Часть 4. Голландское искусство XVII В

1) В зале 249.3 найдите и опишите картину с «медицинским сюжетом». Ответьте на вопрос: больна ли «больная» и каким способом врач «привел ее в чувство»?

В зале 249.3 мне сразу приглянулась картина с «медицинским сюжетом» - это «Больная и врач», автором которой является Ян Стен, написанная около 1660 года в Голландии.

Больная, изображенная в центре, не очень похожа на больную, румянец на щеках, не бледная кожа выдают ее. Как мы видим, врач, держащий за руку, привел ее в чувство, возможно, после обморока, скорее наигранного, при помощи запаха с сжигаемого шерстяного шнура, торчащего из грелки.

Также мы видим, что врач не заинтересован здоровьем симулянтки, ему гораздо интереснее послушать рассказ служанки-сплетницы, что-то шепчущей ему на ухо. Да и к тому же, что может сделать врач с неразделенной любовью? Как гласит голландская мудрость, «там лекарство не поможет, где виной всему любовь»! Потухшая свеча, очевидно, намекает на потухшие чувства возлюбленного, по которому тоскует девушка.

2) В зале 245.4 найдите и опишите картину, изображающую сцену лечения больного знахарем-шарлатаном. Ответьте на вопрос: чем болен «больной»?

Подходящая под данное описание в зале 245.4 картина – это «Деревенский шарлатан (Излечение камня глупости)», написанная Адрианом Браувером в 1620-х гг. во Фландрии.

 «Врач», изображенный на картине, исцеляет больных от глупости при помощи извлечения из головы «больного» окровавленный камень, сделав при этом надрез над его бровью. Ярморочный знахарь-шарлатан спрятал этот камень между пальцев заранее, и делал он эту процедуру «исцеления» неоднократно, поскольку на переднем плане картины на земле изображены эти самые окровавленные камушки, якобы были извлеченные из двух предыдущих пациентов. Один из которых, мужчина слева у которого повязка на голове, а второй, тоже с повязкой, но на заднем плане, с поднятыми руками.

Браувер создал своеобразное произведение на тему «Извлечение камня глупости», воплощающую вполне определенную идею: человеческая глупость неизлечима хирургическим путем. Для того, чтобы человек поумнел, не помогут никакие шарлатаны, здесь необходимы усидчивость, трудолюбие и стремление к большему.

3) В зале 254 найдите и опишите картину, отражающую христианскую идею всепрощения и милосердия. Ответьте на вопрос: к какому евангельскому сюжету она восходит?

Картина, отражающая христианскую идею всепрощения и милосердия, - это работа Рембранта Харменса ван Рейна «Возвращение блудного сына», написанная около 1668 г. в Голландии.

Христос, рассказывая «Притчу о блудном сыне», говорит и показывает милосердие и любовь Бога-Отца к людям. Блудный сын по юности, по глупости своей взял у отца половину имения и растратил на развлечения, оставшись без гроша на существование, он жил и питался со свиньями. В один момент он вспомнил, что у его отца даже слуги лучше питаются и живут, чем он, поэтому сын пошел к отцу просить прощения. «И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его». Точно также и каждый грешник, осознавая все свои грехи, приходит к Богу и получает прощение, милость и любовь.

Именно момент милосердия и прощения представлен на картине, воссоединение отца и сына, или блудной овцы и своего пастыря!



ЧАСТЬ 5. БУДДИЙСКОЕ ИСКУССТВО

Введите поисковый запрос – одиннадцатиликий бодхисаттва. Рассмотрите три открывшихся изображения, выберите то из них, которое содержит подробное описание. Опишите экспонат. Какой бодхисаттва здесь изображен и почему он изображается с 11 лицами и 8 руками?

Из данных изображений больше всего нам подходит «Одиннадцатиликий бодхисаттва Авалокитешвара», созданный в XII – XIII вв.

В центре тангка, написанной клеевыми красками на холсте, популярный персонаж буддийской мифологии - бодхисаттва милосердия Авалокитешвара. Одиннадцать голов Авалокитешвары и восемь рук образовались от сочувствия к несчастьям людей и стремления им помочь. Белая фигура бодхисаттвы изображена на лотосовом троне. Центральный лик показан "по-тибетски" в фас, остальные составляют пирамидообразную композицию, увенчанную красной головой Будды Амитабхи - владыки рая Сукхавати, в котором могут перерождаться все страдающие живые существа. Руки Авалокитешвары сложены в мудра - символические жесты - или держат атрибуты. Позади бодхисаттвы слева и справа на темно-зеленом фоне, характерном для икон Хара-Хото, выделяются фигуры монахов, написанные в китайской традиции. Над центральной частью тангка в верхнем ряду - пять изображений будд. Авалокитешвара окружен четырьмя разноцветными фигурами Стражей сторон света. Внизу на одном троне сидят слева направо: красный Хаягрива - одно из воплощений Авалокитешвары; белая Ситатапатра, желтая Маричи и Зеленая Тара, родившаяся из слез бодхисаттвы. Икона написана согласно тибетской художественной традиции, хотя ее стиль включает элементы китайского и индийского буддийского искусства. Земным воплощением Авалокитешвары приверженцы ламаизма считают Далай-ламу. Это одна из лучших тангка большой коллекции тангутской живописи, привезенной из города Хара-Хото (провинция Ганьсу, КНР) в Россию Монголо-Сычуаньской экспедицией 1908-1909 гг. П.К. Козлова.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: