С обретением Украиной независимости система образования вступила в качественно новый этап. В соответствии с разработанной Государственной программой «Образование» (Украина ХХІ века) вектор реформ ориентирован на формирование национальной системы образования, структурные преобразования его основных элементов, демократизацию и украинизацию учебного процесса.
В Донецкой области в 1990-1991 учебном году в системе образования была задействована 1281 государственная школа. К 1995-1996 уч. году их число увеличилось до 1325.
Среди качественных показателей можно отметить:
- деятельность учебных заведений нового типа – гимназий, лицеев, колледжей, которые действуют на основе углубленного изучения отдельных предметов. Это дает возможность развивать творческие способности учеников и наиболее ярко проявлять природные данные каждого в отдельности;
- внедрение принципов гуманизации и гуманитаризации образования;
- совместное творчество учителя и учащегося;
- индивидуализация и дифференциация;
|
|
- открытость и динамичность системы обучения.
Глубокие преобразования охватили и высшую школу. Изменения в обществе требовали повышения роли вузов в подготовке квалифицированных кадров и создание национальной интеллектуальной элиты. В первой половине 90-х годов многие институты Донецкой области были преобразованы в университеты или академии (ДонГТУ, ДонГМУ, Приазовский государственный технический университет, ДонНАСА и др.)
С каждым годом нарастала потребность в адаптации вузов к потребностям рыночной экономики. На Донетчине имелась избыточная численность инженеров и наблюдался дефицит экономистов, менеджеров, юристов, психологов, социологов. Реакцией на подготовку таких специалистов стало создание Донецкой государственной академии управления, открытие в университетах новых специальностей.
Новым явлением стал рост негосударственного сектора в сфере образования, на внебюджетном финансировании (ДИСО, МЭГИ, ДЭГИ, Институт рынка и социальной политики и др.)
Среди проблем в сфере образования можно выделить следующие:
- недостача, отток высококвалифицированных педагогических кадров;
- упадок материально-технической базы вузов;
- ухудшение жилищно-бытовых условий в студенческих общежитиях;
- острый дефицит научной, учебной и методической литературы;
- сокращение подписки на периодические издания.
Наиболее острыми проблемами в нашем регионе являлись: возрождение и развитие украинского языка как государственного; функционирование на территории области русского языка во всех сферах жизни.
После принятия Закона УССР «О языках в Украинской ССР» в 1989 г. положение стало меняться. Начали открываться детские сады, школы, другие учебные заведения, где обучение велось на украинском языке. В вузах перевод на украинский язык пытались решить задачу административными методами: преподавание на украинском языке отдельных предметов. Однако этот путь оказался малоэффективным.
|
|
Более продуктивным стало создание параллельных потоков (русскоязычных и украиноязычных) в ходе приема студентов на первый курс. Этому предшествовала огромная подготовительная работа: спецкурсы для преподавателей, комплектование фонда украинской литературы, учебно-методических пособий.
Переход к рыночным отношениям стал тяжелым испытанием для культуры. Отсутствие необходимых средств стало одной из причин закрытия в области клубных учреждений, массовых библиотек, спортивных секций, кружков.
Но основные культурно-просветительские учреждения продолжали действовать. Работали все театры. В 1994 г. был завершен ремонт здания Донецкого государственного академического театра оперы и балета. В театре стали проходить Международные фестивали «Звезды мирового балета». В театре работает всемирно известный артист Украины Вадим Писарев, который проявил себя и как режиссер, создатель школы хореографического мастерства.
Большим успехом пользуются спектакли Донецкого областного музыкально-драматического театра имени Артема, Донецкого театра кукол, Донецкого областного ТЮЗа.
Центром музыки края является Донецкая государственная консерватория имени Прокофьева, ее выпускники составили костях филармонии, театра оперы и балета, хореографических и вокальных ансамблей. Традиционным стало проведение праздников музыки в честь композитора С. Прокофьева, в 1997 в Донецке был проведен Первый международный мемориальный фестиваль «На родине Сергея Прокофьева»
Со второй половины 90-х годов стали проводится спортивные праздники «Звезды мирового шеста» (инициатор Сергей Бубка), «Золотая Лилия» (инициатор Лилия Подкопаева).
Несмотря на трудности сохранил свой потенциал областной Дворец детского и юношеского творчества, из которого многие коллективы имеют звания «образцовых» и «народных». Дворец является инициатором областных смотров, конкурсов, фестивалей, включая детей-сирот, инвалидов, одаренных детей и входит в группу крупнейших внешкольных учреждений Украины.
По данным переписи 1989 г. в Донецкой области проживают представители 116 национальностей, действуют национально-культурные общества греков (третья по численности национальность), евреев, немцев и других этносов. Важным фактором возрождение национальных культур является образование, создание возможности обучаться на национальных языках. Для подготовки кадров греческой интеллигенции в 1991 г. был открыт Мариупольский гуманитарный институт ДонГУ, открытие в 1995 г. кафедры новогреческой филологии. По инициативе национально-культурных обществ греческим селам возвращены их исторические названия – Сартана (бывшее Приморское), Бугас (Максимовка), Малый Янисоль (Куйбышево), Мангуш (Першотравневое), изданы книги греческих авторов, начали проводить национальные праздники.
В Донецкой области создан ряд еврейских национально-культурных обществ (Тхия, Алеф, Маккаби), которые проводят значительную работу по возрождению культуры, традиций, изучению иврита. Организованы воскресная школа, лекторий, концерты, музыкальные вечера. Открыто здание синагоги, которая была закрыта в 30-е годы.
В 1990-1992 годах созданы и другие национальные общества: «Возрождение» (немцев), «Русь» (русской культуры), Общество малых народов Кавказа и др.. Их деятельность направлена на развитие языков, культур, традиций, защиту прав своих членов, издание литературы, организацию конкурсов, фестивалей, поездок на историческую родину и др.
|
|
Таким образом, в 90-е годы набрало силу движение по национально-культурному возрождению в Донецкой области.
Задания
1.Проработать термины, названия: олигархия, теневая экономика,инфляция,«цветная революция», общественное движение, политическая партия.
2. Заполнить хронологическую ленту, определив основные события по датам:
1 декабря 1991 г. –
1991 - 1994 –
8 декабря 1991 г. –
Июнь 1993 г. –
Марта 1994 г.
1994 г. –
1994 – 2004 –
28 июня 1996 г. –
2004 г. –
28 ноября 2004 г. –
8 декабря 2004 г. –
2004 – 2010 –
2010 – 2014 –
3. Заполните текстовые таблицы: