Основные понятия: лекция, семинар, система обучения
Общепринятой и самой распространенной формой организации обучения в школе по-прежнему остается комбинированный урок, на котором недостаточно времени для восприятия большого объема предметного содержания, обсуждения и поиска решения современных проблем, демонстрации более широких знаний.
В последние годы учителя все чаще стали использовать отдельные формы занятий лекционно-семинарской системы обучения в школе, сочетая их с формами обучения классно-урочной системы. Такое сочетание способствует осуществлению преемственности форм и методов обучения в школе и ВУЗе.
Лекция (лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
Лекция (от лат. lectio) - систематическое, последовательное, монологическое устное изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера.
Семинар (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся/обучающиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.
|
|
Как форма обучения, семинары появились в Древней Греции, позже активно применяясь в Древнем Риме и основывались на дискуссии между учеником и преподавателем. Античные философы утверждали, что истина рождается в спорах. В наши дни семинар — это одна из форм проведения обучающих занятий, основными принципами которых являются обсуждение, споры, конструктивный диалог и взаимоуважение.
Лекционно-семинарская система обучения берет свое начало с XIII – XIV веков, когда в Европе возникли первые университеты. На сегодняшний день она является основной формой обучения в высших учебных заведениях. Понятие «читать лекцию» возникло в средневековых университетах. Студенты слушали «чтение преподавателя» на определенную тему. Студенты зачастую переходили из университета в университет для прослушивания конкретного курса. Они слушали «чтение преподавателя» на определенную тему – именно чтение, а не свободное повествование на тему.
В 60-е годы 20 века большую известность получил план Трампа, названного так по имени его разработчика американского профессора педагогики Л. Трампа. Сама лекционно-семинарская система рассчитана на более высокий уровень интеллектуального развития обучающихся, сформированности общеучебных умений, особенно информационных и организационных, и отличается большей степенью индивидуализации, выражающийся в предоставлении ученику полной свободы в выборе содержания образования и методов его освоения.
|
|
В формировании учебного процесса в условиях лекционно-семинарской системы обучения дифференциация является одним из основных звеньев. Учащиеся имеют возможность усвоения материала на различных уровнях сложности. Учитывая свои способности, интересы, потребности, они вправе выбирать объем и глубину учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку. Наряду с традиционными комбинированными уроками, на которых лекцию можно использовать как метод изложения нового материала, учителя часто используют лекции и семинары как форму организации учебного процесса. Использование лекций необходимо в связи с поиском учебного материала в большом объеме текста учебников и небольшим количеством времени, отводимым на изучение темы. Применение лекционно-семинарской системы позволяет учителю излагать учебный материал крупными порциями и на этой основе высвободить время для повторения вопросов теории и решения задач. Такая организация занятий обеспечивает усиление практической и прикладной направленности преподавания, способствует приобщению учащихся к работе с учебной литературой, информацией, представленной различными средствами обучения, повышает уровень их подготовки.
Таким образом, лекционно-семинарская система дает возможность обучающемуся многократно, на разных уровнях познания, поработать над изучаемым материалом. Выполняемая на уроках деятельность помогает интенсифицировать процесс обучения, обеспечивает всестороннее и прочное усвоение знаний каждым учащимся в соответствии с его индивидуальными возможностями и развитием, формирует умение учиться.
Преимущества:
1) В процесс образования включается весь класс. Система обеспечивает занятость каждого обучающегося (конспектирование, работа с источниками, составление тезисов, слушание), отводит каждому свою роль (докладчик, содокладчик, участник дискуссии), обучающийся может взять на себя роль учителя (рецензирование ответов, подведение итогов семинара);
2) Более глубокое изучение материала. Школьные лекции от уроков отличаются большей научностью и более широким оперированием конкретными фактами, выходит за рамки обычного учебника. Семинар подразумевает использование дополнительной литературы и источников и таким образом ученики выступают в роли исследователей;
3) лекционно-семинарская система содействует развитию критического мышления обучающихся, формированию собственных взглядов, подходов, оценок. Ведь чтобы участвовать в дискуссии, нужно иметь свою точку зрения и уметь её доказывать;
4) Лекционно-семинарская система имеет важные общенаучные навыки и умения: составление развёрнутого плана, конспектирование, составление тезисов, написание рефератов, докладов, умение самостоятельно работать со словарями, энциклопедиями и т.д.
Недостатки:
1) Её использование возможно только в старших классах, так как у обучающихся должны быть сформированы важные общие учебные навыки, а младшие школьники не готовы к восприятию достаточно объёмного материала на слух;
2) При применении лекционно-семинарской системы возрастает учебная нагрузка на обучающихся, а не каждый ученик способен освоить список литературы к семинару.
? Подумайте и добавьте свои преимущества и недостатки
Основополагающими принципами учебно-воспитательного процесса в условиях использования лекционно-семинарской системы обучения являются:
1) принцип тематической концентрации учебного материала, который позволяет высвободить время для более прочного усвоения теоретического материала и закрепления полученных знаний на практике;
|
|
2) принцип обучения на оптимальном уровне сложности, реализация которого способствует организации учебного труда обучащихся с учетом их индивидуальных способностей и учебных возможностей;
3) принцип поэтапного рассмотрения учебного материала на разных уровнях познания позволяет многократно на разных уровнях строить процесс обучения по уже сказанной схеме.
Первый уровень познания - урок-лекция, во время которого обучащиеся коллективно воспринимают, осмысливают, усваивают новый материал.
Второй уровень познаний - урок-практикум (урок первичного закрепления и применения знаний в знакомой ситуации), на котором обучащиеся не только осмысливают, но и применяют полученные знания.
Третий уровень познания - урок-семинар, основной задачей которого является закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков в незнакомой или измененной ситуации.
Четвертый уровень познания - урок-консультация, где происходит не только применение знаний, умений и навыков, но и их коррекция.
Пятый уровень познания - урок-зачет, на котором учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме.
4) принцип постоянного и многократного контроля качества и глубины усвоения учебного материала и уровня сформированности учебных умений, что дает возможность обучающемуся многократно, на разных уровнях познания, поработать над получением прочных знаний, применить эти знания на практике, формировать умения и навыки самооценки.
К лекционно-семинарской системе обучения предъявляются следующие важнейшие дидактические требования:
1) высокая методологическая и мировоззренческая направленность;
2) познавательная ценность, которая обеспечивает высокий научный уровень уроков, отражение на занятиях научно-технического прогресса, использование четких и точных доказательств, высказанных положений и суждений;
3) неразрывная связь изучаемого материала с жизнью и окружающей действительностью;
4) мотивация учения, т.е. умение использовать различные виды мотивации, соответствующие содержанию изучаемого материала, характеру познавательной деятельности и возрасту учащихся;
|
|
5) реализация замысла на основе высокой активности всех познавательных процессов: развитие творческого мышления, обучение умению учиться, формирование умений и навыков, опора на все виды внимания, восприятия, запоминания и т. д.;
6) правильный выбор и применение преподавателем разнообразных источников приобретения знаний учащимися, использование различных приемов учебной деятельности;
7) гибкость методики, умение соотносить ее с возрастом обучающихся, уровнем их подготовленности и развития;
8) развитие у обучающихся стремления к знаниям, самообразованию, умения самостоятельно расширять и углублять свои знания;
9) соблюдение педагогического такта, обеспечивающего правильные взаимоотношения между преподавателем и учащимися.
Многие из этих принципов являются общедидактическим руководством деятельностью учителя.
В лекционно-семинарскую систему входят: урок-лекция, урок-консультация, урок-зачет по теории, урок-практикум, урок-семинар и контрольная/самостоятельная работа.
Варианты последовательности построения системы уроков лекционно-семинарской системы обучения могут быть различны. Например:
-вводная лекция
- семинар
- лекция – изложение теоретического материала
- семинар
- зачет
Возможны и другие варианты*. Первоначально рекомендуется вводить только элементы лекционно-семинарской системы обучения.
*
1) урок-лекция → урок-консультация → урок-зачет по теории → уроки-практикумы (первичное закрепление знаний) → уроки-семинары (закрепление и углубление знаний и умений) → контрольная работа;
2) урок-лекция → уроки-практикумы (первичное закрепление знаний) → урок-семинар → урок-консультация → урок-зачет;
3) урок-лекция → урок-консультация → уроки-практикумы (первичное закрепление знаний) → урок-семинар (закрепление и углубление знаний и умений) →контрольная работа;
4) урок-лекция → урок-консультация → уроки-практикумы (первичное закрепление знаний) → контрольная работа → уроки-семинары (закрепление и углубление знаний и умений).
Вариативность компоновки уроков зависит от опыта и мастерства учителя, особенностей класса, изучаемой темы.
Учитель сам определяет необходимое количество часов для лекции, практических занятий, зачета, семинара и т.д. При конструировании системы уроков учитель имеет возможность выбрать подходящий для данной темы вид лекции, определить необходимость консультации, ее место в системе уроков, распределить время для уроков первичного закрепления и практического применения знаний, место и вид семинара, конференции и их необходимость с учетом уровня подготовки класса.
В лекционно-семинарской системе актуальна идея укрупнения дидактических единиц, блочно-модульная подача учебного материала. Часто учителя практикуют ознакомление учащихся с разноуровневым опережающим домашним заданием на всю тему, с проблемными вопросами и заданиями творческого характера, которые будут рассмотрены на семинаре или конференции.