Терминологический словарь

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Республики Крым

«Евпаторийский медицинский колледж»

План занятия (практическое) №36

Тема занятия: «Проведение раздачи лекарственных средств в отделении».

Цель занятия:

Образовательная:

Систематизировать знания студентов, полученных в ходе теоретического занятия, способствовать усвоению правил хранения лекарственных средств в отделении, правил раздачи лекарственных средств в отделении.

Ход занятия:

1. Организационный момент: проверка присутствующих в он-лайн режиме.

2. Оценка знаний студентов (проверка исходного уровня знаний):

а) проверка знаний: вопросы к письменному опросу.

б) проверка внеаудиторной самостоятельной работы: проверка домашнего задания.

в) подведение итогов контроля: оценка исходных знаний.

3. Записать алгоритмы действия медицинской сестры при раздаче лекарственных средств, рекомендации по обучению пациента правилам поведения при приёме лекарственных средств, работа с приложениями.

4. Итоговый контроль: Тестовый контроль конечного уровня знаний. Решение ситуационных задач (Приложение).

Запись выводов в дневник.

6. Домашнее задание:

1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» учебн. пособие - 2-е изд., испр. и доп.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.- стр. 338-340.

7. Подведение итогов занятия, оценка работы студентов: Сообщение о полученных оценках, разъяснение ошибок.

 

Терминологический словарь

Доза – количество поступающего в организм лекарства.

Экстракты – концентрированные сухие или жидкие вытяжки с растительного сырья.

Ингаляция – попадание в органы дыхательной системы газообразных веществ или аэрозолей с током вдыхаемого воздуха.

Микстуры – получают путём растворения твердых лекарственных средств в воде.

Настойки – жидкие спиртовые, водно-спиртовые и эфирно-спиртовые вытяжки с растительного сырья.

Настои – водная вытяжка с растительного сырья, полученная путём настаивания.

Отвары – отваренные на воде растения, на водяной бане.

Резорбтивное действие – действие лекарственного средства, проявляющееся после введения их в кровь.

Ректальный путь введения лекарственных средств – введение лекарственных средств через прямую кишку.

Растворы – прозрачная, однородная жидкость.

Суппозиторий – свеча.

Сублингвальный способ введения лекарственных средств – введение лекарственных средств под язык.

Фармакотерапия -использование лекарственных препаратов в лечебных целях.

                                                          

      

 

 

Приложение

Вопросы для письменного опроса:

 

1. Что означает понятие «фармакотерапия»?

 

2. Что означает понятие «доза»?

 

3. Где хранятся таблетированные лекарственные препараты в отделении стационара?

 

4. Где хранятся микстуры и отвары?

 

5. Перечислите особенности хранения наркотических и сильнодействующих препаратов.

 

6. Кто занимается раздачей лекарственных средств в отделении стационара?

 

7. Какие вы знаете правила раздачи лекарственных средств?

 

8. Перечислите способы введения лекарственных средств.

 

9. Кто определяет способ введения лекарственных средств?

 

10. В каком документе делается отметка о выполненной манипуляции о раздаче лекарственных средств?

 

 

Приложение

 

Приложение

Алгоритм по выполнению практического навыка:

«Правила раздачи лекарственных средств»

Цель: Обеспечить своевременный прием лекарственных препаратов пациентами.

Показания: Является самым удобным способом введения лекарственных средств, при различных заболеваниях человека.

Противопоказания:

1. Категорический отказ пациента от приема лекарств.

2. Аллергические реакции.

3. Неукротимая рвота.

4. Бессознательное состояние пациента.

Оснащение:

Для рук медсестры: жидкое мыло, вода, салфетки, перчатки.

Для раздачи лекарств: передвижной столик, ножницы, графин с кипяченой водой комнатной температуры, мензурки, ложки (по кол-ву пациентов), лоток для использованных мензурок, минеральную воду, стаканы (по кол-ву пациентов),

лекарственные средства в упаковках, мелко порубленные кусочки сахара,

чистый лист бумаги, пипетки, сестринские листы назначений (журнал назначений). Дальнейший набор зависит от заболеваний пациентов.

Техника выполнения:

1. Медсестра моет руки с мылом и одевает перчатки.

2. Поставьте на передвижной столик емкости с лекарственными препаратами (твердыми и жидкими), пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями), мензурки, графин с водой, ножницы, листки назначений.

3. Подойдя к пациенту, убедитесь, что перед вами пациент, фамилия которого указана в листе назначений. Будьте внимательны при наличии однофамильцев.

4. Внимательно прочитайте назначение: название лекарственного вещества, его дозировку и способ применения, обратить внимание на срок годности, внешний вид лекарственного препарата,  жидкие лекарства взболтать, посмотреть на свет.

5. Проверьте соответствие этикеток на упаковке и на лекарственном средстве. Упаковку с таблетками из фольги или бумаги отрежьте ножницами; таблетки из флакона аккуратно вытряхните в ложку.

6. Медсестра следит, за тем, чтобы пациенты принимали лекарственные средства в ее присутствии, объясняя правила приема (за исключением средств, применяемых во время еды).

- до еды принимаются лекарства при заболевании желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), их принимают за 15 минут до приема пищи; Пример: альмогель, гевискон, маалокс и т.д.

- во время еды -лекарства, улучшающие пищеварение; Пример: фестал, панзинорм, сок желудочный натуральный и т.д.

- после еды - раздражающие слизистую оболочку желудочно- кишечного тракта, лекарственные средства принимают за 15 минут после приема пищи; Пример: препараты железа, ацетилсалициловая кислота, раствор кальция хлорида и т.д.

-натощак -принимаются лекарственные средства за 20-60 минут до еды (противоглистные, слабительные) утром до завтрака.

Внутрь принимают таблетки, порошки, капсулы, драже. Для того их нужно поместить на корень языка и проглотить, запивая ½ стаканом воды.

Микстуры, отвары налить в мензурки (ложку); спиртовые настойки, экстракты и другие препараты, дозирующиеся в каплях, отмеряют пипеткой или капельницей, вмонтированной в пробку, капают в мензурку и добавляют немного воды.

Под язык принимаются лекарства для быстрого всасывания - валидол, нитроглицерин- в виде таблеток, капсул или растворов: таблетку положить под язык до полного растворения, при этом разговаривать пациенту нельзя, растворы наносят на небольшие кусочки сахара до полного растворения или кусочек хлеба кладут под язык на 10-15 мин; капсулу предлагают больному раздавить зубами. Сердечные средства должны находиться на тумбочке у пациента постоянно.

Снотворные должны быть приняты пациентами за 30 минут до сна (если одновременно назначено обезболивающее, его дают за 15-20 мин до снотворного).

Порошок высыпают на корень языка больного и дают запить водой или разводят предварительно его в воде.

7. Сделайте отметку в листе назначений о приеме препаратов

Примечание:

1. Медсестра не имеет права назначать, отменять или заменять лекарства.

2. При приеме внутрь вновь назначенного лекарства медсестре необходимо наблюдать за пациентом для своевременного выявления возможных побочных реакций или осложнений.

Обо всех побочных реакциях на прием лекарств, а также об отказе пациента от приема лекарств немедленно сообщить врачу.

1. Лекарства раздражающие ЖКТ запивать молоком, киселем.

2. Сульфаниламидные препараты запивать щелочным питьем (боржоми, 0,5ч. л натрия гидрокарбоната на 200 мл воды).

3. Аспирин -растолочь, растворить в 100 мл воды и принять после еды.

4. Тетрациклин - нельзя запивать молоком, т.к. от этого образуются нерастворимые соединения.

5. Препараты железа - не измельчать, а при секреторной недостаточности запивать желудочным соком. Из пищевых продуктов исключаются дубильные вещества, чай, кофе, молочные продукты.

Приложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: