челяднин, крайне популярный в народе своей неподкупностью и судейской добросовестностью (незадолго перед тем он доказал свою верность царю, выдав подосланного к нему польского агента с грамотами от короля).С этими событиями связано публичное выступление митрополита Филиппа против царя: 22 марта 1568 г. в Успенском соборе он отказался благословить царя и потребовал отменить опричнину. В ответ опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, затем против митрополита был возбужден процесс в церковном суде. Филипп был извергнут из сана и сослан в Тверской Отрочь монастырь.

В этом же году Челядин-Федоров был обвинен в попытке свергнуть царя с помощью слуг. Федоров и тридцать человек, которых признали его сообщниками, были казнены. Убиты были Иван Петрович Федоров, Михаил Колычем с сыновьями, князь Андрей Катырев, Федор Троекуров, Михаил Лыков с племянником. Всего было убито 369 человек. Эти репрессии носили беспорядочный характер. Брали без разбора знакомых и сторонников Адашева и Челядина, родню сбежавших за границу дворян и т.д. Репрессировали всех, кто протестовал против опричнины. Многих казнили даже без ведения суда, по малейшим доносам или оговорам под пытками. Федорова Грозный лично ударил ножом, а только потом опричники изрезали его своими ножами. Царь не считался ни с чем. Например, в 1569 году он велел казнить своего двоюродного брата под предлогом покушения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: