Закон переноса двигательного навыка

В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.

Обучение двигательному действию, готовность к обучению. Задачи, средства и методы первого этапа обучения. Контроль на этапе

Обучение двигательным действиям – процесс передачи и усвоения знаний о двигательных действиях, а также формирование на их основе двигательных умений и навыков.

В структуре процесса обучения различают три этапа:

Этап – ознакомление и начальное разучивание двигательного

действия;

2 этап – углубленное разучивание двигательного действия;

Этап – закрепление и совершенствование двигательного навыка.

Рассмотрим подробно этап ознакомления и начального разучивания

двигательного действия

На данном этапе важно определить степень готовности к обучению, которая выявляется с помощью контрольных упражнений и сведений о прошлом двигательном опыте ученика и характеризуется тремя компонентами:

· степенью развития физических качеств (физическая готовность);

· двигательным опытом (в том числе «координационная готовность»);

· психическими факторами (психическая готовность).

Целью первого этапа является формированиеумения выполнять основу техники двигательного действия, т.е. воспроизводить технику в «грубой форме», акцентируя внимание на ее звеньях. 

Для достижения этой цели создается общее представление о значении физического упражнения и его рациональной технике, а затем о том образце техники, которым предстоит овладеть обучаемым. Если занимающийся после создания у него умственного и зрительного представления об изучаемом физическом упражнении сумеет самостоятельно воспроизвести основу его техники, то на этом и завершается первый этап обучения. Подобное явление обычно наблюдается при разучивании многих общеподготовительных, порядковых и других несложных упражнений.

На этапе начального разучивания действия обучение направлено на формирование основ умения выполнять разучиваемое упражнение и предполагает решение следующих основных задач:

· создать смысловые, зрительные, двигательные, чувственныепредставления о разучиваемом действии;

· использовать положительный перенос сформированных ранее двигательных умений и навыков как элементов построения нового действия;

· формировать в  облегчающих условиях  новые элементы и объединяющие звенья техники движения;

· предупредить или устранить временные искажения в техникедвижения.

Решение поставленных задач осуществляется комплексом методов: словесный, наглядный, расчлененно-конструктивный, срочной информации.

В организации системы упражнений при разучивании действия следует придерживаться правила: лучше чаще (в смысле частоты занятий), но понемногу (в смысле объема нагрузки, связанной с разучиванием, в каждом отдельном занятии).

Характерными чертами методики являются: наряду с основным движением широко применяются различные подводящие и имитационные упражнения; начальное разучивание должно осуществляться в постоянных и наиболее благоприятных для занятий условиях; движения должны выполняться с такими усилиями и скоростями, которые позволяют обучающимся контролировать свои движения в пространстве.

К числу основных причин, порождающих ошибки в разучиваемом действии, можно отнести:

· недостаточную подготовленность обучаемых;

· невысокий уровень профессионального мастерства педагога;

· нечеткое восприятие информации о действии со стороны занимающихся;

· недостаточный самоконтроль;

· отрицательное влияние факторов  утомления  и наличие отрицательного переноса ранее освоенных упражнений;

· неблагоприятные внешние условия и др.

Контроль педагога преимущественно направлен на оценку степени готовности занимающихся к разучиванию, качество решения двигательных задач, формирование навыков самоконтроля построения действия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: