Болезни нервной системы у новорожденных

Болезни нервной системы у новорожденных (перина­тальные заболевания) обусловлены воздействием различ­ных патологических факторов в предродовом периоде, во время родов и в первые дни жизни ребенка. Причиной их являются болезни матери, акушерская патология, особен­но травма в родах. В результате у ребенка развивается ряд патологических состояний, наиболее частое из кото­рых - гипоксия плода и асфиксия новорожденного.

Асфиксия новорожденного - кислородная недостаточ­ность в родах - является одной из основных причин (40%) перинатальной смертности.

Клинически наблюдается длительное полубессознатель­ное состояние — ребенок лежит с закрытыми глазами, стра­дальческим выражением лица, стонет, не реагирует на раз­дражения. Определяются ряд неврологических синдромов.

Нарушение функции черепных нервов - кровоизлияние в сетчатую оболочку глаза, косоглазие, анизокория, птоз, нистагм, смещение глазных яблок вниз (симптом «захо­дящего солнца»), асимметрия лица, бульбарные наруше­ния (угнетение функции сосания, глотания, фонации).

Нарушение мышечного тонуса. При мышечной гипото­нии наблюдается «поза лягушонка». Высокий мышечный тонус может достигать степени ригидности, когда ручки и ножки приведены к туловищу или резко выпрямлены, а голова закинута назад. Это может сочетаться с общим беспокойством, тремором подбородка и рук, срыгиванием, рвотой, высокими рефлексами.

Судорожный синдром наблюдается у 50 % детей, ро­дившихся в асфиксии. Он проявляется в виде приступов кивков, причмокиваний, подергиваний глазных яблок, спаз­мов взора, тремора рук, общих вздрагиваний.

Гидроцефальный синдром характеризуется увеличени­ем размеров головы, родничков, расхождением черепных швов, выраженной венозной сетью на коже лба, висков, волосистой части головы.

Вегетативно-висцеральные нарушения проявляются рас­стройствами терморегуляции, сна, желудочно-кишечными дискинезиями, лабильностью функций дыхательной и сер­дечно-сосудистой систем.

Патология безусловных рефлексов. Для определения глубины поражения нервной системы необходима оценка врожденных рефлексов ребенка. К важнейшим из них от­носятся следующие:

Сосательный - ребенок делает ритмичные сосательные движения при помещении какого-либо предмета в рот.

Поисковый — при раздражении угла рта ребенок пово­рачивает голову в сторону раздражителя.

Хоботковый - вытягивание губ в хоботок при ударе по губам.

Ладонно-подбородочный - при надавливании на ладо­ни ребенок открывает рот, сгибает голову, плечи и пред­плечья.

Защитный - при положении на животе ребенок повора­чивает голову, освобождая рот для дыхания.

Рефлекс ползания - ребенок начинает ползти, лежа на животе, если надавить на подошвы.

Рефлекс опоры и автоматической походки - поддержи­ваемый под мышки ребенок стоит на полной стопе и при наклоне вперед делает шаговые движения.

Хватательный рефлекс — ребенок сильно захватывает помещенные на ладони указательные пальцы врача.

Для детей с тяжелым поражением мозга характерны тонические рефлексы, к которым относятся: шейный симметричный рефлекс (сгибание рук и разгибание ног при Ц, опускании головы) и шейный асимметричный рефлекс (при повороте головы в сторону разгибание руки и ноги, к кото­рым обращено лицо и сгибание противоположных - «поза фехтовальщика»).

Для уточнения диагноза применяют и специальные методы исследования: эхоэнцефалоскопия, краниография, ЭЭГ, компьютерная томография, люмбальная пункция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: